город Воронеж |
|
02 сентября 2009 г. |
Дело N А35-2364/09-С26 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Скрынникова В.А.,
Свиридовой С.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение арбитражного суда Курской области от 25.06.2009 г. по делу N А35-2364/09-С26 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению Первичной профсоюзной организации Локомотивного депо "Курск" районной (территориальной) профсоюзной организации Курского отделения Московской Железной дороги Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконными действий налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от налогоплательщика: Челышова Ю.Ф., ликвидатора, протокол N 7 от 16.01.2008 г.,
от налогового органа: представитель не явился, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
Первичная профсоюзная организация локомотивного депо "Курск" районной (территориальной) профсоюзной организации Курского отделения Московской железной дороги Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) (далее - первичная профсоюзная организация локомотивного депо "Курск", организация, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе признать исполненной обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, перечисленных ликвидатором первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" Челышовым Ю.Ф., но не зачисленных на соответствующие счета по учету доходов бюджетов, а также об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенное нарушение прав и законных интересов первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" путем проведения зачета уплаченных сумм.
Решением арбитражного суда Курской области от 25.06.2009 г. заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены частично, а именно: признаны незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, выразившиеся в отказе признать исполненной обязанность первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов в сумме 371 045 руб. 31 коп., перечисленных по квитанциям от 29.01.2009 г. ликвидатором Челышовым Ю.Ф., и в незачислении уплаченных по квитанциям N N 0232, 0257, 0248, 0244, 0253, 0271, 0259, 0255, 0250, 0246, 0273, 0241, 0239, 0275 от 29.01.2009 г. денежных средств в сумме 371 045 руб. 31 коп. на счета по учету расчетов первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" с бюджетом.
Одновременно данным решением суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя, совершив в месячный срок после вступления решения суда в законную силу действия по отражению на счетах по учету расчетов первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" с бюджетом 371 045 руб. 31 коп., перечисленных по квитанциям N N 0232, 0257, 0248, 0244, 0253, 0271, 0259, 0255, 0250, 0246, 0273, 0241, 0239, 0275 от 29.01.2009 г. ликвидатором первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" Челышовым Ю.Ф. перед бюджетом.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого с нарушением норм материального права, и просит принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган со ссылкой на статью 49 Налогового кодекса указывает, что обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В этой связи инспекция считает неправомерным перечисление ликвидатором первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" Челышовым Ю.Ф. от своего имени денежных средств в сумме 371 045 руб. 31 коп. в счет уплаты задолженности первичной профсоюзной организации перед бюджетом.
По существу, доводы апелляционной жалобы инспекции касаются только части решения, которой удовлетворены требования налогоплательщика.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Налогоплательщиком ходатайств о пересмотре дела в полном объеме, так же как и возражений против рассмотрения дела лишь в обжалуемой части, не заявлялось, в связи с чем проверка законности и обоснованности судебного акта осуществляется судом лишь в части удовлетворения требований налогоплательщика.
В судебное заседание представители налогового органа не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении инспекции о месте и времени судебного заседания. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель налогоплательщика возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве по делу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, первичная профсоюзная организация локомотивного депо "Курск" зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1024600003779, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации общественного объединения, выданного управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области 02.12.2002 г., и состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску.
В соответствии с протоколом от 16.01.2008 г. N 7 на внеочередной конференции первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" было принято решение о ликвидации организации в качестве юридического лица и переходе на бухгалтерское обслуживание в качестве структурного подразделения в централизованную бухгалтерию межрегиональной общественной организации территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) на Орловско-Курском отделении Московской железной дороги с правом самостоятельного принятия решений по вопросам планирования и использования денежных средств, находящихся на лицевом счете, а также о назначении ликвидатором организации Челышова Ю.Ф.
Запись о принятии решения о ликвидации первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за регистрационным номером 1024600003779 от 29.01.2008 г., о чем организации выдано свидетельство серии 46 N 001345189.
