Воронеж |
|
16 мая 2007 г. |
N А14-2825-2007/20б |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Потихониной Ж.Н.,
судей Суховой И.Б.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Плотниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 8 по Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2007 г. по делу N А14-2825-2007/20б о возвращении заявления о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Нижнедевицкмясо" (судья Щербатых И.А.),
при участии в судебном заседании:
от МИФНС РФ N 8 по Воронежской области - Сапронова Ю.А., специалист, по доверенности от 28.09.2006 г.
от ОАО "Нижнедевицкмясо" представитель не явился, надлежаще извещён
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 8 по Воронежской области обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании отсутствующего должника - открытого акционерного общества "Нижнедевицкмясо" несостоятельным (банкротом) в связи с задолженностью по уплате обязательных платежей в бюджет и пени, на общую сумму 334505 руб. 58 коп., а также отсутствием у налогоплательщика имущества и денежных средств для ее погашения.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2007 г. заявление налогового органа возвращено на основании пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с определением суда, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, выразившиеся в том, что, возвращая заявление, суд первой инстанции не учел, что налоговым органом в полной мере выполнены требования статьи 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Постановления Правительства РФ от 21.10.2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", поскольку приложила доказательства финансирования процедуры банкротства - смету расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
Уполномоченный орган, также ссылается на наличие у предприятия-должника непогашенной задолженности по обязательным платежам, поэтому полагает недопустимым исключение ОАО "Нижнедевицкмясо" из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, полагая оспариваемое определение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене.
Представитель должника в судебное заседание не явился. В материалах дела имеются сведения надлежащем извещении должника о месте и времени судебного заседания.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя должника.
Суд, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя налоговой инспекции, считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, возвращая заявление, суд первой инстанции сослался на пункт 1 статьи 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Постановление Пленума от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц". При этом суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Нижнедевицкмясо" является недействующей организацией и не располагает имуществом, на которое может быть обращено взыскание по ее долгам.
Суд апелляционной инстанции находит указанную ссылку обоснованной и в полной мере соответствующей действующему законодательству ввиду следующего.
В заявлении о признании ОАО "Нижнедевицкмясо" несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет в общей сумме 334505 руб. 58 коп., включая 122487 руб. - основные платежи, 212018 руб. 58 коп. - пени.
Вместе с тем, как следует из пояснений налоговой инспекции у ОАО "Нижнедевицкмясо" отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание и погасить образовавшуюся задолженность.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
После принятия Закона о банкротстве в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации, фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005 г.
Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ОАО "Нижнедевицкмясо" банкротом поступило в арбитражный суд в апреле 2007 г., то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.
В заявлении о признании ОАО "Нижнедевицкмясо" несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет в общей сумме 209998 руб. 13 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2005 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Законом. Недействующим юридическим лицом является юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 1 Закона N 83-ФЗ при наличии всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Указанное решение должно быть опубликовано в печатных органах, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. С указанного момента в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующее лицо, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий (налоговый) орган заявление.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что бухгалтерская и налоговая отчетность организацией не представляется, коммерческая деятельность не ведется, операции по расчетным счетам, не осуществляются. Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 21.1 Закона о регистрации ОАО "Нижнедевицкмясо" признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим юридическим лицом, которое может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.
Учитывая, что доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом и по существу подобными доказательствами являются сведения о наличии у должника имущества, за счет которого возможно удовлетворение требований кредиторов, а инспекцией заявлено об отсутствии у ОАО "Нижнедевицкмясо" имущества, следовательно, в отношении недействующего должника подлежит применению административный, а не судебный порядок.
Кроме того, судебный порядок при введении процедуры банкротства в отношении ОАО "Нижнедевицкмясо" не только не приведет к выявлению имущества недействующего должника, а соответственно покрытию фактической задолженности по уплате обязательных платежей, но и увеличит неоправданный расход государственных денежных средств, выделяемых для указанных целей из федерального бюджета.
Данная правовая позиция соответствует разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в пункте 2 Постановления Пленума от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
Более того, заявителем апелляционной жалобы не учтено следующее.
Согласно пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании должника банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным статьями 37 - 41 настоящего Федерального закона, и приложенные к нему документы возвращаются арбитражным судом.
Суд первой инстанции возвратил заявление налогового органа, как поданное с нарушением положений, установленных статьями 40 - 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд апелляционной инстанции, соглашается с выводом суда первой инстанции, на том основании, что к заявлению налоговым органом не приложены документы, подтверждающие направление должнику копии решения N 335 от 31.01.2007 г. о взыскании 122487 руб. недоимки за счет имущества должника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" к заявлению кредитора должны быть приложены доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Следовательно, заявитель обязан доказать не только наличие денежного обязательства должника перед ним, но и соблюдение порядка уведомления, предусмотренного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку к заявлению налоговым органом не были приложены документы, подтверждающие названные обстоятельства, и не соблюдены требования статей 40 - 41 Закона о банкротстве, суд обоснованно возвратил налоговой инспекции заявление о признании ОАО "Нижнедевицкмясо" банкротом.
Таким образом, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
Исходя из положений пункта 15 Информационного Письма Президиума ВАС РФ N 91 от 25.05.2005 г. при подаче апелляционных и кассационных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 16, 17, 101, 106, 110, 112, 258, 266 - 268, 270, 271, пунктом 1 частью 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 10.04.2007 г. по делу N А14-2825-2007/20б оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 8 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Ж.Н. Потихонина |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2825/2020
Истец: МИФНС РФ N8 по Воронежской области, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Ответчик: ОАО "Нижнедевицкмясо"
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2007 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1858/07