г. Челябинск |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А07-20536/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пирской О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2017 по делу N А07-20536/2017 (судья Абдуллина Э.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "УралАгроСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "УралАгроСервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды N 9083 от 31.03.2016, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "УралАгроСервис" и Администрацией Муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, в отношении объекта недвижимости: земельный участок из категории земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для рыбохозяйственной деятельности, кадастровый номер 02:37:180101:36, общей площадью 432995, кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, с/с Иштугановский, в районе д. Иштуган. Заявитель просил возложить на Управление Росреестра обязанность провести государственную регистрацию вышеназванного договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены открытое акционерное общество "Зирганская машинно-технологическая станция" (далее - ОАО "Зирганская МТС"), Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2017 (резолютивная часть оглашена 16.11.2017) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра N 04/312/002/2016-3080 от 05.04.2017 в государственной регистрации договора аренды N 9083 от 31.03.2016, заключенного между обществом "УралАгроСервис" и Администрацией в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36, обязав Управление произвести государственную регистрацию названного договора.
С вынесенным решением не согласилось Управление Росреестра, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела. Указывает на наличие в материалах дела противоречащих друг другу сведений о согласии общества "Зирганская МТС" на образование земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 из арендуемого тем же обществом земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:290 (выраженного письмом от 24.03.2014) и представленного по запросу государственного регистратора 13.12.2016 сообщения конкурсного управляющего общества "Зирганская МТС" о том, что согласия на образование земельного участка не предоставлялось. По мнению апеллянта, в силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации от выраженного согласия арендатора исходного земельного участка напрямую зависит вопрос использования его субъективного права на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков. При таких обстоятельствах, государственная регистрация договора аренды могла привести к нарушению прав третьих лиц, что противоречит принципу законности оснований государственной регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, предусмотренному пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ООО "УралАгроСервис" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с приведенными в ней доводами.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2018 года рассмотрение апелляционной жалобы было отложено и назначено к рассмотрению на 14 часов 30 минут 28 февраля 2018 года с целью предоставления сторонами дополнительных доказательств и пояснений.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 произведена замена судьи Пивоваровой Л.В. в составе суда для рассмотрения дела N А07-20536/2017 судьей Пирской О.Н. В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "УралАгроСервис" от 06.05.2013 об оформлении договора аренды земельных участков обводненных карьеров, с целью благоустройства прибрежной полосы карьеров, организации зоны отдыха для рыбаков и автотуристов, создания рыбохозяйственного производства (л.д.27) был произведен выбор земельного участка площадью 500 000 кв.м, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером землепользования с кадастровым номером 02:37:000000:290, обособленного земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:30, результаты которого оформлены актом выбора и согласования земельных участков от 12.07.2013 (л.д. 19-20 т.1). Названный акт выбора утвержден постановлением главы Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан N 889 от 25.04.2014.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:37:180101:36 общей площадью 432995, кв.м. поставлен на кадастровый учет 15.07.2014 с видом разрешенного использования "для рыбохозяйственной деятельности". Сведения об объекте недвижимости имеют статус "временные" (л.д.96-106 т.1).
Постановлением Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан N 2617 от 09.12.2014 обществу "УралАгроСервис" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 02:37:180101:36, разрешенное использование: для рыбохозяйственной деятельности (л.д.15 т.1). В преамбуле постановления указано на предоставление земельного участка в соответствии со статьями 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 9,10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", информационного сообщения о предоставлении земельных участков в газете "Путь Октября" от 19.08.2014, единственного заявления ООО "УралАгроСервис".
Постановлением Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан N 674 от 25.04.2016 в постановление Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан N 2617 от 09.12.2014 внесены изменения, касающиеся срока аренды, вместо сорок девять лет указано - десять лет ( л.д. 51 т.1).
На основании вышеназванных постановлений 31.03.2016 между Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и ООО "УралАгроСервис" был подписан договор аренды N 9083, предметом которого является предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36, из категории земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для рыбохозяйственной деятельности, общей площадью 432995, кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республики Башкортостан, Мелеузовский район, с/с Иштугановский, в районе д. Иштуган, сроком на 10 лет ( л.д. 49-50 т.1).
Из представленных Управлением Росреестра материалов регистрационного дела усматривается, что 15.02.2016 Абдуллин Фаниль Финарович обращался за осуществлением государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 N 9083 от 31.03.2016 (л.д. 41). В осуществлении государственной регистрации было отказано, поскольку арендатором по договору является иное лицо - ООО "УралАгроСервис" (л.д. 43 т.1). Кроме того, Управлением Росреестра было указано на наличие противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, отсутствия согласия на образование земельного участка от ОАО "Зирганская МТС".