Согласно справке инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 831 по состоянию на 01.01.2009 г., задолженность первичной профсоюзной организации по налогам и сборам составила 321 186 руб. 38 коп., по пеням - 35 900 руб. 60 коп., по штрафам - 14 615 руб. 20 коп., а всего - 371 702 руб. 18 коп., в том числе:
-72 576 руб. налога на доходы физических лиц, 10 295 руб. 43 коп. пени, 14 515 руб. 20 коп. штрафа;
-100 682 руб. 08 коп. единого социального налога в федеральный бюджет, 9 647 руб. 80 коп. пени;
-17 569 руб. 77 коп. единого социального налога в фонд социального страхования, 2 338 руб. 90 коп. пени;
-6 665 руб. 21 коп. единого социального налога в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 907 руб. 07 коп. пени;
-13 173 руб. 37 коп. единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 1 668 руб. 63 коп. пени;
-109 864 руб. 24 коп. страховых взносов страховой части на обязательное пенсионное страхование, 11 041 руб. 61 коп. пени;
-430 руб. 13 коп. страховых взносов накопительной части на обязательное пенсионное страхование;
-100 руб. штрафа по налогу на добавленную стоимость;
-225 руб. 68 коп. задолженности по платежам в государственный фонд занятости, 1 руб. 16 коп. пени.
В целях погашения задолженности по налогам, пеням и штрафам профкомом Роспрофжел локомотивного депо "Курск" было принято решение о выделении денежных средств в сумме 371 045 руб. 31 коп. (выписка из протокола N 43 от 29.01.2009 г.), которым ликвидатору первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" Челышову Ю.Ф. было поручено получить указанную сумму в кассе межрегиональной общественной организации Роспрофжел на Орловско-Курском отделении Московской железной дороги и произвести оплату задолженности, пеней, штрафов первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" через отделение Сбербанка Российской Федерации.
Согласно расходным кассовым ордерам: б/н от 27.01.2009 г. на сумму 71 000 руб., N 47 от 30.01.2009 г. на сумму 40 000 руб., N 26 от 26.01.2009 г. на сумму 60 000 руб., б/н от 28.01.2009 г. на сумму 100 000 руб., б/н от 29.01.2009 г. на сумму 100 000 руб. Челышов Ю.Ф. получил денежные средства из кассы межрегиональной общественной организации Роспрофжел на Орловско-Курском отделении Московской железной дороги.
29.01.2009 г. данные денежные средства были перечислены Челышовым Ю.Ф. по квитанциям от 29.01.2009 г. N 0232 на сумму 72 576 руб., N 0257 на сумму 13 173 руб. 37 коп., N 0248 на сумму 17 569 руб. 77 коп., N 0244 на сумму 100 682 руб. 08 коп., N 0253 на сумму 6 665 руб. 21 коп., N 0271 на сумму 109 864 руб. 24 коп., N 0259 на сумму 1 668 руб. 63 коп., N 0255 на сумму 907 руб. 07 коп., N 0250 на сумму 2 338 руб. 90 коп., N 0246 на сумму 9 647 руб. 80 коп., N 0273 на сумму 11 041 руб. 61 коп., N 0241 на сумму 14 515 руб. 20 коп., N 0239 на сумму 10 295 руб. 43 коп., N 0275 на сумму 100 руб. в соответствующие бюджеты в счет погашения задолженности первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам в общей сумме 371 045 руб. 31 коп.
30.01.2009 г. Челышов Ю.Ф. представил авансовый отчет об использовании полученных из кассы межрегиональной общественной организации территориальной профсоюзной организации Роспрофжел на Орловско-Курском отделении Московской железной дороги денежных средств в сумме 371 045 руб. 31 коп.
В то же время, суммы, перечисленные по указанным квитанциям ликвидатором Челышовым Ю.Ф. в счет погашения задолженностей первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" перед бюджетом и внебюджетными фондами, не были приняты инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску к учету как уплаченные самой организацией.
В письме N 09-10/18742 от 12.02.2009 г. "Об уточнении платежей", адресованном Челышову Ю.Ф., налоговый орган указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, следовательно, суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченные одним налогоплательщиком за другого, не подлежат отражению в карточках расчетов с бюджетом. Одновременно в данном письме сообщается о возможности произвести возврат Челышову Ю.Ф. излишне уплаченных денежных средств в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса.
Первичная профсоюзная организация локомотивного депо "Курск", не согласившись с указанными действиями инспекции, обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску по отказу признать обязанность первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов исполненной и об обязании инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов организации путем проведения зачета уплаченных сумм.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания оспариваемых действий налогового органа незаконными, а также обязывая налоговый орган восстановить нарушенные права налогоплательщика путем осуществления действий по отражению на счетах учета по уплате налогов произведенных первичной профсоюзной организацией платежей, а не путем проведения зачета, арбитражный суд Курской области исходил из доказанности того обстоятельства, что уплата спорных сумм налогов, пеней и санкций ликвидатором Челышовым Ю.Ф. произведена за счет денежных средств ликвидируемой организации и от ее имени, а также из того, что неотражение в лицевом счете налогоплательщика сведений об уплате сумм задолженностей нарушает его права и законные интересы.
