г. Томск |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А27-6810/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.В. Афанасьевой,
судей А.В. Назарова, Д.Г. Ярцева,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи С.В. Васильевой, после перерыва помощником судьи А.П. Шагановой,
при участии в заседании - без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Кемеровской области (рег. N 07АП-427/2018)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 декабря 2017 по делу N А27-6810/2017 (судья О.С. Ходякова)
по иску Департамента лесного комплекса Кемеровской области (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, д.5, ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451)
к закрытому акционерному обществу "Мариинский плитный комбинат" (650000, г. Кемерово, пр. Ленина, д. 55, офис 201, ОГРН 1114205024450, ИНН 4205223478)
о взыскании 3 230 904,55 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к закрытому акционерному обществу "Мариинский плитный комбинат" (далее - ЗАО "МПК") о взыскании 3 230 334,68 рублей основного долга по арендной плате за период использования лесного участка с 21.08.2015 по 28.10.2016, в том числе 517 520,50 рублей в доход федерального бюджета, 2 712 814,18 рублей в доход областного бюджета, а также 569,87 рублей пени в доход федерального бюджета за период с 06.10.2016 по 28.10.2016.
Исковые требования обоснованы статьями 190, 192, 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в связи с исключением договора инвестиционного проекта ответчика из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, последнему в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" произведен перерасчет арендной платы, от внесения которой ответчик уклонился.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01 декабря 2017 года исковые требования Департамента удовлетворены частично. С ЗАО "МПК" в пользу Департамента взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 06.08.2015 N 108/15-д за период с 21.08.2015 по 28.10.2016 в сумме 1 108 671,03 рублей, из них 517 520,50 рублей в доход федерального бюджета, 591 150,53 рублей в доход областного бюджета, пени в сумме 569,87 рублей, всего 1 109 240,90 рублей. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования Департамента в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, средний коэффициент превышения арендной платы, подлежащий применению при расчете доначислений в областной бюджет при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов равен 4,35, а размер платы за использование лесов в части превышающей минимальный размер платы (областной бюджет) составляет 2 712 814,18 рублей, а основной долг 3 230 334,68 рублей. Применение судом отчета за 4 квартал 2016 года противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310; на 06.12.2016 отчетность за 4 квартал еще не была сформирована, действующим на момент исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных был отчет за январь - сентябрь 2016 года. Заявитель полагает верным произведенный им расчет коэффициента, поскольку приведенная в постановлении от 22.05.2007 N 310 формула не содержит ссылок только на договоры, заключенные для заготовки древесины и заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении заседания, отзыва не поступало.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей извещенных сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 01 декабря 2017 года по приведенным в жалобе доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Департаментом (арендодателем) и ЗАО "МПК" (арендатором) заключен договор N 108/15-д аренды лесного участка от 06.08.2015, в силу пункта 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа департамента от 05.08.2015 N 01-06/1237 "О предоставлении в аренду лесного участка ЗАО "МПК" для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов "Строительство предприятия по производству плит OSB и ДСП мощностью 120 тыс. куб. м. в год в г. Мариинске Кемеровской области", обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 договора.
В силу пункта 2 договора, лесной участок, предоставляемый в аренду по договору, общей площадью 7918,3856 га, расположен в Кемеровской области, Мариинском районе, Мариинском лесничестве, Таежно-Михайловском участковом лесничестве, урочище "Обояновское", кварталы 4-7, 11, 12, 20, 23, 32-34, 43-45, с кадастровым номером 42:07:0102011:4.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки, в объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора размер арендной платы в год по настоящему договору составляет 660 753,60 рублей.
На срок окупаемости приоритетного инвестиционного проекта (102 месяца) арендная плата составляет 330 885,50 рублей (пункт 5.1 договора).
В случае исключения приоритетного инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов по основаниям, установленным действующим законодательством, арендная плата подлежит к уплате в полном объеме за весь период фактического пользования (пункт 5.2 договора).
В соответствии с пунктом 7 договора арендатор вносит арендную плату ежеквартально, равными долями, согласно приложению N 4 к договору, в срок до 5 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Арендная плата за четвертый квартал вносится ежегодно в срок до 20 декабря соответствующего года.
Арендная плата рассчитывается с момента государственной регистрации договора и начисляется до момента сдачи лесного участка арендодателю по акту приема-передачи (пункт 8 договора).
За несвоевременное и (или) неполное внесение арендной платы арендодатель начисляет арендатору пеню в размере 0,03% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки (пункт 14 договора).
В силу пункта 26 договора договор заключен сроком на 49 лет и действует с момента государственной регистрации.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области 21.08.2015.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.10.2016 N 3603 инвестиционный проект ЗАО "МПК" "Строительство предприятия по производству плит OSB и ДСП мощностью 120 тыс. куб. м. в год в г. Мариинске Кемеровской области" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
17.10.2016 стороны подписали соглашение о расторжении договора аренды лесного участка от 06.08.2015 N 108/15-д.
Данное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 28.10.2016.
В связи с исключением инвестиционного проекта ЗАО "МПК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Департамент согласно условий договора и постановления правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" 06.12.2016 произвел перерасчет арендной платы, о чем уведомил ответчика.
