г. Москва |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А40-189663/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
И.А. Чеботаревой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ГКФХ ИП Хачатуряна Э.С. на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.12.2017 по делу N А40-189663/17, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-1761)
по заявлению ГКФХ ИП Хачатурян Э.С.
к Домодедовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГКФХ ИП Хачатурян Э.С. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Домодедовской таможни от 12.09.2017, вынесенное по результатам рассмотрения дела N 10002000-2046/2017.
Решением от 05.12.2017 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования частично, уменьшив размер взысканного штрафа.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГКФХ ИП Хачатурян Э.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Представители сторон, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, постановлением Домодедовской таможни от 12.09.2017 по делу об административном правонарушении N 10002000-2046/2017 ГКФХ ИП Хачатурян Э.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а именно, в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.16.1, ч.3 ст.16.2 КРФоАП, привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.16.3 КРФоАП и к обществу применено административное наказание в виде наложения штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявитель в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Срок, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни заявителем не пропущен.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении от 08.08.2017 N 10002000-2046/2017 составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено, и оспариваемое постановление от 12.09.2017 N 10002000-2046/2017 вынесено с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2 и 29.7 КРФоАП в отсутствие ГКФХ ИП Хачатуряна Э.С., извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанных процессуальных действий.
Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, судом не установлено.
Как усматривается из материалов дела, 04.10.2016 ГКФХ ИП Хачатурян Э.С. подал на таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой) через систему электронного декларирования декларацию на товары (далее - ДТ) N 10002010/041016/0053110 для помещения под действие таможенной процедуры "Выпуск для внутреннего потребления" товаров, прибывших из Узбекистана по авианакладной 250-1285 1985, а именно: приматы живые, зеленая мартышка (CHLOROCEBUS SABAEUS), не является племенным материалом, предназначены для содержания и разведения в неволе, выращены в питомнике, не для научных исследований, количество животных - 15 шт., изготовитель "ЧП Нуруллаев Сайфулла Сагдуллаевич", код товара 0106110090.
К таможенному оформлению в качестве приложения к ДТ были представлены:
- контракт 03 UZ-16 от 23 сентября 2016 г.;
- ветеринарное свидетельство N 14-01-0029 от 03 октября 2016 г.;
- инвойс N 35 от 23 сентября 2016 г.
Зеленые мартышки (CHLOROCEBUS SABAEUS) входят в ПРИЛОЖЕНИЕ II "Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения" (Вместе с "Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт...") (Заключена в г. Вашингтоне 03 марта 1973 г.). В соответствии с пунктом 4 статьи IV для импорта всякого образца видов, указанных в приложении II, будет требоваться предварительное предоставление разрешения на экспорт или же сертификата на реэкспорт. Указанные документы не были предоставлены ГКФХ ИП Хачатуряном Э.С. при декларировании живых животных.
Согласно п.1 ст.150 ТК ТС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Из пункта 2 указанной статьи следует, что товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Согласно пункту 3 указанной статьи товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу п.1 ст.152 ТК ТС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с п.1 ст.179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Из пункта 3 указанной статьи следует, что таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с п.2 ст.179 ТК ТС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;
5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Согласно ст.189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
В силу п.1 ст.181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Согласно пункту 2 указанной статьи в декларации на товары указываются основные сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость и статистическая стоимость, а также сведения о соблюдении ограничений, сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС.
Согласно п.1 ст.183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что к таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической следки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза, и др. Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Пункт 4 указанной статьи устанавливает, что при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно п.7 ст.190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Заявитель полагал, что к ответственности должен был быть привлечен он, а не таможенный представитель - ООО "Стандарт Лайн", который подавал, как указал Заявитель, спорную декларацию на товары.
Поскольку субъектом правонарушения в рассматриваемом случае является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений, таким лицом является лицо, перемещающее товары через таможенную границу таможенного союза, в рассматриваемом случае таким лицом является декларант, в связи с чем, судом данный довод обосновано отклонен.
