г. Чита |
|
6 марта 2018 г. |
Дело N А19-16189/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 марта 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2017 года по делу N А19-16189/2017 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, далее - заявитель, общество, ПАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1123850032602, ИНН 3811998603, далее - Росимущество, ответчик) о признании недействительным решения от 10.05.2017 N шеа-38/4964.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество НПЦ "Землемер" (ОГРН 1033801014323, ИНН 3811016550).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2017 года по делу N А19-16189/2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 10.05.2017 N шеа-38/4964 признано недействительным.
Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО "Иркутскэнерго") путем рассмотрения по существу заявления от 11.04.2017 N 4954 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22, в соответствии с действующим законодательством в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Росимущество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Считает, что судом не дана оценка доводам ответчика и обстоятельствам, имеющим значение для дела, оспариваемое решение принято с неправильным применением норм материального права и процессуального права, на основании чего подлежит отмене.
Полагает незаконным и необоснованным вывод суда о том, что в заключительной части оспариваемого решения позицию нельзя расценить как решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, так как нормами действующего законодательства установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которые были изложены в решении Территориального органа от 10.05.2017 N ШЕА-38/4964 с обоснованием отказа. При этом нормами материального права не установлены требования к структуре и содержанию решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
В связи с чем, решение Территориального органа от 10.05.2017 N ШЕА-38/4964 является законным и обоснованным, основанным на нормах действующего законодательства. Нарушений законных прав и интересов заявителя Территориальным органом допущено не было.
ПАО "Иркутскэнерго" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
В судебном заседании 30.01.2018 объявлен перерыв до 09 час. 10 мин. 02.02.2018, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Определением суда от 02.02.2018 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 20 минут 27 февраля 2018 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 27.12.2017, 31.01.2018, 03.02.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
1. Сооружение - подъездная дорога с асфальтовым покрытием, протяженностью 507 п.м., до территории хоздвора Иркутской ГЭС Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС;
2. Сторожевая будка - нежилое 2-этажное здание из ж/б плит и кирпича, общая площадь 39.10 кв.м., Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС;
3. Правобережное ОРУ 220 KB - сооружение, Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС;
4. Ограда станционного узла - сооружение, Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС;
5. Канализационная насосная N 8 - одноэтажное кирпичное здание с железобетонным подвалом, общая площадь 32,80 кв.м., Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС;
6. Одноэтажное кирпичное здание производственных служб, общая площадь 325,90 кв.м., Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС;
7. Здание столовой - нежилое одноэтажное кирпичное здание, общей площадью 194,90 кв.м., Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС;
8. Здание ВОХР - нежилое 1-этажное кирпичное здание, общей площадью 227,70 кв.м., Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС,
9. Подъездная железнодорожная ветка к монтажной площадке - сооружение, Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС,
10. Нежилое здание гидростанции, общей площадью 36921,80 кв.м., Иркутская область, Иркутск, Иркутская ГЭС,
11. Реконструкция релейных защит ОРУ-110 кВ ИГЭС. Первый пусковой комплекс. Одноэтажное здание РЩ-110, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 395,2 кв.м., инвентарный номер 25:401:001:020514950, литер А, адрес: Иркутская область, Иркутск, территория Иркутской ГЭС.
С целью реализации исключительного права на земельные участки под объектами, находящимися в собственности общества ПАО "Иркутскэнерго" 11.04.2017 обратилось в Территориальное управление Росимущества в Иркутской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22, занятого Иркутской ГЭС.
К заявлению приложены документы: обоснование возможности раздела земельного участка Иркутской ГЭС, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, принадлежащие ПАО "Иркутскэнерго".
Исходный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:22, о разделе которого заявлено при утверждении схемы расположения земельного участка, является ранее учтенным и внесенным в ЕГРН как единое землепользование. Государственный акт на право пользования землей содержит сведения о границах земельного участка, но в ЕГРН эти сведения не внесены. В настоящее время участок находится в собственности Российской Федерации.
Письмом от 10.05.2017 N шеа-38/4964 Территориальное управление Росимущества в Иркутской области сообщило, что рассмотрение Территориальным управлением вопроса о направлении в Росимущество пакета документов по разделу земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22 возможно после уточнения местоположения его границ.
