г. Воронеж |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А14-12008/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Алфёровой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновым А.В.,
при участии:
от Департамента промышленности Воронежской области: Ерофеева Е.А., представитель по доверенности N 1-ок от 01.06.17;
от Управления федерального казначейства по Воронежской области: Копытин Н.М., представитель по доверенности N 31-18-10/9342 от 28.11.17;
от общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Донской": Карпачев Д.М., представитель по доверенности N 9 от 30.06.17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента промышленности Воронежской области (ОГРН 1093668000381, ИНН 3664095189), Управления федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 023601577922, ИНН 3666033639) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.12.2017 по делу N А14-12008/2017 (судья Малыгина М.А.) по иску Департамента промышленности Воронежской области (ОГРН 1093668000381, ИНН 3664095189) к обществу с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Донской" (ОГРН 1093668034261, ИНН 3665074520) о взыскании 254 237 руб. 29 коп. неосновательного обогащения, при участии в деле третьего лица: Управления федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 1023601577922, ИНН 3666033639),
УСТАНОВИЛ:
Департамент промышленности Воронежской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Донской" (далее - ООО "Мясокомбинат "Донской", ответчик) о взыскании 254 237 руб. 29 коп. неосновательного обогащения, а именно часть необоснованно полученной субсидии на компенсацию части затрат на приобретение автопогрузчика Toyota 02-7FD18 по договору купли-продажи от 06.11.2015 N 151106-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федерального казначейства по Воронежской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент и Управление федерального казначейства по Воронежской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование доводов жалобы стороны ссылаются на то, что автопогрузчик Toyota 02-7FD18 относится к 4 амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно): 330.28.22.14.159 машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки, тем самым срок его использования истек.
ООО "Мясокомбинат "Донской" представлен отзыв на апелляционные жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца и третьего лица доводы жалоб поддержали, представитель ответчика возражал против удовлетворения доводов жалоб.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 21.07.2016 N 521 (далее - Порядок), ООО "Мясокомбинат "Донской" обратилось в Департамент промышленности Воронежской области с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Воронежской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", в том числе участникам инновационных территориальных кластеров на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
По результату обращения между истцом и ответчиком заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров б/н от 16.11.2016 и предоставлена субсидия на общую сумму в размере 1 182 580 руб. 68 коп. (платежное поручение N 462391 от 24.12.2015 о перечислении денежных средств), в том числе в части возмещения затрат по приобретению автопогрузчика Toyota 02-7FD18 от общей суммы составил 254 237 руб. 29 коп.
К заявлению ответчик представил комплект документов, подтверждающих соответствие условиям предоставления субсидии, установленным Порядком.
В частности, к заявлению были представлены копии документов, подтверждающих затраты на приобретение автопогрузчика Toyota 02-7FD18 в размере 600 000 руб., в т.ч. НДС 91 525 руб.: договор купли-продажи от 06.11.2015 N 1511106-1, товарная накладная от 14.03.2016 N193, платежные поручения: от 10.07.2015 N2103 на сумму 300 000 руб., от 07.12.2015 N2239 на сумму 100 000 руб., от 18.01.2015 N 37 на 100 000 руб., от 16.02.2016 N171 на 100 000 руб.
В соответствии с п. 6.1 Порядка, ответственность за достоверность представляемых в Департамент сведений и соблюдение условий, установленных Порядком, возлагается на получателей субсидий - субъектов малого и среднего предпринимательства.
Департамент, органы государственного финансового контроля осуществляют проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В ходе проверки Управление федерального казначейства по Воронежской области, осуществляя финансовый контроль, выявило нарушение ответчиком условия предоставления субсидии: данное оборудование не соответствует критериям нового, было в эксплуатации и, соответственно, субсидия в указанной части была выделена необоснованно.
Пунктом 6.5 Порядка предусмотрено, что при выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, департамент принимает меры по возврату субсидий в областной бюджет - направляет получателям субсидий - субъектам малого и среднего предпринимательства требования о возврате субсидий. Субсидии подлежат возврату получателями субсидий - субъектами малого и среднего предпринимательства в течение 30 календарных дней с даты получения требования.
При не возврате субсидий в срок Департамент принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в областной бюджет в судебном порядке.
08.06.2017 в адрес получателя субсидии была направлена претензия N 62-11/791 (получена ответчиком 09.06.2017) с требованием о возврате денежных средств в размере 254 237 руб. 29 коп., которая последним оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчиком денежные средства не возвращены до настоящего времени, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии указанной категории лиц предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с БК РФ, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", постановлением правительства Воронежской области от 30.10.2015 N 840 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" правительство Воронежской области приняло постановление N 521 от 21.07.2016 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров".
Настоящий Порядок предоставления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее - Порядок, субсидии), определяет категории лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, положение об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (п. 1.2 Порядка).
Департамент промышленности Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области.
