г. Москва |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А40-163133/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2017 по делу N А40-163133/17, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению по заявлению ООО "БИТТНЕР ФАРМА"
к Московской областной таможне
об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, оформленного письмом от 27.07.2017 г. N 17-20/38809
при участии:
от заявителя: |
Шоркин М.Г. по дов. от 11.10.2017; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БИТТНЕР ФАРМА" (далее - Заявитель, ООО "БИТТНЕР ФАРМА", Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее также - Заинтересованное лицо, МОТ, Таможенный орган, Таможня) об оспаривании отказа Московской областной таможни в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, оформленного письмом от 27.07.2017 г. N 17-20/38809.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2017 г. заявление ООО "БИТТНЕР ФАРМА" удовлетворено.
Московская областная таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Представитель ООО "БИТТНЕР ФАРМА" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Биттнер Фарма", являющееся получателем товара и декларантом, ввезло по Декларациям: WARTNER Сгуо / Вартнер Крио - изделие медицинского назначения для удаления обыкновенных и подошвенных бородавок методом криотерапии с принадлежностями. Изготовитель "Омега Техника" Ирландия 10130110/020215/0000225/2,10130060/060515/0007382/1, 0130110/160215/0000427/1, 10130110/080716/0001918/2, 10130110/100415/0001169/1, 0130130/190916/0013578/2, 10130110/170415/0001261 WARTNER Corn Pen / Ручка-аппликатор Вартнер - изделие медицинского назначения для удаления сухих мозолей. Изготовитель "Прогрессаре Мединвест БВ" Нидерланды 10130110/041214/0006020/1, 0130060/091015/0016778/2,10130060/020616/0008124/1, 10130130/261216/0019941/1 WARTNER Wart Pen / Ручка-аппликатор Вартпеп - изделие медицинского назначения для удаления обыкновенных и подошвенных бородавок. Изготовитель "Прогрессаре Мединвест БВ" Нидерланды 10130060/191114/0027318/1, 0130060/080415/0005752/1,10130110/041214/0006020/2, 10130060/080415/0005750/1, 0130060/260115/0000891/1,10130110/080716/0001918/3, 10130110/160215/0000432/1, 0130130/190916/0013596/5,10130060/100315/0003704/1, 10130130/261216/0019941/2 WARTNER Nailexpcrt / Вартнер Нейлэксперт - медицинское изделие для восстановления и защиты ногтевой пластины от грибкового заболевания. Изготовитель "Омега Техника" Ирландия 10130060/090714/0015588/1, 10130060/020615/0008914/1, 0130060/270814/0019983/1, 10130060/220615/0010063/1, 0130060/131014/0024028/1,10130060/240815/0013860/2, 10130060/131014/0024010/1, 0130060/150216/0001912/2,10130060/260115/0000939/1, 10130060/210316/0004065/1, 10130060/100315/0003685/1, 0130060/120416/0005361/1, 10130060/190315/0004470/1, 10130110/280416/0001192/6, 10130060/080415/000575/1, 10130060/211216/0021100/1, 10130060/060515/0007383/1, 0130130/261216/0019941/3, 10130110/250515/0001701/3 INNOXA Gouttes BIeucs/Иинокса Васильковые капли - медицинское изделие, лосьон для глаз стерильный увлажняющий. Изготовитель "Лаборатория Омега Фарма 10130060/260115/0000893/1, 101301 10/031215/0003987/3 PREVALIN Adult Nasal Spray/Превалин - изделие медицинского назначения, спрей назальный в аэрозольной упаковке. Изготовитель "ИнКыофарм Европа Лимитед" Германия 10130110/230714/0003789/4,10130060/270315/0005043/1, 0130060/150615/0009681/2, 10130060/270516/0007834/1,10130130/021116/0016433/1, 10130130/231216/0019875/1 PREVALIN Kids Nasal Spray/Превалин Кидс - изделие медицинского назначения, спрей назальный в аэрозольной упаковке. Изготовитель "ИнКыофарм Европа Лимитед" Германия 10130060/270315/0005043/2,10130060/280715/0012279/1, 0130110/080216/0000267/6, 10130060/270516/0007834/2, 10130130/231216/0019875/2 CRYOPHARMA / Криофарма - изделие медицинского назначения, средство для удаления бородавок в аэрозольной упаковке. Изготовитель "Фармаспрей БВ" Нидерланды 10130130/190916/0013596/4,10130130/291216/0020134/1, 10130130/281216/0020090/1.
