г. Владивосток |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А51-14860/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Абсолют-Сервис"
апелляционное производство N 05АП-550/2018
на решение от 19.12.2017
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-14860/2017 Арбитражного суда Приморского края
по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Абсолют-Сервис" (ИНН 2506010617, ОГРН 1072506000929) на постановление Департамента по тарифам Приморского края (ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790) о назначении административного наказания
при участии:
от Департамента по тарифам Приморского края: Прядко Н.В., доверенность от 02.08.2016 сроком на 3 года, служебное удостоверение;
от ООО "Абсолют-Сервис" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Абсолют-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Абсолют-Сервис) обратился с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент, административный орган) от 02.06.2017 по делу об административном правонарушении N 27-36П/2017 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также с требованиями о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 19.12.2017 в удовлетворении жалобы отказано. Суд пришел к выводу о том, что событие, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в том числе, виновность заявителя в совершении вменяемого правонарушения, подтверждены совокупностью собранных административным органом доказательств по делу. В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении, суд производство по делу прекратил на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что административная ответственность по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ наступает только в том случае, если обязанность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов. Перечень документов, представляемых регулируемой организацией в орган регулирования для этих целей определен Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406.
В пункте 17 названных Правил не указано, что отчет о выполнении производственных программ относится к обосновывающим материалам для установления тарифов. Более того, пунктом 18 установлено, что для открытия дела об установлении тарифов, перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 Правил, является исчерпывающим. Данное обстоятельство судом во внимание не принято.
В этой связи заявитель полагает о незаконности его привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Ссылку суда на пункт 6 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" заявитель считает необоснованной, поскольку данной правовой нормой предусмотрено, что результаты исполнения производственной программы в истекшем периоде регулирования учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования. Для ООО "Абсолют-Сервис" долгосрочный период регулирования завершается 31.12.2018, очередной начинается с 01.01.2019.
Таким образом, общество считает, что непредставление отчета о выполнении производственных программ в установленный срок должно быть квалифицировано по статье 19.7 КоАП РФ.
ООО "Абсолют-Сервис", извещенное о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.
Согласно материалам дела, постановлением Департамента от 29.10.2015 N 46/2 для заявителя были утверждены производственные программы в сфере водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
В нарушение пункта 9.21 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края N 214-па от 06.08.2017, пунктов 2, 32 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 заявитель в установленный законом срок до 01.04.2017 не представил Департаменту, как органу исполнительной власти Приморского края, уполномоченному устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, отчеты о реализации производственных программ в сфере водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения, утвержденных постановлением ответчика от 29.10.2015 N 46/2 (указанные отчеты фактически были представлены заявителем только 17.05.2017), тогда как результаты реализации данных программ в силу положений Федерального Закона Российской Федерации "О водоснабжении и водоотведении" влияют на тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Департаментом с надлежащим уведомлением заявителя о времени и месте составления протокола, в присутствии законного представителя заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 27-36П/2017 от 17.05.2017.
02.06.2017 Департаментом с надлежащим извещением заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии законного представителя заявителя было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 27-36П/2017, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и которым заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, а также с требованием о прекращении производства по административному делу.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а также государственного контроля за применением тарифов.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектами правонарушения являются юридические лица, обязанные предоставлять информацию в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Как следует из материалов дела ООО "Абсолют-Сервис" осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Введенского сельского поселения Дальнереченского муниципального района Приморского края.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Департаментом в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление Правительства РФ N 406), постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Постановление Правительства N 641), приказом ФСТ России от 07.12.2013 N 1746-э и другими действующими нормативными правовыми актами.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Департамента) в сфере водоснабжения и водоотведения относятся утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 32 указанного закона при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
В силу пункта 6 статьи 39 Закона о водоснабжении в целях контроля за результатами реализации инвестиционной программы, производственной программы и в целях регулирования тарифов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации устанавливает плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности в отношении объектов, создание, реконструкция и (или) ремонт которых предусмотрены инвестиционной программой, производственной программой, на период, следующий за последним годом их реализации. В указанном случае плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности определяются исходя из значений этих показателей, установленных реализованными инвестиционной программой, производственной программой. Продолжительность периода, следующего за последним годом реализации инвестиционной программы, производственной программы, устанавливается в соответствии с правилами определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, предусмотренными частью 2 настоящей статьи, и в установленном данными правилами порядке.
