02 марта 2018 г. |
Дело N А83-11988/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Ресурс" - Малюкова А.А.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Ресурс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 ноября 2017 года по делу N А83-11988/2017 (судья Осоченко И.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Ресурс" (454021, ул. Чичерина, д. 15, оф. 227, г. Челябинск, Челябинская область) (454138, ул. Молодогвардейцев, д. 7, оф. 603, г. Челябинск, Челябинская область)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым)
заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (295015, ул. Севастопольская, д. 17, г. Симферополь, Республика Крым)
Комитет конкурентной политики Республики Крым (295005, пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым)
о признании незаконным решения и понуждении выполнить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Ресурс" (ОГРН 1137448007168 - л.д. 28, 37-55 т. 1, далее - ООО НПФ "Ресурс" или заявитель) предъявило в Арбитражный суд Республики Крым требования о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102010606 - л.д. 30-35 т. 1, далее - Крымское УФАС России) от 13.07.2017 по делу N 06/2409-17 о признании жалобы на конкурсную документацию необоснованной (л.д. 11-15 т. 1).
Требования мотивированы тем, что в конкурсной документации критерии оценки участника по опыту выполнения работ ограничивают количество участников закупки, так как в качестве доказательства опыта работы учитываются только выполненные государственные контракты и не принимаются во внимание выполненные в порядке субподряда договоры.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что отсутствие в составе заявки документов о квалификации участника не является основанием для отклонения заявки участника, установленный конкурсной документацией критерий оценки опыта выполнения работ не ограничивает количества участников закупки (л.д. 25-38 т. 4).
ООО НПФ "Ресурс" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования на том основании, что изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель многократно выполнял по характеру и объему работы, сопоставимые с предметом конкурса, но выполнял эти работы как субподрядчик; запрет заказчика на подтверждение опыта работы по таким работам субподрядными договорами приводит к нарушению конкуренции (л.д. 52-58 т. 4).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (проведенном путем использования видеоконференц-связи) представитель заявителя просил отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
Представители Крымского УФАС России, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, далее - Минимущество Крыма), Комитета конкурентной политики Республики Крым (ОГРН 1149102030032) в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 25.01.2018, копии которого получили 29.01.2018, 01.02.2018, 06.02.2018, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 47-49 т. 4).
26.01.2018 информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 50 т. 4).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции), исследовав в совокупности доказательства, установил следующие обстоятельства.
10.07.2017 ООО НПФ "Ресурс" подана в Крымское УФАС России жалоба на конкурсную документацию заказчика в части определения опыта работы только по государственным контрактам (л.д. 92-94 т. 1).
13.07.2017 на заседании Комиссии по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя Крымского УФАС России в присутствии представителей заявителя, заказчика и уполномоченного органа рассмотрена жалоба ООО НПФ "Ресурс" и принято решение N 06/7452 по делу N 06/2409-17 о признании этой жалобы необоснованной (л.д. 19-24 т. 1, л.д. 1-7 т. 4).
Решение мотивировано тем, что установление конкурсной документацией критерия оценки заявок участников закупки по нестоимостному показателю - наличие опыта выполнения работ, сопоставимых по характеру и объему с предметом конкурса, не ограничивает количество участников закупки.
Из представленной документации по закупке следует:
21.06.2017 на сайте http://www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о закупке N 0175200000417000252 (л.д. 77 т. 2), согласно которому:
- заказчиком открытого конкурса является Минимущество Крыма, его уполномоченным органом - Комитет конкурсной политики Республики Крым;
- предметом закупки является социально-экономический анализ последствий применения результатов кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Республики Крым;
- начальная (максимальная) цена - 30.333.333,33 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок и вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 12.07.2017 10:00, рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 01.08.2017;
- заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа; заявка должна содержать определенные сведения и к заявке должны быть приложены определенные документы; при этом, к заявке не требуется прилагать документы о ранее выполненных государственных контрактах с таким же предметом закупки (подпункт 1.1 раздела II.III конкурсной документации - л.д. 91-93 т. 2);
- оценка заявок производится по двум критериям: 1) цена контракта; 2) квалификация конкурсанта; квалификация участника оценивается по наличию опыта выполнения работ, сопоставимых по характеру и объему с предметом конкурса, успешно (без штрафов, пени и неустоек) выполненных в период до 01.01.2016 государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, по проведению государственной кадастровой оценки и/или анализа результатов кадастровой оценки, имевших цену не менее 20% начальной (максимальной) цены по настоящей закупке; подтверждением наличия этого опыта является заполняемое участником приложение N 4 к инструкции по заполнению заявки, содержащее информацию о выполненных государственных контрактах, сведения о которых содержатся в Единой информационной системе zakupki.gov.ru; при отсутствии или несоответствии такой информации показатель оценки "опыт работы" не учитывается при оценке заявок (подпункты 2.1.1-2.1.4 раздела III конкурсной документации - л.д. 105 т. 2).
Заявитель полагает, что такие требования конкурсной документации о подтверждении опыта работы только выполненными государственными контрактами приводят к ограничению конкуренции, так как в конкурсе может участвовать только лицо, ранее выполнявшее государственный контракт, а субподрядчики по таким работам участниками конкурса быть не могут.
В подтверждение выполнения заявителем, как субподрядчиком, сопоставимых работ представлены протоколы заседаний комиссий по рассмотрению вопросов об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, договоры субподряда на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков различных категорий и договоры страхования (л.д. 1-143 т. 3).
23.08.2017 на сайте http://www.zakupki.gov.ru по извещению N 0175200000417000252 размещено решение заказчика об отмене конкурса.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 07.06.2017, действовавшая на момент публикации извещения о конкурсе, далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которыми являются конкурсы (в том числе отрытый), аукционы, запросы котировок и предложений.
Согласно частям 1 и 3 статьи 48 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования; для проведения такого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Часть 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать (в том числе):
пункт 4 - предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
пункт 9 - критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 32 и пункт 6 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ предусматривают, что для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает критерии (в том числе) по квалификации участников закупки - опыту работы, связанному с предметом контракта; заявка участника может содержать документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего закона.
Как установлено, конкурсная документация содержала критерий оценки заявки по квалификации, опыт работы участник должен был подтвердить информацией, заполнив приложение N 4 к инструкции по заполнению заявки; последствием отсутствия (недостоверности) такой информации являлось только неучет при оценке заявок этого критерия; но отсутствие (недостоверность) такой информации не являлось основанием к недопуску участника в конкурсе или для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Таким образом, отсутствие у заявителя опыта работы по выполненным государственным контрактам не является ограничением его участия в открытом конкурсе, а потому решение Крымского УФАС России и выводы суда первой инстанции соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы заявителя об ограничении конкуренции из-за требования конкурсной документации подтвердить опыт работы только выполненными государственными контрактами не могут быть приняты во внимание, так как только при оценке заявок заказчик применил бы это требование. Заявителю не было отказано в участии в конкурсе и по его заявке критерий опыт работы не был оценен в 0 баллов из-за отсутствия выполненных государственных контрактов.
Кроме того, в день возбуждения судом первой инстанции дела по заявлению ООО НПФ "Ресурс" заказчик разместил информацию об отмене названного конкурса.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела. Иных оснований для отмены судебного решения не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 ноября 2017 года по делу N А83-11988/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Ресурс" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.