г. Тула |
|
5 марта 2018 г. |
Дело N А68-10359/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Тульская кондитерская фабрика "Ясная Поляна" (ОГРН 1027100593530, ИНН 7104002125) - Соколовой Л.В. (доверенность от 26.12.2016), от заинтересованного лица - Тульской таможни (г. Тула, ОГРН 1027100592507, ИНН 7107020323) - Маленкова А.Ю. (доверенность от 27.02.2018 N 03-53/9), Честяковой Е.А. (доверенность от 09.01.2018 N 03-51/1), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тульская кондитерская фабрика "Ясная Поляна" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.11.2017 по делу N А68-10359/2017 (судья Елисеева Л.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Тульская кондитерская фабрика "Ясная Поляна" (далее - ОАО ТКФ "Ясная Поляна", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления Тульской таможни (далее -таможенный орган, заинтересованное лицо) от 18.09.2017 N 10116000-497/2017 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.11.2017 по делу N А68-10359/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ОАО ТКФ "Ясная Поляна" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования общества.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значения для дела, выводы суда, изложенные в судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению апеллянта, на основании представленных таможенным органом доказательств не представляется возможным достоверно установить наличие события административного правонарушения.
В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 5-АЛ17-8.
Тульская таможня в отзыве на апелляционную жалобу возражала против ее доводов, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что доводы, изложенные в жалобе, основаны на неверном толковании норм права.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2017 года ОАО ТКФ "Ясная Поляна", заполнив на официальном сайте Федеральной таможенной службы России статистическую форму учета перемещения товаров (системный номер 2100170824-09193559), поступивших в июне 2017 года из Республики Беларусь в рамках договора поставки от 05.06.2017 N 34/МТО, заключенного ОАО ТКФ "Ясная Поляна" с обществом с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Садком" (далее - ООО "Производственная компания "Садком") (Республика Беларусь, 222932, Минская обл., г. Старые дороги, ул. Кирова, 149), представило в Тульскую таможню для регистрации бумажный экземпляр статистической формы.
28.08.2017 статистическая форма учета перемещения товаров (системный номер 2100170824-09193559) зарегистрирована Тульской таможней за регистрационным номером 10116000/280817/С739447.
Усмотрев в действиях ОАО ТКФ "Ясная Поляна" признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, должностным лицом Тульской таможни составлен протокол от 01.09.2017 N 10116000-497/2017 об административном правонарушении, выразившимся в представлении статистической формы с нарушением срока, установленного пунктом 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации государствами-членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329.
01 сентября 2017 года ОАО ТКФ "Ясная Поляна" представило в Тульскую таможню заявление об аннулировании статистической формы за регистрационным номером 10116000/280817/С739447 и регистрации статистической формы с системным номером 2100170901-17532677.
Статистическая форма за регистрационным номером 10116000/280817/С739447 была аннулирована 04.09.2017.
Заместителем начальника Тульской таможни 18.09.2017 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10116000-497/2017, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом, при этом обществом данный факт не оспаривался.
Материалами дела подтвержден факт надлежащего извещения общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
В свою очередь, процедура вынесения постановления о назначении административного наказания и составления протокола по делу об административном правонарушении, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права лица, привлекаемого к административной ответственности, установленные статье 25.2 КоАП РФ, и иные права, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения, составляют: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.10 N 3 11-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В целях обеспечения решения возложенных на таможенные органы задач указанными органами ведется специальная таможенная статистика в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 1 статьи 103 Закона N 311-ФЗ)
Исходя из части 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.15 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации (абзац 1 пункта 5 Правил).
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (абзац 4 пункта 5 Правил).
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Абзац 1 пункта 7 Правил предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Таким образом, в соответствии с требованиями абзаца 1 пункта 7 Правил статистическая форма, содержащая сведения о товарах, ввезенных на территорию Российской Федерации в июне 2017 года, подлежала представлению в таможенный орган не позднее 12.07.2017 (8-й рабочий день месяца июль).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, ОАО ТКФ "Ясная Поляна", заполнив на официальном сайте ФТС России статистическую форму учета перемещения товаров (системный номер 2100170824-09193559), поступивших в июне 2017 года из Республики Беларусь в рамках договора поставки от 05.06.2017 N 34/МТО, заключенного ОАО ТКФ "Ясная Поляна" с ООО "Производственная компания "Садком" (Республика Беларусь, 222932, Минская обл., г.Старые дороги, ул.Кирова, 149), представило 24 августа 2017 года в Тульскую таможню бумажный экземпляр статистической формы для регистрации.
28.08.2017 статистическая форма учета перемещения товаров (системный номер 2100170824-09193559) зарегистрирована Тульской таможней за регистрационным номером 10116000/280817/С739447.
Следовательно, статистическая форма учета перемещения товаров представлена заявителем с нарушением срока, установленного абзацем 1 пункта 7 Правил.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод заявителя о том, что отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку статистическая форма за регистрационным номером 10116000/280817/С739447 была аннулирована, на основании следующего.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Судом верно установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО ТКФ "Ясная Поляна" статистическая форма учета перемещения товаров, поступивших в июне 2017 года из Республики Беларусь в рамках Договора поставки от 05.06.2017 N 34/МТО, представлена в Тульскую таможню 24 августа 2017 года, т.е. с нарушением установленного срока.
Следовательно, основанием для привлечения ОАО ТКФ "Ясная Поляна" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ явился факт несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Таким образом, тот факт, что по заявлению общества статистическая форма с регистрационным номером 10116000/280817/С739447 аннулирована 04.09.2017, не имеет правового значения для определения в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, а также не опровергает вины заявителя в совершении вмененного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Выполняя требования таможенного законодательства общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товара через таможенную границу в адрес получателя на территории государства - члена ЕЭС.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации, имело возможность исполнить обязанность по предоставлению в таможню статистической формы учета перемещения товаров в установленный срок.
Доказательства невозможности исполнения ОАО ТКФ "Ясная Поляна", требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, исключающие вину заявителя.
Следовательно, в действиях общества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.
Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что материалами дела подтвержден факт наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то, что таможенным органом в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении неправильно указаны даты совершения правонарушения, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, как не имеющая правового значения, поскольку в указанных процессуальных документах подробно описано содержание события выявленного правонарушения, имеющего значение с точки зрения содержания объективной стороны соответствующего правонарушения. При этом днем совершения вменяемого обществу правонарушения является 13.07.2017, т.е. следующий за установленной датой представления статистической формы. Данное обстоятельство отражено в оспариваемом постановлении.
Таким образом, существенных процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности таможенным органом не допущено.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные заявителем в жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 Кодекса, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы открытое акционерное общество "Тульская кондитерская фабрика "Ясная Поляна" по платежному поручению от 29.01.2018 N 896 уплатило государственную пошлину в сумме 1500 рублей, то на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 29.11.2017 по делу N А68-10359/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тульская кондитерская фабрика "Ясная Поляна" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тульская кондитерская фабрика "Ясная Поляна" (300036, г. Тула, Одоевское шоссе, д. 83, ОГРН 1027100593530, ИНН 7104002125) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.01.2018 N 896.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.