Материалами дела установлено, что департаментом промышленности Воронежской области была предоставлена субсидия ООО "Мясокомбинат "Донской" на компенсацию части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, в том числе затрат по приобретению автопогрузчика Toyota 02-7FD18 в размере 254 237 руб. 29 коп.
Для предоставления субсидии ответчиком был предоставлен комплект документов, который признан истцом, соответствующим требования раздела 3 вышеуказанного Порядка.
Ссылка Управления федерального казначейства по Воронежской области на то, что ответчик скрыл дату выпуска автопогрузчика, так как не предоставил технический паспорт, не может быть принято судом во внимание, так как в спецификации к договору купли-продажи от 06.11.2015 N 1511106-1, указаны все характеристики приобретаемого оборудования, в том числе и год его выпуска. Таким образом, судом области установлено, что при предоставлении субсидии был известен срок выпуска спорного автопогрузчика.
Кроме этого, судом учтено, что в соответствии с п. 1 Порядка субсидии предоставляются в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров. В ходе судебного разбирательства судом выяснялся вопрос нарушения целевого использования субсидии. По заявлению ответчика, не опровергнутому сторонами, автопогрузчик приобретен в целях модернизации производства и используется по настоящее время. Иных доказательств нарушения ответчиком целевого назначения предоставленной субсидии суду не представлено.
Доводы истца о том, что в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" автопогрузчик Toyota 02-7FD18 относится к 4 амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно): 330.28.22.14.159 машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, прочие, не включенные в другие группировки, тем самым срок его использования истек, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" принято в рамках регулирования налоговых правоотношений, указанный в нем срок амортизации не является сроком эксплуатации основных средств. Суду не представлено доказательств о том, что приобретенный автопогрузчик Toyota 02-7FD18 находится в неработоспособном состоянии.
Пунктом 6.5 Порядка установлено, что при выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, Департамент принимает меры по возврату субсидий в областной бюджет - направляет получателям субсидий - субъектам малого и среднего предпринимательства требования о возврате субсидий. Субсидии подлежат возврату получателями субсидий - субъектами малого и среднего предпринимательства в областной бюджет в течение 30 календарных дней с даты получения требования.
Условия предоставления субсидии содержатся в разделе 2 Порядка, согласно которому право на получение субсидий имеют субъекты малого и среднего предпринимательства (в том числе участники инновационных территориальных кластеров):
1. относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2. осуществляющие деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (за исключением кода 45), K, L, M (за исключением кодов 71 и 75), N, O, S (за исключением кодов 95 и 96), T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (при этом поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
3. поставленные на учет в налоговых органах Воронежской области и осуществляющие свою деятельность на территории Воронежской области не менее одного года с момента государственной регистрации до дня подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - заявление);
4. не имеющие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации на дату подачи заявления;
5. не находящиеся в стадии ликвидации, реорганизации или проведения процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6. не являющиеся кредитной организацией, страховой организацией, инвестиционным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, ломбардом;
7. не осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров;
8. не являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
9. не осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
10. не являющиеся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
11. не имеющие просроченной задолженности по заработной плате перед работниками на дату подачи заявления;
12. осуществляющие выплату заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленного в Воронежской области для трудоспособного населения, в течение последних 3 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии;
13. не допустившие в течение последних 3 лет нарушения порядка, условий оказания федеральной, областной или муниципальной поддержки, целевого использования средств поддержки;
14. в отношении которых ранее не было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания в отношении которых не истекли;
15. представившие документы, предусмотренные пунктом 3.3 раздела 3 настоящего Порядка, в Департамент;
16. заключившие договор (договоры) на приобретение оборудования в собственность в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров и осуществившие оплату по ним в срок, установленный пунктом 1.5 раздела 1 настоящего Порядка;
17. осуществившие полную оплату по договору (договорам) на приобретение оборудования в собственность;
18. осуществившие постановку на баланс приобретенного оборудования;
19. создающие не менее одного рабочего места в рамках реализации проекта по созданию, и (или) развитию, и (или) модернизации производства товаров.
Из буквального содержания указанного раздела не следует, что условиями предоставления субсидии является произведение затрат на покупку только вновь произведенного, не бывшего в эксплуатации имущества. Исходя из пункта 16 данного раздела, основным условием предоставления субсидии является приобретение оборудования в собственность в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров. Как ранее уже указывалось судом, фактов нарушения целевого использования субсидии в ходе судебного разбирательства не установлено.
Иных оснований, позволяющих потребовать возврата выданной субсидии, нормативным актом не предусмотрено.
В соответствии статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При указанных обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
Доводы апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними и не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, истцом и третьим лицом на момент рассмотрения апелляционных жалоб не приведено.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционных жалоб относится на ее заявителей. Поскольку заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.12.2017 по делу N А14-12008/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента промышленности Воронежской области, Управления федерального казначейства по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.