Товары зарегистрированы надлежащим образом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и органами сертификации Госстандарта РФ: WARTNER Cryo/Вартнер Крио - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/06221 от 28.06.12 (ОКП 939800), Сертификаты соответствия N РОСС 1Е.ИМ 41.НО 1252 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709) и N РОСС IE.BM 41.Н00311 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709); WARTNER Corn Pen/Ручка-аппликатор Вартнер - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/13017 от 28.09.12 (ОКП 939800), Сертификаты соответствия N РОСС NL.HM 41.Н01244 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909708) и N РОСС ЫЬ.МП 41.Н00313 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709); WARTNER Wart Pen/Ручка-аппликатор Вартнер - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/13018 от 28.09.12 (ОКП 939800), Сертификаты соответствия N РОСС NL.MM 41.Н01245 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 3824909708) и N РОСС NL.MM 41.Н00312 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 3824909709); WARTNER Nailexpert/Вартиер Нейлэксперт - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/13007 от 28.10.13 (ОКП 939890). Сертификаты соответствия N РОСС 1Е.МП 18.Н00055 (ОКП 939890 и ТН ВЭД 3304300000) и N РОСС 1Е.ИМ 41.Н00612 (ОКП 939890 и ТН ВЭД 3304300000); INNOXA Gouttes BIeues/Иннокса Васильковые капли - регистрационное удостоверение N РЗН 2013/1018 от 13.08.13 (ОКП 939800, Сертификаты соответствия N РОСС FR.Mn 18.Н00011 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709) и N РОСС FR-МП 41.Н00546 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709): PREVALIN Adult Nasal Spray/Превалин - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/11781 от 24.04.12 (ОКП 939800). Сертификаты соответствия N РОСС 4 DE.HM41.H00068 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709) и N РОСС DE.HM41.H01027 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709): PREVALIN Kids Nasal Spray/Превалин Кидс - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/11782 от 24.04.12 (ОКП 939800), Сертификаты соответствия N РОСС DE.MM41.H01028 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 38 24909709); CRYOPHARMA/Криофарма - регистрационное удостоверение N ФСЗ 2007/00462 от 23.10.07 (ОКП 939800), Сертификаты соответствия N РОСС NL-МП 18.Н000082 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 2909110000) и N РОСС NL.HM 41.Н00645 (ОКП 939800 и ТН ВЭД 2909110000);
Общество, считая, что, поскольку операции с перечисленными изделиями медицинского назначения облагаются по ставке НДС 10 % и таможенной пошлиной 5 % (кроме WARTNER Nailexpcrt/Вартнер Нейлэксперт), то им была произведена переплата таможенных платежей в размере 18 923 596,86 руб.
В целях реализации своих прав в соответствии со статьями 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) и статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон "О таможенном регулировании в РФ") Общество письмом от 03.07.2017 г. N 90 обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате денежных средств излишне уплаченных в таможенные органы (налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины) в размере 18 923 596, 86 руб.
Рассмотрев документы Общества, Таможенный орган отказал в возврате излишне уплаченного и оформил отказ письмом N 17-20/38809 от 27.07.17г.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Обществом было направлено заявление в Московскую областную таможню, на счет которой перечислены денежные средства, подлежащие возврату.
К заявлению Общество приложило документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей в соответствии с частью 2 статьи 147 Закона "О таможенном регулировании в РФ", в том числе Регистрационные удостоверения, Сертификат соответствия, Декларации о соответствии, Расчет платежей с указанием излишне взысканной суммы по каждой декларации, а также иные документы, подтверждающие классификацию товара и применение ставки НДС 10 % и ставки таможенных платежей 5 %.