Суду апелляционной инстанции данные выводы суда области представляются обоснованными. При этом суд руководствуется следующим.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 49 Кодекса установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) организации, находящейся в стадии ликвидации. Пунктом 1 данной нормы предусмотрено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации.
Порядок ликвидации юридического лица определяется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с данным Кодексом порядок и сроки ликвидации. В силу пункта 3 этой же нормы с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ним переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Таким образом, ликвидационная комиссия, так же как и ликвидатор, в силу закона являются органом ликвидируемого юридического лица и действует от его имени.
Из изложенных норм гражданского и налогового законодательства следует, что в рамках процедуры ликвидации юридического лица функции по управлению делами юридического лица и исполнению обязательств перед кредиторами, в том числе по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов), осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор) как орган ликвидируемого юридического лица.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа или со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (подпункты 1, 3 пункта 3 статьи 45 Кодекса).
Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса, в том числе, в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации; неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Таким образом, уплата налогов и сборов обусловлена поступлением денежной суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет федерального казначейства. Признанию налога уплаченным в бюджет препятствует совершение налогоплательщиком действий по отзыву платежного документа, неправильное указание в платежном документе обязательных реквизитов, препятствующее поступлению налога в бюджетную систему Российской Федерации, наличие у налогоплательщика неисполненных денежных обязательств, имеющих приоритет в очередности исполнения, при недостаточности у него денежных средств.
Факты уплаты денежных сумм 72 576 руб. по квитанции N 0232, 13 173 руб. 37 коп. по квитанции N 0257, 17 569 руб. 77 коп. по квитанции N 0248, 100 682 руб. 08 коп. по квитанции N 0244, 6 665 руб. 21 коп. по квитанции N 0253, 109 864 руб. 24 коп. по квитанции N 0271, 1 668 руб. 63 коп. по квитанции N 0259, 907 руб. 07 коп. по квитанции N 0255, 2 338 руб. 90 коп. по квитанции N 0250, 9 647 руб. 80 коп. по квитанции N 0246, 11 041 руб. 61 коп. по квитанции N 0273, 14 515 руб. 20 коп. по квитанции N 0241, 10 295 руб. 43 коп. по квитанции N 0239, 100 руб. по квитанции N 0275 от 29.01.2009 г. и поступления их в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами и не оспаривается налоговым органом, который письмом N 18742 от 12.02.2009 г. "Об уточнении платежей" указывает ликвидатору Челышову Ю.Ф. на возможность возврата излишне уплаченных им сумм налога в порядке статьи 79 Налогового кодекса.
Письмом от 30.01.2009 г. Челышов Ю.Ф. сообщил инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, что уплата данных денежных сумм произведена им в качестве ликвидатора первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" в счет погашения задолженностей организации по уплате налогов, взносов, пеней и санкций, указанных в справке N 831 о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.01.2009 г.
Поскольку налогоплательщиком не было заявлено об отзыве или возврате уплаченных сумм, а также учитывая, что уплата спорных денежных сумм произведена Челышовым Ю.Ф. не от своего имени, а от имени ликвидируемой организации, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" была погашена задолженность перед бюджетом по уплате налогов, взносов, пеней и штрафов в сумме 371 045 руб. 31 коп., перечисленной ее ликвидатором Челышовым Ю.Ф. по квитанциям N N 0232, 0257, 0248, 0244, 0253, 0271, 0259, 0255, 0250, 0246, 0273, 0241, 0239, 0275 от 29.01.2009 г. от 29.01.2009 г., в том числе:
-72 576 руб. - налог на доходы физических лиц, 10 295 руб. 43 коп. - пени по налогу на доходы физических лиц, 14 515 руб. 20 коп. - штраф по налогу на доходы физических лиц;
-100 682 руб. 08 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, 9 647 руб. 80 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;
-17 569 руб. 77 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования, 2 338 руб. 90 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования;
-6 665 руб. 21 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 907 руб. 07 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-13 173 руб. 37 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 1 668 руб. 63 коп. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
-109 864 руб. 24 коп. - страховые взносы страховой части на обязательное пенсионное страхование, 11 041 руб. 61 коп. - пени по страховым взносам страховой части на обязательное пенсионное страхование;
-100 руб. - штраф по налогу на добавленную стоимость.
