город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2018 г. |
дело N А32-45049/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им Н.И.Ткачева Загорулина А.А. по доверенности от 29.08.2017 N 834;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Богославского Е.А. по доверенности от 13.12.2017 N 66,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им Н.И.Ткачева на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 по делу N А32-45049/2017, принятое судьей Лесных А.В. по заявлению акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им Н.И.Ткачева к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им Н.И.Ткачева (далее - АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И.Ткачева, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2017 N 389А/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения и об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И.Ткачева, обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что управление не уведомило о проведении внеплановой проверки надлежащим способом; протокол об административном правонарушении в отношении общества и акт осмотра сайта являются ненадлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении; управление не доказало факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им Н.И.Ткачева просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И.Ткачева является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки антимонопольный орган выявил факт отсутствия на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.
Поскольку осуществляя деятельность посредством организации торговой сети, общество не разместило информацию на своем сайте, тем самым не исполнило обязанность, предусмотренную частью 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.
Административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2017 N 389А/2017.
Управлением 25.09.2017 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 389А/2017, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 14.41 КоАП РФ непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ (в редакции, действующей с 15.07.2016) хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ, и признал правомерным оспариваемое постановление антимонопольного органа, отказав обществу в удовлетворении заявления.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 14.41 КоАП РФ, административная ответственность наступает за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора.
Исходя из буквального толкования указанной нормы права, правонарушением признается непредоставление соответствующим хозяйствующим субъектом упомянутой информации на запрос, полученный со стороны контрагента.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ, необходимо установить факт получения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запроса от контрагента о предоставлении упомянутой информации, на который (запрос) хозяйствующий субъект не ответил, то есть не предоставил запрашиваемую контрагентом информацию.
Доказательств того, что какой-либо контрагент обращался к обществу с запросом о предоставлении упомянутой информации, получив который, общество не предоставило такую информацию, материалы дела не содержат.
При этом ответственность за неразмещение соответствующим хозяйствующим субъектом упомянутой информации на сайте часть 1 статьи 14.41 КоАП РФ не предусматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ ранее обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, обеспечить хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора могла быть реализована двумя способами: либо путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса.
В соответствии с частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ ответственность была предусмотрена за непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом указанной информации.
За неразмещение такой информации на своем сайте административная ответственность не была предусмотрена.
После исключения Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" слов "или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения запроса" соответствующие изменения в часть 1 статьи 14.41 КоАП РФ внесены не были, хотя другие изменения, касающиеся ответственности указанных хозяйствующих субъектов за правонарушения в данной сфере, этим же Законом были предусмотрены.
Учитывая административный характер правоотношений, в которых находятся государственный орган и лицо, привлекаемое к административной ответственности, расширительное толкование норм об административной ответственности не допускается. Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ, наступает лишь за те действия, которые прямо предусмотрены диспозицией указанной нормы.
Таким образом, допущенное обществом нарушение требований части 1 статьи 9 Закона N 381-ФЗ (в редакции, действующей с 15.07.2016), выразившееся в неразмещении на сайте необходимой информации, не может быть квалифицировано, как противоправное деяние, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.41 КоАП РФ.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 304-АД17-12725 по делу N А70-16163/2016.
При таких обстоятельствах, заявленное обществом требование подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 по делу N А32-45049/2017 отменить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25.09.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 389А/2017, которым акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им Н.И.Ткачева привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.