г. Саратов |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А57-15155/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" марта 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от Нижне-Волжское управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Шаймиева С.Ю., представитель по доверенности от 28.12.2017,
от публичного акционерного общества "Саратовэнерго" - Юрасова М.А., представитель по доверенности от 01.01.2018,
от Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Губернаторский автомобильно-электромеханический техникум" - Кустиков В.В., представитель по доверенности от 29.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Губернаторский автомобильно-электромеханический техникум" (413859, Саратовская область, г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, д. 33, ИНН 6439030651, ОГРН 102640142708)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2017 года по делу N А57-15155/2017 (судья В.Е. Козикова)
по заявлению публичного акционерного общества "Саратовэнерго" (410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 124, ИНН 6450014808, ОГРН 1026402199636) заинтересованные лица: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 94, ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488), Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Губернаторский автомобильно-электромеханический техникум" (413859, Саратовская область, г. Балаково, ул. Саратовское шоссе, д. 33, ИНН 6439030651, ОГРН 102640142708), Министерство образования Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Соляная, д. 32, ИНН 6450608375, ОГРН 1056405028591), Балаковский территориальный отдел Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (413850, Саратовская обл., Балаково г., ул. Ленина, 100)
о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Саратовэнерго" (далее - ПАО "Саратовэнерго", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Губернаторский автомобильно-электромеханический техникум" (далее - ГАПОУ СО "ГАЭМТ", учреждение), вынесенного 20.06.2017 Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, ГАПОУ СО "ГАЭМТ", Министерство образования Саратовской области, Балаковский территориальный отдел Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 9.22 КоАП РФ в отношении ГАПОУ СО "ГАЭМТ", вынесенное 20.06.2017 Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора.
ГАПОУ СО "ГАЭМТ", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ГАПОУ СО "ГАЭМТ" поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Нижне-Волжского управлением Ростехнадзора в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ПАО "Саратовэнерго" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 02 февраля 2018 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Министерства образования Саратовской области, Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управлением Ростехнадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей ГАПОУ СО "ГАЭМТ", ПАО "Саратовэнерго" и Нижне-Волжское управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.02.2016 между ПАО "Саратовэнерго" (гарантирующий поставщик), и ГАПОУ СО "ГАЭМТ" заключен договор энергоснабжения N 64110110000106, в соответствии с которым ПАО "Саратовэнерго" осуществляет продажу ГАПОУ СО "ГАЭМТ" электрической энергии (мощности), урегулирует с сетевой организацией отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки потребителя, оказывает иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ГАПОУ СО "ГАЭМТ" оплачивает приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в соответствии с условиями договора и действующим законодательством.
24.05.2017 в адрес Нижне-Волжское управление Ростехнадзора поступило заявление ПАО "Саратовэнерго" о проведении в отношении ГАПОУ СО "ГАЭМТ" проверки по факту наличия в действиях указанного учреждения признаков состава административного правонарушения по части 4 статьи 9.22 КоАП РФ в связи с непредставлением ГАПОУ СО "ГАЭМТ" в адрес ПАО "Саратовэнерго" акта согласования технологической и (или) аварийной брони.
Не усмотрев в действиях ГАПОУ СО "ГАЭМТ" признаков нарушения состава административного правонарушения по части 4 статьи 9.22 КоАП РФ, Нижне-Волжское управление Ростехнадзора определением 20.06.2017 отказало в возбуждении дела об административном правонарушении.
ПАО "Саратовэнерго", не согласившись с указанным определением, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что выводы Нижне-Волжского управления Ростехнадзора об отсутствии события административного правонарушения как основание для вынесения определения от 20.06.2017 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении носят преждевременный характер и не мотивированы применительно к диспозиции части 4 статьи 9.22 КоАП РФ.
Апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу частей 3 и 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст. 207 АПК РФ.
Согласно КоАП РФ заявление физического и юридического лица об административном правонарушении подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями действующего законодательства об административных правонарушениях, состоящего из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1); если такое заявление содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, оно может являться поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1); при наличии заявления и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом возбуждается дело об административном правонарушении (части 2 и 3 статьи 28.1).
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5).
Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого определения послужил вывод Управления том, что ГАПОУ СО "ГАЭМТ" не относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, так как не входит в соответствующий перечень, определённый Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 (далее - Правила N 442).
Частью 4 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики, либо нарушение сетевой 5 организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони.
Из названной нормы следует, что событием данного правонарушения является нарушение субъектом:
- установленных законодательством об электроэнергетике требований о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания в сетевую организацию;
- установленных законодательством об электроэнергетике требований к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики указанного потребителя электрической энергии;
- нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони.
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Указанным порядком должны быть установлены категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (абзац 9 пункта 7 статьи 38 названного закона, далее по тексту - потребители особой категории).
В приложении к Правилам N 442 определены категории данных потребителей.
Также перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (абзац 10 пункта 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
Потребители особой категории обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством РФ либо уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абзацы 10, 11 пункта 7 статьи 38 Закон об электроэнергетике, пункт 14.2 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.22 КоАП РФ, являются потребители электрической энергии или субъекты электроэнергетики, для которых составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным (при этом действия или бездействие сетевой организации или иного лица по соблюдению сроков и порядка согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в данном случае не рассматриваются).
Судом апелляционной инстанции установлено, что ГАПОУ СО "ГАЭМТ" не относится к категории потребителей, определенных в приложении к Правилам N 442, а также не включен в Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что ГАПОУ СО "ГАЭМТ" является образовательной организацией и, следовательно, подпадает под пункт 5 приложения к Правилам N 442, основан на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 5 приложения к Правилам N 442, к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.
Из буквального толкования указанного пункта следует, что к специальным субъектам, ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся только образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы.
В перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 89, включены образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования.
Таким образом, ГАПОУ СО "ГАЭМТ" не относится к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Кроме того, ВРИО Губернатора Саратовской области 29.06.2017 утвержден перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на территории Саратовской области (далее - Перечень потребителей).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в утвержденный ВРИО Губернатора Саратовской области перечень потребителей электрической энергии ГАПОУ СО "ГАЭМТ" не включено.
Доказательств того, что ГАПОУ СО "ГАЭМТ" включено в Перечень потребителей электрической энергии, обязанных согласовывать технологическую и (или) аварийную бронь в установленном порядке, в материалы дела заявителем не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что административный орган, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, обоснованно исходил из того, что у ГАПОУ СО "ГАЭМТ" не возникает обязанности по согласованию сетевой организацией актов технологической и (или) аварийной брони.
Поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вынесения административным органом определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ПАО "Саратовэнерго" требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2017 года по делу N А57-15155/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных публичным акционерным обществом "Саратовэнерго" требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.