г. Владивосток |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А51-17702/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей С.Н. Горбачевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства",
апелляционное производство N 05АП-580/2018
на решение от 19.12.2017
судьи Н.А. Мамаевой
по делу N А51-17702/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" (ИНН 2503022413, ОГРН 1042501100267, дата государственной регистрации 04.02.2004)
к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325, дата государственной регистрации 13.05.2009),
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании 5 629 606 рублей 38 копеек,
при участии:
от истца - Сердюк Ю.Е. по доверенности от 27.12.2017 сроком действия по 31.12.2018. паспорт;
от ответчика - Кукин Д.В. по доверенности от 01.11.2017 сроком действия до 01.04.2018, паспорт;
от третьего лица - Оленников В.В. по доверенности от 28.09.2017 сроком действия до 28.09.2018, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - истец, Предприятие, КГУП "Приморский водоканал") обратилось в суд с иском о взыскании с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик, АО "ГУ ЖКХ") 5 629 606 рублей 38 копеек задолженности за услуги холодного водоснабжения и водоотведения за ноябрь 2015 года.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "ГУ ЖКХ" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт, указывая на то, что является ненадлежащим ответчиком по причине осуществления функций транспортировки холодной воды и сточных вод, то есть является транзитной организации, а не абонентом. Считает, что договор холодного водоснабжения должен быть заключен с ФКУ "ОСК Восточного военного округа". Также апеллянт считает, что судом не принято во внимание решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2017 по делу N А51-26411/2016, согласно которому АО "ГУ ЖКХ" признано транзитной организацией, а КГУП "Приморский водоканал" - гарантирующей организацией, которая обязана заключить с АО "ГУ ЖКХ" договоры на транспортировку воды и сточных вод.
В канцелярию суда от истца и третьего лица поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представители истца и третьего лица возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статей 163 АПК РФ в судебном заседании суда апелляционной инстанции 20.02.2018 объявлялся перерыв до 27.02.2018.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания тем же секретарем судебного заседания, при участии тех же представителей истца и ответчика, от третьего лица явилась представитель Золотухина М.Л., по доверенности от 21.12.2016 сроком действия до 08.12.2018, паспорт.
Позиции лиц, участвующих в деле, после перерыва не изменились.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что объекты, находящиеся в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, третье лицо) на территории Приморского края, имеют подключение к сетям КГУП "Приморский водоканал", которое в ноябре 2015 года осуществляло водоснабжение подведомственных Минобороны России объектов, а также оказывало услуги водоотведения.
Принятым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N1089-р АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Этим же распоряжением Минобороны России предписано обеспечить передачу АО "ГУ ЖКХ" на праве безвозмездного пользования соответствующие объекты, необходимые для осуществления названных функций.
09.07.2015 КГУП "Приморский водоканал" направило в адрес АО "ГУ ЖКХ" проект договора холодного водоснабжения и водоотведения N V-7514, ответ на который Предприятием в течение 30 дней не был получен, что послужило основанием для КГУП "Приморский водоканал" считать отношения сторон урегулированными договором холодного водоснабжения и водоотведения N V-7514 на условиях направленной оферты от 09.07.2015.
Во исполнение условий указанного договора и поскольку в соответствии с действующим законодательством прекращение обеспечения коммунальными услугами объектов недвижимого имущества, относящихся к военному имуществу, не допускается, Предприятие в ноябре 2015 года осуществило водоснабжение и оказало услуги водоотведения в отношении спорных объектов Министерства обороны Российской Федерации на сумму 5 629 606 рублей 38 копеек и выставило АО "ГУ ЖКХ" счета на оплату.
Ссылаясь на уклонение АО "ГУ ЖКХ" от оплаты потребленной холодной воды и оказанных услуг по водоотведению за ноябрь 2015 года, а также на оставление без удовлетворения претензии истца от 19.05.2016 N 11 - 15/4468, предприятие "Приморский водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру. При этом разрешая разногласия сторон относительно лица, обязанного оплатить потребленный коммунальный ресурс, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии такой обязанности у АО "ГУ ЖКХ", которому на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, в ноябре 2015 года на праве безвозмездного пользования переданы объекты водоснабжения и водоотведения и соответствующие сети.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции соответствующими действующему гражданскому законодательству и обстоятельствам дела.
Так, правоотношения в области водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона N 416-ФЗ).
Частью 2 статьи 13 указанного Закона установлено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
На основании пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р между Минобороны России (Государственный заказчик) и АО "ГУ ЖКХ" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 21.09.2015 N 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Передача объектов в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ" для выполнения последним обязательств по контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ осуществлена Минобороны России в ноябре 2015 года на основании акта приема-передачи от 01.11.2015 N1.
Согласно пункту 20 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Факт водоснабжения и оказания услуг водоотведения ответчику на сумму 5 629 606 рублей 38 копеек, объем и стоимость, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: счетами-фактурами, актами сверки показаний по маршруту. Расчет стоимости поставленного ресурса и оказанных услуг произведен с применением тарифов, утвержденных постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19.12.2014 N N 64/16, с применением надбавок в размере 0,85 руб./куб.м, 0,94 руб./куб.м, установленных муниципальным правовым актом города Владивостока от 03.06.2011 N 308-МПА, ответчиком не оспорен, контррасчет стоимости поставленного ресурса и услуг в материалы дела не представлен. Доказательств ненадлежащего оказания услуг, либо оказания услуг иной организацией в материалы дела не представлено.
Таким образом, в отсутствие доказательств оплаты ответчиком потребленной холодной воды и оказанных услуг по водоотведению за ноябрь 2015 года, заявленные исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Возражения ответчика со ссылкой на судебные акты по делу N А51-18274/2016, которыми установлено наличие между истцом и Минобороны России фактических правоотношений по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения, подлежали отклонению, поскольку исковые требования в рамках дела N А51-18274/2016 были заявлены истцом за иной период, до передачи Министерством обороны Российской Федерации в ноябре 2015 года АО "ГУ ЖКХ" объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, для оказания услуг на нужды Минобороны России.
Остальным доводам ответчика судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, согласно которой они признаны несостоятельными. Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для переоценки правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Ссылка апеллянта на судебный акт по делу N А51-26411/2016, согласно которому АО "ГУ ЖКХ" признано транзитной организацией, а КГУП "Приморский водоканал" - гарантирующей организацией, которая обязана заключить с АО "ГУ ЖКХ" договоры на транспортировку воды и сточных вод, судебной коллегией не принимается, так как наличие у АО "ГУ ЖКХ" статуса транзитной организации не освобождает его от обязанности, как абонента гарантирующего поставщика, от оплаты потребленного ресурса.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, направлены на переоценку законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения и определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 заявителю предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, то на основании статьи 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с АО "ГУ ЖКХ" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2017 по делу N А51-17702/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.