22.11.2016 ООО "УралАгроСервис" в лице Абдуллина Фаниля Финаровича, обратилось с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 9083 от 31.03.2016 (л.д. 44 т.1). Наряду с названным договором заявителем была представлена копия согласия ОАО "Зирганская МТС" на образование земельного участка для рыбохозяйственной деятельности площадью 44 га расположенного в границах единого землепользования с кадастровым номером землепользования с кадастровым номером 02:37:000000:290, обособленного земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:30 от 24.03.2014, за подписью генерального директора ОАО "Зирганская МТС" Сайфутдинова Р.Р., верность которой удостоверена 17.11.2016 управляющей делами Администрации сельского поселения Иштугановский сельсовет муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (л.д.53 т.1).
Управление Росреестра уведомлениями N 04/312/001/2016-1961 от 29.02.16, N 04/312/002/2016-3080 от 28.11.2016 приостановило государственную регистрацию договора аренды N 9083 от 31.03.2016 в связи с направлением запроса ОАО "Зирганская МТС" о наличии письменного согласия на образование земельного участка (л.д.70 (оборот),71 т.1).
Письмом от 13.12.2016 конкурсным управляющим было сообщено об отсутствии согласия на образование земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 из арендуемого обществом (л.д. 70 т.1).
Сообщение того же содержания 25.03.2016 было представлено в Управление Росреестра на запрос, связанный с возможностью осуществления регистрационных действий по договору аренды N 9083 от 31.03.2016 на основании заявления Абдуллина Фаниля Финаровича, поданного 15.02.2016 (л.д.42 т.1, оборот).
Сообщением N 04/312/002/2016-3080 от 05.04.2017 Управление Росреестра уведомило ООО "УралАгроСервис" об отказе в государственной регистрации договора аренды N 9083 от 31.03.2016 ввиду наличия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами (абз.11 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п.3 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Кроме того, в отказе указано на отсутствие согласия ОАО "Зирганская МТС" на образование земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 из земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:290, находящегося в аренде названного общества (л.д. 73 т.1).
Посчитав, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает законные права и интересы общества "УралАгроСервис", им были заявлены настоящие требования в арбитражный суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил факт наличия согласия ОАО "Зирганская МТС" на образование земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 из арендуемого тем же обществом земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:290 в виде письма от 24.03.2014, представленного при первом обращении за осуществлением государственной регистрации договора аренды в 2015 году. Сомнений в указанном документе у государственного регистратора не возникало, в отказе государственной регистрации от 29.07.2015 они не указаны. Не установив доказательств отзыва названного согласия и приняв во внимание подписание письма 25.03.2016 лицом, чьи полномочия не подтверждены документально, суд счел, что у государственного регистратора не имелось оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
При разрешении спора, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2013 N 218-ФЗ), вступившего в действие с 01.01.2017.
В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2013 N 218-ФЗ, он применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Поскольку заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды 22.11.2016, то есть, до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, поданные заявителем на государственную регистрацию документы регистрирующий орган обязан был проверить на соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ).
Статья 20 Федерального закона N 122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации права. В частности, в соответствии с пунктом 1 данной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами.
Отказывая в осуществлении государственной регистрации договора аренды N 9083 от 31.03.2016 Управление Росреестра указало на наличие противоречий между заявленными и зарегистрированными правами (зарегистрированная запись о договоре аренды земельного участка кадастровым номером 02:37:000000:290, из которого образован земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36, за ОАО "Зирганская МТС") и отсутствие согласия названного общества на образование земельного участка.
Из представленных по запросу суда апелляционной инстанции материалов регистрационного дела усматривается, что 06.04.2009 между Администрацией муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и ОАО "Зирганская МТС" заключен договор аренды пяти земельных участков для сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка кадастровым номером 02:37:000000:290, сроком на 49 лет (л.д. 50-54 т.2). В отношении того же земельного участка 16.03.2016 между ОАО "Зирганская МТС" и государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием совхоз "Алексеевский" Республики Башкортостан заключен договор субаренды сроком на 38 месяцев (л.д. 72-74 т.2).
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2018 содержит актуальные записи об осуществлении государственной регистрации обременения в виде аренды в пользу ОАО "Зирганская МТС" и субаренды в пользу государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Алексеевский" Республики Башкортостан. Сведения о земельном участке кадастровым номером 02:37:000000:290 имеют статус актуальные, ранее учтенные. Видом разрешенного использования земельного участка является возделывание сельскохозяйственных культур (л.д. 19 т.2).
Названное, с учетом того, что земельный участок кадастровым номером 02:37:000000:290 является исходным для земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36, свидетельствует о существовании в Едином государственном реестре недвижимости записи о другом договоре аренды той же вещи.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" само по себе наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи об аренде недвижимой вещи не препятствует внесению в реестр записи о другом договоре аренды той же вещи.
Однако, в рассматриваемом случае осуществление государственной регистрации договора аренды N 9083 от 31.03.2016 с ООО "УралАгроСервис" является недопустимым в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено предоставление для государственной регистрации прав (обременений) на земельные участки, образуемые при разделе согласия в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из пункта 8 названной статьи следует, что споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Таким образом, в рассматриваемом случае образование земельного участка представляет собой установление его границ.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего на момент постановки на государственный кадастровый учет временного земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 и заключения договора аренды с ООО "УралАгроСервис") местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. К таким лицам отнесены арендаторы земельных участков сроком более чем на пять лет.
