02 марта 2018 г. |
Дело N А83-7681/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Яковлева А.С., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Григорьян И.В., при участии в заседании: от Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 Финансово-экономическая служба" - Сановича А.В., представителя по доверенности от 15.09.2017 N 45/551; в отсутствие Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года по делу N А83-7681/2017 (судья Лукачев С.О.) по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "6 финансово-экономическая служба" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным решения,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" в лице филиала Федерального казенного учреждения "Управления Черноморского флота" - "6 финансово-экономическая служба" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым (далее - Управление, пенсионный фонд) от 16.03.2017 N 091S19170001440 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года по настоящему делу заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым от 16.03.2017 N 091S19170001440 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований; считает решение незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление, соглашаясь с доводами заявителя о наличии у страхователя права дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах за отчетный период, в то же время указывает, что в настоящем случае уточненный отчет, представленный заявителем 08.02.2017, не содержал уточненных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых представлен отчет 09.01.2017, в связи с чем представленная информация, по мнению подателя жалобы, не может считаться дополнительной или уточняющей, так как страхователь не дополняет и не уточняет какие-либо сведения в отношении застрахованных лиц, эти сведения не были представлены страхователем в январе 2017 года с кодом "исходная" вообще, а были первично представлены только 08.02.2017. Полагает ошибочным вывод суда о том, что исходная форма СЗВ-М за декабрь 2016 года направлена страхователем с соблюдением срока, поскольку форма СЗВ-М не является общей на всех застрахованных лиц, сведения о застрахованном лице предоставляются в отношении каждого застрахованного лица.
С учетом изложенного Управление считает, что решение о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) принято Управлением в соответствии с законом, размер назначенного штрафа соответствует положениям данной нормы закона.
В представленном Учреждением отзыве заявитель выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения, ссылаясь на закрепленное законодателем право на исправление ошибок в формах документов индивидуального (персонифицированного) учета. При этом отмечает, что ошибки (несоответствия) в ранее представленной отчетности выявлены самим страхователем, эти ошибки (несоответствия) устранены им же в установленный двухнедельный срок с момента выявления этих ошибок (несоответствий) путем представления в территориальный орган пенсионного фонда исправленных форм документов индивидуального (персонифицированного) учета.
В обоснование своих возражений Учреждение ссылается на позицию Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенную в письме территориальным органам N КА-09-25/13379 от 14.12.2004 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", согласно которой наличие ошибки, хотя формально и образует состав нарушения, однако формальный подход к наложению штрафных санкций недопустим. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации, разъясняя порядок применения названных финансовых санкций, счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил ошибки, обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал правовую позицию, изложенную им в ранее представленном отзыве, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В ходатайстве, поступившем до начала судебного заседания, Управление поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия своего представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании представленных заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года Управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.02.2017 N 091S18170001407, в котором зафиксировано, что страхователь направил неверные сведения за декабрь 2016 года (форма СЗВ-М), дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2016 года на 2-х застрахованных лиц представлена Учреждением по электронным каналам связи 08.02.2017.
По результатам рассмотрения указанного акта 16.03.2017 Управлением вынесено решение N 091S19170001440, которым ФКУ "Управление Черноморского флота" в лице филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - "6 финансово-экономическая служба" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2-2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, применена финансовая санкция в размере 1000 рублей.
Основанием для принятия оспариваемого решения о привлечении страхователя к ответственности послужили изложенные в акте проверки от 17.02.2017 выводы Управления о нарушении плательщиком страховых взносов установленного Законом N 27-ФЗ срока представления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года в отношении двух застрахованных лиц.
Заявитель полагая, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах), поскольку последний самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях, предоставленных за декабрь 2016 года по форме СЗВ-М и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким разрешением спора судом первой инстанции в силу следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Из материалов дела следует, что сведения о застрахованных лицах были направлены в исходной форме СЗВ-М за декабрь 2016 года, первоначально направленной в Управление 09.01.2017, то есть в установленный законом срок, представлены сведения о застрахованных лицах.
При подготовке к сдаче отчетности за последующий отчетный период страхователь самостоятельно выявил и устранил расхождения в отчетности за декабрь 2016 года, выразившиеся в непредставлении сведений на двух застрахованных лиц, представив 08.02.2017 дополняющую форму сведений на указанных лиц. Принятие пенсионным фондом указанного отчета подтверждается положительным протоколом проверки отчетности страхователя от 08.02.2017.
Таким образом, первоначально сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года представлены в установленный законом срок (09.01.2017), при этом дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2016 года, содержащая сведения о застрахованных лицах, сведения о которых не представлялись в исходной форме, представлены в Управление 08.02.2017.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода органом пенсионного фонда о непредставлении в установленный срок в форме СЗВ-М за декабрь 2016 года сведений на двух застрахованных лиц Рыхальского В.В., Сулешова М.М., которые необходимо было представить не позднее 16.01.2017, а фактически представлены 08.02.2017, то есть с нарушением срока, что явилось основанием для привлечения заявителя к ответственности.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления сведений) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в статью 17 Федерального закона N 27-ФЗ внесены изменения, и в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в новой редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь представляет рассматриваемые сведения ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, с 01.01.2017 обязанность страхователей представлять отчетность в срок не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за отчетным, отменена. Такая отчетность может быть представлена ими в любой следующий день, но не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ).
При этом статьей 17 в редакции, действующей с 01.01.2017, состав правонарушения и санкция за его совершение сохранены.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Вместе с тем статьей 15 Закона 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В подаваемой страхователем форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в разделе 3 необходимо указать тип формы подаваемых сведений (код). При этом в данном разделе обязательно должен быть указан один из следующих кодов: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В рассматриваемом случае в порядке реализации права Учреждения на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была установлена им самостоятельно и исправлена, в отчетность внесены изменения, в связи с чем с целью дополнения ранее принятых пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период подана дополняющая форма.
Руководствуясь вышеуказанными нормами Закона 27-ФЗ, установив, что исходная форма СЗВ-М за декабрь 2016 года направлена страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, а дополняющая форма СЗВ-М отправлена в пенсионный фонд по инициативе Учреждения в связи с самостоятельным выявлением ошибок в ранее представленных сведениях, а также учитывая обстоятельство выявления Управлением факта предоставления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года после исправления соответствующих сведений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ, поскольку вина страхователя отсутствует в связи с реализацией права на исправление недостоверных сведений.
Указанное согласуется с позицией Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенной в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (применявшегося в спорный период), в котором указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 39 ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, не содержащей каких-либо ограничений по сроку предоставления исправленных сведений в случае самостоятельного выявления ошибки страхователем.
Так, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются (абзац третий пункт 39 Инструкции).
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения в отношении двух застрахованных лиц не были представлены страхователем в январе 2017 года с кодом "исходная" вообще, а были первично представлены только 08.02.2017, в связи с чем исходная форма СЗВ-М за декабрь 2016 года направлена страхователем с нарушением срока, апелляционным судом отклоняются, как основанные на неверном понимании выше приведенных норм законодательного регулирования.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционным судом и подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, основаны на ином толковании норм права, которое не следует из их содержания.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом того, что Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2017 года по делу N А83-7681/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.