Претензия Департамента от 26.01.2017 N 31 требованием о погашении задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неисполнение ЗАО "МПК" обязанности по внесению арендных платежей послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив факт исключения инвестиционного проекта ЗАО "МПК" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, руководствуясь статьями 22, 71, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 1(1), 1(2) постановления правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310), пришел к выводу о правомерности осуществления истцом перерасчета размера арендной платы. Проверив расчет арендной платы, суд посчитал, что значение среднего коэффициента 4,35 определено истцом неправильно. При этом суд также указал, что поскольку инвестиционный проект исключен из перечня инвестиционных проектов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.10.2016 N 3603 в 4 квартале 2016 года, для расчета размера среднего коэффициента превышения арендной платы следует принимать сведения, содержащиеся в отчете формы 1-ОИП, за январь - декабрь 2016 года, включающие сведения за 4 квартал 2016 года. Произведя расчет коэффициента на основании сведений (форма 1-ОИП) за 2016 год по виду использования в целях заготовки древесины, суд пришел к выводу, что его размер составит 1,73, в связи с чем исковые требования удовлетворил частично.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды лесного участка.
Из части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие ставки платы установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N310).
Пунктом 1(1) Постановления N 310 установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к утвержденным настоящим Постановлением ставкам применяется коэффициент 0,5, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
В силу пункта 1 (2) Постановления N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.10.2016 N 3603 инвестиционный проект ЗАО "МПК" "Строительство предприятия по производству плит OSB и ДСП мощностью 120 тыс. куб. м. в год в г. Мариинске Кемеровской области" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в связи с чем у ЗАО "МПК" возникла обязанность уплатить в полном объеме арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесными участками за заявленный период без применения понижающего коэффициента 0,5, с учетом сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы.
Посчитав средний коэффициент превышения арендной платы, подлежащий применению при расчете доначислений в областной бюджет, истец определил его равным 4,35 на основании размера арендной платы по всем действующим договорам аренды независимо от вида использования лесного участка.
Вместе с тем, пункт 1(2) постановления N 310 не содержит прямого указания на исчисление коэффициента именно исходя из общего дохода от использования лесов и общего дохода от использования лесов по минимальным размерам арендной платы.
Суммарный расчетный размер арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков и суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы, на необходимость использования которых при расчете коэффициента указывает пункт 1(2) названного постановления, по своей правовой природе не тождественны понятиям общего дохода от использования лесов и общего дохода от использования лесов по минимальным размерам арендной платы.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 N 989 в абзацы первой и второй пункта 1(2) постановления от 22.05.2007 N 310 внесены изменения, согласно которым средний коэффициент превышения размера арендной платы подлежит исчислению "по соответствующему виду использования лесов".
В аннотации к проекту постановления Правительства о внесении изменений указано, что проектом предлагается внести изменения в постановление N 310 в части приведения его в соответствие с действующим законодательством и внесения ряда правок редакционного и юридико-технического характера.
Таким образом, законодатель подтвердил необходимость исчисления коэффициента с учетом вида использования участка лесного фонда.
Установленный постановлением N 310 средний коэффициент превышения размера арендной платы по своей правовой природе носит компенсационный характер и направлен на получение бюджетом субъекта Российской Федерации денежных средств, на которые можно было рассчитывать в случае заключения обычного договора аренды, а не в рамках инвестиционного проекта.
Включение в суммарный расчетный размер поступлений от договоров аренды лесных участков не связанных с заготовкой древесины, а имеющих иной вид целевого использования, предусмотренного законодательством (охота, разработка полезных ископаемых, и т.д.), противоречит правовой природе коэффициента, поскольку утрачивает компенсационный характер.
Следовательно, расчет следует производить, принимая во внимание данные о суммарном размере арендной платы с учетом вида использования участка лесного фонда, установленного договором (заготовка древесины), что не противоречит требованиям постановления N 310 и существу арендных правоотношений сторон, закрепленных в договоре.
Иной подход при расчете коэффициента превышения размера арендной платы противоречил бы одному из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности - принципу запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться (Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582).
Возражения истца о необоснованном использовании судом отчета 1-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям" за 2016 год при определении коэффициента превышения размера арендной платы судом апелляционной инстанции не принимаются ввиду недоказанности превышения размера арендной платы, рассчитанного с применением коэффициента превышения размера арендной платы, определенного на основании отчета 1-ОИП "Сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям" за январь - сентябрь 2016 года, над размером арендной платы, рассчитанным с применением коэффициента превышения размера арендной платы, определённом на основании отчета 1-ОИП за 2016 год.
При этом апелляционный суд учитывает, что апелляционная жалоба подана именно истцом, который определил средний коэффициент превышения арендной платы, подлежащий применению при расчете доначислений в областной бюджет, в размере 4,35, не обосновав обоснованность данной величины. В связи с этим оснований для изменения судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе истца, не усматривается.
Ссылка заявителя жалобы решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.08.2017 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 по делу N А27-6809/2017 не может быть принята апелляционным судом при рассмотрении настоящего дела, поскольку постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.02.2018 данные судебные акты изменены.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 декабря 2017 по делу N А27-6810/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6810/2017
Истец: Департамент лесного комплекса Кемеровской области
Ответчик: ЗАО "Мариинский плитный комбинат"