Несогласие с указанным решением послужило основанием для обращения общества в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С целью реализации исключительного права на земельные участки под объектами, находящимися в собственности общества ПАО "Иркутскэнерго" 11.04.2017 обратилось в Территориальное управление Росимущества в Иркутской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22, занятого Иркутской ГЭС.
К заявлению приложены документы: обоснование возможности раздела земельного участка Иркутской ГЭС, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, принадлежащие ПАО "Иркутскэнерго".
Исходный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000000:22, о разделе которого заявлено при утверждении схемы расположения земельного участка, является ранее учтенным и внесенным в ЕГРН как единое землепользование. Государственный акт на право пользования землей содержит сведения о границах земельного участка, но в ЕГРН эти сведения не внесены. В настоящее время участок находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
ПАО "Иркутскэнерго" представлены все необходимые для рассмотрения настоящего заявления документы.
Письмом от 10.05.2017 N шеа-38/4964 (получено ПАО "Иркутскэнерго" 16.05.2017) Территориальное управление Росимущества в Иркутской области указало на наличие следующих недостатков в представленных документах:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В оспариваемом решении ответчик указал, что заявителем не представлены:
- документы, подтверждающие наличие (отсутствие) утвержденного проекта межевания соответствующей территории;
- схема расположения земельных участков на кадастровом плане на кадастровом плане территории, подготовленная в форме электронного документа в виде файлов в формате XML;
- выписка из правил землепользования и застройки, подтверждающая соблюдение предельно-допустимых размеров при образовании земельных участков.
При этом Территориальное управление Росимущества в Иркутской области указало на то, что не установлена граница земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22, в связи с чем образование земельного участка из указанного земельного участка не допускается до установления его границ и площади, а также установления местоположения границ земельного участка.
В представленной обществом схеме расположения земельных участков на бумажном носителе отсутствует изображение красных линий, территорий общего пользования, объектом недвижимости, объектов естественного или искусственного происхождения, изображение границ исходного земельного участка, а непосредственно кадастровый план территории не соответствует форме КПТ, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.12.2016 N 831.
Согласно представленной заявителем схемы расположения доступ к образуемому земельному участку осуществляется посредством исходного земельного участка. При этом сведения об обеспечении доступа к образуемому земельному участку посредством земельных участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута, в представленной схеме не отражены.
Представленная схема раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22 не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка, установленным статьей 11.10 ЗК РФ, приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Однако в заключительной части решения ответчиком указано, что "Учитывая изложенное, рассмотрение Территориальным управлением вопроса о направлении в Росимущество пакета документов по разделу земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22 возможно после уточнения местонахождения его границ".
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что вывод ответчика в заключительной части оспариваемого решения нельзя расценить как решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
По мнению суда, указанная позиция ответчика фактически создает ситуацию правовой неопределённости, когда перечисляя выявленные недостатки в представленных документах, вместе с тем, формального отказа в утверждении схемы расположения земельного участка такое решение не содержит. Формально же можно расценить приведенную формулировку по аналогии с процессом как решение об оставлении заявления без движения с предложением устранить в неустановленный срок выявленные нарушения, что недопустимо.
Таким образом, в нарушение требований пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ ответчиком не принято одно из должных решений, а именно: решение об утверждении схемы расположения земельного участка или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Доводы заявителя жалобы свидетельствуют о несогласии с обжалуемым решением и направлены на переоценку обоснованных выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, следует отметить, что в силу пункта 19 статьи 11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом, в связи с чем требования Росимущества по Иркутской области о предоставлении дополнительных документов, подтверждающих наличие (отсутствие) утвержденного проекта межевания соответствующей территории, схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в виде файлов в формате XML, а также выписку из правил землепользования и застройки следует признать незаконными.
Полагая решение ответчика незаконным, суд первой инстанции в пределах предоставленных ему дискреционных полномочий (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ) обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 11.04.2017 N 4954 об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000000:22.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2017 года по делу N А19-16189/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.