В случае, если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности и качества, тарифы этой организации, устанавливаемые, изменяемые или корректируемые на очередной год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств этой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы (пункт 7 статьи 39 Закона о водоснабжении).
Из материалов дела судом установлено, что Департаментом постановлением от 23.09.2015 N 39/3 была утверждена разработанная ООО "Абсолют-Сервис" производственная программа в сфере водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на период с 01.10.2015 по 31.12.2015.
По инициативе Департамента, в соответствии с пунктом 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 N 1154-э, на основании материалов тарифного дела по утверждению производственной программы и тарифов на питьевую воду и водоотведение ООО "Абсолют-Сервис" на 2015 год, экспертной группой Департамента были разработаны и утверждены постановлением от 29.10.2015 N 46/2 производственные программы ООО "Абсолют-Сервис" в сфере водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на период с 01.01.2016 по 31.12.2018. Копия указанного постановления была направлена обществу заказным письмом и получена адресатом, согласно уведомлению 13.11.2015.
В соответствии с пунктом 32 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства N 641, регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчеты о выполнении производственных программ за предыдущий год.
Согласно пункту 2 Правил, уполномоченным органом является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или орган местного самоуправления поселения (городского округа), в случае, если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 9.21 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 N 214-па, государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе, их установление, утверждение производственных программ и контроль за их выполнением, осуществляет Департамент.
Таким образом, требование, предусмотренное пунктом 32 Правил с требованием о предоставлении в уполномоченный орган - Департамент отчетов о выполнении производственных программ за предыдущий год ежегодно, до 1 апреля, является обязательной к исполнению и необходимой для выполнения полномочий Департамента по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также не нарушения принципа баланса интересов между потребителем и регулируемой организацией.
По смыслу изложенного, ООО "Абсолют-Сервис" обязано было представить в Департамент в срок до 1 апреля 2017 отчеты о реализации производственных программ в сфере водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения за 2016 год, утвержденные постановлением Департамента от 29.10.2015 N 46/2. Однако общество, в установленный срок данную обязанность немотивированно не исполнила.
Поскольку указанные отчеты в установленный срок в Департамент представлены не были (отчеты представлены 17.05.2017), то в действиях (бездействии) ООО "Абсолют-Сервис" имеется событие и состав объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что действия общества надлежит квалифицировать по статье 19.7 КоАП РФ, отклоняется как основанный на неверном толковании нормы материального права.
Так, статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
Объектом указанного правонарушения является установленный порядок управления в сфере обеспечения деятельности государственных органов и должностных лиц достоверной и полной информацией.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в совершении следующих действий:
- непредставление в государственный орган или должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности;
- несвоевременное представление в государственный орган или должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности;
- представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме;
- представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в искаженном виде.
Из смысла статьи 19.7 КоАП РФ следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только тех сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.
Вместе с тем, следует учитывать, что в КоАП РФ существуют специальные составы правонарушений, касающиеся права государственных органов и должностных лиц на получение информации. В этих случаях составы административных правонарушений должны быть квалифицированы по специальным нормам КоАП РФ, в частности, такой нормой в рассматриваемом случае является статья 19.7.1 КоАП РФ.
Учитывая существо правонарушения, допущенного ООО "Абсолют-Сервис" квалификация его действий (бездействия) по специальной норме права - части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ является правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства о тарифном регулировании в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ООО "Абсолют-Сервис" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2017 по делу N А51-14860/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.