г. Саратов |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А12-36854/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 декабря 2017 года по делу N А12-36854/2017 (судья М.Ю. Наумова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (ОГРН 1143435004954, ИНН 3435314167)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского
округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759)
третьи лица: администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706), отдел муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" - Елисеев И.Л. по доверенности от 09.01.2018 N 3
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (далее - ООО "УК "ЖЭУ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Отдела муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.09.2017 N 981-л/2017.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 декабря 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" удовлетворено.
Признано недействительным и не соответствующим Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предписание Отдела муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 07.09.2017 N 981-л/2017.
С Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отдел муниципального жилищного контроля администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требования по основаниям изложенным в жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 04.09.2017 N 981-Л/2017 отделом муниципального жилищного контроля в период с 06.09.2017 по 07.09.2017 проведена внеплановая выездная проверка управляющей организации ООО "УК "ЖЭУ". Проверка проведена в связи с рассмотрением обращения (регистрационный от 14.08.2017 N 07/8773), содержащего информацию о нарушении лицензиатом лицензионных требований в части технического состояния оконных заполнений в подъездах многоквартирного дома N 146 по ул. Карбышева в г. Волжском Волгоградской области.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.09.2017 N 981-л/2017.
В акте проверки указано, что оконное заполнение в подъездах указанного многоквартирного дома в некоторых местах выполнено из сотового поликарбоната, чем изменен архитектурный облик многоквартирного дома, что является нарушением пункта 13 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень от 03.04.2013 N 290), пункта 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН от 27.09.2003 N 170), подпунктов "а", "б", "в", "г", "е" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила от 13.08.2006 N 491), пункта 6.11 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56192-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 56192-2014), пункта 9 Приложения "А" к ГОСТ Р 56192-2014.
Отделом муниципального жилищного контроля выдано предписание от 07.09.2017 N 981 -л/2017, которым на ООО "УК "ЖЭК" возложена обязанность в срок до 02.10.2017 обеспечить исправное остекленение оконных заполнений в местах общего пользования (подъезды) многоквартирного дома N 146 по ул. Карбышева в г. Волжском Волгоградской области.
Полагая, что решение инспекции нарушает права и интересы заявителя, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание от 07.09.2017 N 981 -л/2017 не соответствует требованиям ПиН от 27.09.2003 N 170, Правилам от 13.08.2006 N 491, Минимальному перечню от 03.04.2013 N 290, возлагая на ООО "УК ЖЭУ" обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, нарушая права и охраняемые законом интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Согласно частям 1, 1.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу подпункта "а" пункта 2 и пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пунктам 11, 13, 14 вышеупомянутых Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих правил ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией; текущий и капитальный ремонт, содержание общего имущества (балконных плит). Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, данные правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пункты 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определяют, что управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах в содержании жилых зданий дефекты и неисправности и в установленном порядке принимать меры по их устранению.
В соответствии с пунктом 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае, должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопрос) необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 разъяснено, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В пункте 13 Минимального перечня от 03.04.2013 N 290 указано, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях -разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В акте проверки от 07.09.2017 N 981 -л/2017 указано, что техническое состояние оконных заполнений в местах общего пользования надлежащее, целостность оконных заполнений не нарушена, повреждений оконных рам не обнаружено, однако местами оконное заполнение выполнено из сотового поликарбоната, в связи с чем изменен архитектурный облик многоквартирного дома.
Орган местного самоуправления не представил достаточных доказательств, подтверждающих факт изменения архитектурного облика многоквартирного дома в результате действий ООО "УК "ЖЭК" при использовании сотового поликарбоната.
Предписание не содержит сведений о том, каким образом использованное управляющей компанией при замене стекла на поликарбонат вид окон нарушает архитектурный облик дома. А также нет указания на обязательность использования кварцевого или другого стекла определенного качества.
Нормы права, на которые ссылается орган местного самоуправления, не содержат обязательных требований использования только силикатного (минерального) стекла при проведении работ по остеклению мест общего пользования многоквартирных жилых домов.
Как следует из материалов дела, управляющей организацией произведено остекление оконных заполнений мест общего пользования из сотового поликарбоната - разновидности органического стекла. Указанный материал по своим свойствам не уступает стеклу, превосходит стекло по теплоизоляции, сотовый поликарбонат не бьется, легче стекла, обладает высокой светопроницаемостью, по стоимости дешевле стекла. Доказательства обратного не представлены. Сертификат соответствия подтверждает, что панели структурные из сотового поликарбоната торговой марки PetAlex, серий согласно приложению N 001844, выпускаемые по ТУ 2291-001-64047884-2015 с изм. N N 1, 2, соответствует требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение инспекции основано на неверно истолкованных обстоятельствах, и правомерно признано недействительными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 декабря 2017 года по делу N А12-36854/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.