Также Общество полностью выполнило требование законодательства, изложенное в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
По смыслу статьи 147 Закона "О таможенном регулировании в РФ" во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как излишне внесенных в бюджет зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось ранее в Каширский, Акуловский и Мамонтовский таможенные посты с заявлениями по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, копии которых приложило к заявлению о возврате излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей.
Таким образом, Общество выполнило все требования нормативных актов при возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Пунктами 2 и 5 статьи 164 Налогового органа Российской Федерации установлено, что подлежит применению НДС по ставке 10 % при реализации медицинских товаров на территории РФ и при их ввозе на таможенную территорию РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 688 от 15.09.08г. утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции и ТН ВЭД, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 10 % при их реализации (далее Перечень) Код продукции ОКП 93 98 00 и ТН ВЭД 3824 9097 09 (кроме WARTNER Nailexpert ТН ВЭД 3304300000).
В пункте 1 Примечаний к Постановлению Правительства РФ указано, что коды, приведенные в данном перечне, применяются в отношении зарегистрированных медицинских изделий российского и иностранного производства. В пункте 3 указано, что для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС с учетом пункта 1.
В пункте 2 также указывается, что медицинские товары, включенные в настоящий перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. не применяется нулевая ставка НДС.
Код ОКП 93 9800 и коды ТН ВЭД России 3824 9097 09, 3304300000, присвоенные соответствующим товарам, входят в Перечень кодов медицинских изделий в соответствии с общероссийским классификатором продукции и ТН ВЭД, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС) по налоговой ставке 10 % при их реализации (далее Перечень), утвержденный Постановлением Правительства РФ N 688 от 15.09.08г.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума ВАС N 33 от 30.04.14г. "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъясняется, что пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка 10 процентов при реализации товаров отдельных наименований, а также предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по определению кодов видов таких товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. N 54. При рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения данной налоговой ставки, судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 Кодекса при осуществлении указанных полномочий Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В частности, применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.
Учитывая изложенное, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Соответствие подтверждается Сертификатом соответствия и Регистрационным удостоверением.
Классифицируя с иным, немедицииским кодом, нарушает установленный порядок. При реализации спорных медицинских изделий на территории Российской Федерации Общество применяет пониженную ставку НДС в размере 10 % в соответствии с НК РФ.
Следовательно, ставка НДС при всех операциях с этим товаром не может быть иной.
Оснований для иного толкования смысла Постановления Правительства РФ не имеется.
Коды ТН ВЭД 3824 9097 09 (кроме WARTNER Nailexpert ТН ВЭД 3304300000), присвоенные товару, содержатся в Приложении к Постановлению Правительства N 688 и в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, которым утверждена Единая товарная номенклатура и Единый таможенный тариф Таможенного Союза, указанным кодам соответствует ставка таможенной пошлины 5 %.
Таким образом, у Общества не возникло обязанности уплачивать НДС и таможенные пошлины в повышенном размере.
Согласно статьям 89-90 ТК ТС и статьей 147 Закона "О таможенном регулировании в РФ" излишне уплаченной или излишне взысканной суммой налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изделие медицинского назначения Криофарма не является косметическим средством, в том числе, средством по уходу за кожей и не может быть классифицировано по коду 33 04 (парфюмерно-косметическая продукция).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Таможенного органа в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость является незаконным и необоснованным, так как противоречит Таможенному кодексу ТС, Налоговому Кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ N 1042 от 30.09.2015 г. "Об утверждении Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость" и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество обратилось в Таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в пределах установленного трехлетнего срока, предоставив необходимые документы, свидетельствующие о наличии у него льготы по уплате НДС.
Общество не имеет задолженностей по уплате таможенных платежей, следовательно, основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей отсутствуют. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Заинтересованным лицом не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемый Заявителем отказ Московской областной таможни в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, оформленный письмом от 27.07.2017 г. N 17-20/38809 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2017 по делу N А40-163133/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163133/2017
Истец: ООО "Биттер Фарма", ООО Биттнер Фарма
Ответчик: Московская областная таможня