Исходя из названого, согласие ОАО "Зирганская МТС" от 24.03.2014 на образование земельного участка площадью 44 га из обособленного земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:290 (л.д. 17 т.1), которое не содержит описания местоположения границ земельного участка и схемы его расположения, не может быть признано документом исключающим спор о границах земельного участка.
Тем более, что последующие действия ОАО "Зирганская МТС" выраженные направлением письма от 13.12.2016 конкурсного управляющего об отсутствии согласия на образование земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 из арендуемого обществом (л.д. 70 т.1), свидетельствуют об обратном.
Делая вывод об отсутствии подтверждения полномочий Абдуллина Фаниля Финаровича представившего в Управление Росреестра возражения по образованию земельного участка (л.д.42, оборот), суд первой инстанции не учел наличие в материалах дела вышеназванного сообщения конкурсного управляющего, который в связи с признанием ОАО "Зирганская МТС" несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2016 по делу N А07-7986/2014 и на основании статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" осуществляет полномочия руководителя должника.
Таким образом, заявителем не были представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, что является одним из оснований для отказа в государственной регистрации права (обременения).
При проверке правомерности отказа в государственной регистрации суды вправе давать оценку не только мотивам отказа, приведенным регистрирующим органом в соответствующем решении, но и прочим документам, представленным заявителем на государственную регистрацию в качестве оснований возникновения права (обременения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5 названной нормы).
В рассматриваемом случае разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:290 является возделывание сельскохозяйственных культур. Из приведенных в акте выбора характеристик земельного участка усматривается отнесение земельного участка к числу сельскохозяйственных угодий, занятых водой - 280 000 кв.м и пашней - 220 000 кв.м. (л.д. 19 т.1 оборот).
Разрешенным использованием образованного в результате его раздела земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36 площадью 432 995 кв.м. является рыбохозяйственная деятельность.
При этом, в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду обществом "УралАгроСервис" указаны цели благоустройства прибрежной полосы карьеров, организации зоны отдыха рыбаков и автотуристов, создание рыбохозяйственного производства (л.д. 27). Те же цели организации туристического бизнеса обозначены в протоколе схода граждан д. Сыртланово сельского поселения Иштугановский сельсовет по вопросу аренды водного карьера (л.д. 56 т.1).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации пашни отнесены к числу сельскохозяйственных угодий, которые являются самостоятельными видами земель сельскохозяйственного назначения, отличным от земель занятых водными объектами (статья 77 названного кодекса).
При этом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014).
Исходя из названного, договор аренды земельного участка предусматривающий отличное от исходного разрешенное использование, не соответствует приведенным выше положениям.
Судебной коллегией также учтено, что возложение на Управление Росреестра обязанности по осуществлению государственной регистрации договора аренды с обществом "УралАгроСервис", по существу ведет к разрешению спора о праве.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что спор об образовании земельных участков, направленный на раздел имущества и установление границ образуемых земельных участков, должен рассматриваться в исковом порядке и не подлежит рассмотрению по правилам 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Применимость такого способа защиты как обращение в суд к Управлению Росреестра с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обусловлена отсутствием спора о праве на недвижимое имущество и обстоятельством отсутствия нарушения прав и законных интересов других лиц при внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Так как осуществление государственной регистрации договора аренды с заявителем повлечет изменение статуса временного земельного участка с кадастровым номером 02:37:180101:36, а значит уменьшение площади и изменение границ исходного земельного участка с кадастровым номером 02:37:000000:290, приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии спора о границах земельного участка арендуемого ОАО "Зирганская МТС" и находящимся в пользовании государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Алексеевский" Республики Башкортостан на основании договора субаренды.
Кроме того, по смыслу пунктов 2, 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, используемого на основании договора аренды влечет право арендатора на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков.
Сведений об отказе ОАО "Зирганская МТС" и государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Алексеевский" Республики Башкортостан от принадлежащего им права аренды и субаренды земельного участка, в материалах дела не имеется.
Соответственно, оспариваемый отказ сам по себе не может быть признан нарушающим права заявителя в отсутствие разрешенного в исковом порядке спора о границах земельного участка и праве на его использование.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять предусмотренный законом способ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 22.04.2010 N 548-О-О, от 17.06.2010 N 873-О-О, от 15.07.2010 N 1061-О-О, право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами.
Принимая во внимание изложенное, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.11.2017 по делу N А07-20536/2017 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "УралАгроСервис" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20536/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2018 г. N Ф09-3665/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УРАЛАГРОСЕРВИС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация муниципального района Мелеузовскйи район Республики Башкортостан, ОАО "ЗИРГАНСКАЯ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ", ОАО "Зирганская МТС", Управление Росреестра по РБ