В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 г. N ММ-3-10/138@ (с последующими изменениями) утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом".
В соответствии с названным правовым актом налоговые органы обязаны вести карточки "Расчеты с бюджетом" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемым налоговыми органами.
Разделом IV Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов установлено, что в карточках "Расчеты с бюджетом" отражаются налоги (сборы) и иные обязательные платежи, поступившие на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1 раздела IV Рекомендаций поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета Федерального казначейства суммы налогов (сборов), пеней и штрафов отражаются в карточке "Расчеты с бюджетом" местного уровня в валюте Российской Федерации на основании: информации из расчетных документов, представляемой управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в соответствии с совместным приказом Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы от 27.06.2005 г. N 7н/САЭ-3-10/285 "Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации", которая передается управлением Федеральной налоговой службы в нижестоящие налоговые органы; информации из платежных документов формы N ПД (налог), N ПД-4сб (налог), используемых для уплаты налогов, сборов или иных обязательных платежей физическими лицами, представляемой банками на бумажных носителях или в электронном виде.
Таким образом, основанием для внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика и карточку "Расчет с бюджетом" любых изменений, в том числе изменений, касающихся поступления и зачисления сумм налогов (сборов), пеней и штрафов, являются соответствующие документы, включая платежные извещения формы N ПД и квитанции формы N ПД-4сб.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Поскольку налоговые органы осуществляют права и несут обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса), и должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Налогового кодекса), то данные лица, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, не отражать в лицевом счете налогоплательщика соответствующие суммы произведенных им платежей.
Следовательно, исходя из того, что обязанность первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" по уплате задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам исполнена ее ликвидатором Челышовым Ю.Ф. путем уплаты по квитанциям от 29.01.2009 г. суммы 371 045 руб. 31 коп., действия налогового органа по невнесению на основании данных квитанций в базу данных "Расчет с бюджетом" сведений о произведенной уплате не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку в результате указанных действий создается неопределенность во взаимоотношениях налогоплательщика с бюджетом, препятствующая реализации им своих имущественных прав и осуществлению процесса ликвидации организации.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений приведенных норм, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оцененными судом первой инстанции по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса доказательствами доказано, что обжалуемыми действиями налогового органа нарушены права налогоплательщика, а также учитывая, что обжалуемые действия налогового органа не соотносятся с требованиями законодательства, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований первичной профсоюзной организации о признании этих действий незаконными и о понуждении налогового органа к внесению изменений в лицевой счет налогоплательщика по учету уплаты им налогов и сборов в соответствии с представленными налогоплательщиком платежными документами.
Довод налогового органа о том, что уплата спорных задолженностей произведена не за счет денежных средств первичной профсоюзной организации, не может быть принят судом апелляционной инстанции как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Из имеющейся в материалах дела выписки из протокола N 15 заседания профкома первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск" от 25.09.2006 г. следует, что на основании принятого на данном заседании профкома решения первичная профсоюзная организация локомотивного депо "Курск" перешла на обслуживание в централизованную бухгалтерию при территориальном комитете профсоюза Орловско-Курского отделения Московской железной дороги.
В соответствии с положением о порядке централизованного сбора, распределения и учета членских профсоюзных взносов денежные средства, собираемые первичной профсоюзной организацией в качестве профсоюзных взносов, перечисляются на текущий счет территориального комитета профсоюзов и учитываются на лицевом счете первичной профсоюзной организации.
Таким образом, денежные средства, полученные ликвидатором Челышовым Ю.Ф. из кассы межрегиональной общественной организации территориальной профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей на Орловско-Курском отделении Московской железной дороги по расходным кассовым ордерам б/н от 27.01.2009 г. на сумму 71 000 руб., N 47 от 30.01.2009 г. на сумму 40 000 руб., N 26 от 26.01.2009 г. на сумму 60 000 руб., б/н от 28.01.2009 г. на сумму 100 000 руб., б/н от 29.01.2009 г. на сумму 100 000 руб., являются средствами самой первичной профсоюзной организации локомотивного депо "Курск".
Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение принято судом области на основе полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств дела и при правильной их оценке, с правильным применением норм материального права.
Апелляционная жалоба убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, не содержит, в связи с чем не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Курской области от 25.06.2009 г. надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, а также то обстоятельство, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 25.06.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2364/2009
Истец: Первичная профсоюзная организация Локомотивного депо "Курск", Первичная профсоюзная организация Локомотивного депо Курск
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. КУРСКУ, ИФНС РФ по г.Курску