город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2018 г. |
дело N А01-1861/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём с/з Харуновой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения-управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2017 по делу N А01-1861/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Майкоп" к государственному учреждению-управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея об оспаривании решения принятое в составе судьи Меликана Э.Н.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Майкоп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Майкопе Республики Адыгея (далее - управление) о признании недействительным решения от 15.06.2017 N 001S19170001679 о привлечении страхователя к ответственности по п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в размере 4 500 рублей.
Решением суда от 05.12.2017 оспариваемое решение управления признано недействительным, в виду отсутствия основания для привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества. Жалоба мотивирована законностью вынесенного постановления. Общество изначально в "исходной" форме СЗВ-М за март 2017 года предоставило недостоверные сведения персонифицированного учета в отношении 9 застрахованных лиц, а дополняющая форма представлена 12.05.2017. Тем самым совершено нарушение, предусмотренное п. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а именно: общество предоставило неполные и (или) недостоверные сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Заявитель и заинтересованное лицо, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество зарегистрировано в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ и в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
10.04.2017 общество представило в управление сведения по форме СЗВ-М, за март 2017.
12.05.2017 обществом представлены сведения по форме СЗВ-М, тип формы "доп", за март 2017 года в отношении 9 застрахованных лиц.
17.05.2017 актом N 001S18170001565 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, управление зафиксировало представление обществом 12.05.2017 документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за март 2017 года в отношении 9 застрахованных лиц.
15.06.2017 управлением было вынесено решение N 001S19170001679 о привлечении общества к ответственности за совершенное нарушение законодательства РФ о страховых взносах, выразившееся в уклонении от предоставления 10.04.17г. достоверных сведений в полном объёме за март 2017 года и в нарушении сроков предоставления сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года.
Указанным решением установлено нарушение п. 2.2 ст. 11 Закон N 27-ФЗ в части представления неполной ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М и общество, на основании положений ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 4 500 руб.
Согласно платежным поручениям N 1634 от 01.08.2017 и N 1638 от 02.08.2017 общество оплатило назначенный штраф.
Не согласившись с решением управления, общество обжаловало его в судебном порядке.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о незаконности законности оспариваемого решения управления, ввиду следующего.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пунктом 3 ч.2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу абз. 2 ст. 1 Закона N 27-ФЗ общество является страхователем.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с пп. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, следующие сведения:
1. страховой номер индивидуального лицевого счета;
2. фамилию, имя и отчество;
3. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п.4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пп. 2 - 2.2 указанной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В силу ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, применение финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует и правомерно установлено судом первой инстанции, что 10.04.2017 обществом в управление направлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года в целом по организации.
12.05.17г., в связи с тем, что в сведениях по форме СЗВ-М допущена неточность обществом в управление направлена форма СЗВ-М (дополняющая).
Управление квалифицировало данный действия общества как уклонение от предоставления 10.04.17г. достоверных сведений в полном объёме за март 2017 года и в нарушении сроков предоставления сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года - их представление 12.05.17г.
Суд первой инстанции обосновано признал данные выводы управления неверными ввиду следующего.
Структура ст. 17 Закона N 27-ФЗ не содержит частей, при этом из текста оспариваемого решения следует, к обществу применена финансовая санкция за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Фактически обществом представлены дополняющие формы, подаваемые с целью дополнения ранее принятых без замечаний пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах общества за отчетный период март 2017.
Таким образом, диспозиция ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного п. 2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено право страхователя на дополнение и уточнение переданных им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренное абз. 3 ст. 15 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с абз. 3 ч. 39 Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при указанных обстоятельствах оснований для привлечения общества к ответственности предусмотренной Законом N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) у пенсионного фонда также имелось.
Из материалов дела следует, что сданная отчетность по форме СЗВ-М за отчетный период март 2017 года тип формы "доп", так как отчет по форме СЗВ-М не предусматривает форму "корректирующая". Утвержденная постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п форма СЗВ-М предусматривает три типа формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период. Таким образом, у общества не было оснований для предоставления отчетности с типом документа "исхд" либо "отмн", так как никаких дополняющих либо изменяющих сведений о застрахованных лицах представленная страхователем форма отчета не содержит. Иная форма для представления корректирующих сведений, предусмотренных ст. 15 Закона N 27-ФЗ Пенсионным фондом РФ не установлена.
Неполнота сведений за март 2017 года была выявлена обществом самостоятельно и самостоятельно им устранена.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает, что управление при принятии данной отчетности могло выявить несоответствие, о чем сообщить обществу для их устранения. Отчетности предоставляются обществом ежемесячно, поэтому для проведения соответствия управление могло сравнить данные содержащиеся в отчетности за предыдущий период с отчетностью за мат 2017 года и выявить отсутствие сведений в отношении 9 застрахованных лиц.
Судом апелляционной инстанции также не усматривается в действиях общества сокрытия данных о 9 застрахованных лицах, поскольку общество, обнаружив неточность в поданной отчетности, само подало сведения для устранения недостоверных сведений.
Доказательств того, что отчетности за предыдущий период не содержат сведений о данных о 9 застрахованных лицах, управление не доказало.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2017 по делу N А01-1861/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Республики Адыгея.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.