Кроме того, довод Заявителя о возможности привлечения к административной ответственности таможенного представителя не может служить основанием для освобождения от ответственности самого декларанта.
В заявлении об оспаривании постановления таможни о привлечении к административной ответственности указано, что ООО "Стандарт Лайн" на основании договора от 02.08.2016 г. N 000386 через систему электронного декларирования от имени декларанта была подана ДТ N 10002010/041016/0053110.
Между тем, как видно из материалов дела, указанное не соответствует фактическим обстоятельствам.
Спорную декларацию через систему электронного декларирования подавал ГКФХ ИП Хачатурян Э.С, что подтверждается отметкой в графе 54 декларации.
В соответствии с подпунктом 59 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в указанной графе с новой строки с проставлением их порядкового номера указываются сведения о лице, составившем декларацию.
Под номером 1 - номер документа, свидетельствующего о включении лица в Реестр таможенных представителей, если декларирование товаров производится таможенным представителем, а также - дата и номер договора таможенного представителя с декларантом. Сведения под номером 1 не заполняются, если декларирование товаров производится декларантом, указанным в графе 14 ДТ.
Под номером 2 - фамилия, имя, отчество физического лица, составившего ДТ, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность (а также наименование такого документа для Российской Федерации), занимаемая должность в штате декларанта или таможенного представителя и номер контактного телефона.
Под номером 3 указываются сведения о документе, удостоверяющем полномочия лица, составившего ДТ.
В ДТ N 10002010/041016/0053110 в графе 14 указаны сведения о декларанте - ГКФХ ИП Хачатурян Э.С.
В графе 54 указано:
Под номером 2 - Хачатурян Эдуард Сергеевич ПАС РФ 4511 258814 от 31.05.2011 ИП 7 (906)7536632.
Под номером 3 - Свидетельство 30677000031816 от 31.07.2006.
Таким образом, Декларант сам осуществлял юридически значимые действия, связанные с подачей декларации на товары через систему электронного декларирования, заверял указываемые сведения собственной электронной цифровой подписью, а следовательно, только Декларант в рассматриваемом случае может нести ответственность за несоблюдение несоблюдение ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В случае подачи декларации на товары таможенным представителем, данные о таковом обязательно отражаются в декларации на товары.
Помимо этого, в обоснование своей позиции Заявитель указывал, что в прилагаемом к декларации ветеринарном свидетельстве от 03 октября 2016 г. N 14-01- 0029 указано, что животные подготовлены к отправке согласно ветеринарно- санитарным требованиям и разрешений CITES N 003264.
В ходе производства по делу об административном правонарушении, ГКФХ ИП Хачатуряном Э.С. в материалы дела были представлены заверенные копии разрешений CITES N N 003606, 003117, 002935, однако в ходе производства по административному делу разрешение CITES N 003264 в таможенный орган не представлялось.
Указанное обстоятельство подтверждает тот факт, что на момент оформления у Заявителя отсутствовал документ, подтверждающий соблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС, запретов и ограничений.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, и отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Выводы, изложенные таможенным органом в оспариваемом постановлении документально и по существу не опровергнуты заявителем.
Доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего таможенного законодательства Таможенного Союза и РФ, а также норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.
Постановление Домодедовской таможни от 12.09.2017 по делу об административном правонарушении N 10002000-2046/2017 законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с п.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В оспариваемом постановлении таможенный орган указывает на отсутствие отягчающих обстоятельств, а также на тот факт, что ГКФХ ИП Хачатурян Э.С. ранее не привлекался к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что административный орган неправомерно и необоснованно назначил ГКФХ ИП Хачатуряну Э.С. за данное административное правонарушение наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей в связи с чем, снизил примененный таможней штраф до 50 000 рублей.
На основании изложенного, что событие и вина общества в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.16.3 КоАП РФ установлены ответчиком в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение об изменении решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела.
Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2017 по делу N А40-189663/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.