Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2018 г. N Ф07-5788/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А66-8973/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Энергомаш" Бандуркы Б.С. по доверенности от 09.01.2018, Бандуркы О.Б. по доверенности от 09.01.2018, от администрации города Твери Аваева Д.В. по доверенности от 26.12.2015, Кузнецовой С.А. по доверенности от 04.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергомаш" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2017 года по делу N А66-8973/2017 (судья Рощина С.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Энергомаш" (ОГРН 1026900509118, ИНН 6902014500; место нахождения: 170039, город Тверь, улица Паши Савельевой, дом 64; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери (ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100030:21, площадью 43 595 кв. м, рассоложенного по адресу: Тверская область, город Тверь, улица П.Савельевой, дом 64, изложенный в письме от 25.04.2017 N 01/2433 и возложении обязанности в пятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу направить проект купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2017 года по делу N А66-8973/2017 в удовлетворении иска отказано.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что на момент обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка какие-либо ограничения в обороте, а также сведения о резервировании в отношении земельного участка отсутствовали.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании апелляционного суда с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество является собственником зданий, расположенных по адресу: город Тверь, улица П.Савельевой, дом 64, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.10.2013, 19.11.2014, 20.05.2016, 08.07.2016.
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100030:21, площадью 43 595 кв. м по адресу: Тверская область, город Тверь, улица П.Савельевой, дом 64, арендуемом обществом на основании договора от 31.12.2008 N 0491-з/08, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Тверской области (на данный момент Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области).
Полномочия по распоряжению земельным участком с 2015 года перешли к администрации. Согласно пункту 1.2 договора аренды земельный участок предоставлен арендатору под производственную базу.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 08.06.2017, участок относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - "под производственную базу".
Общество 28.03.2017 обратилось в администрацию с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100030:21, площадью 43 595 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Тверь, улица П.Савельевой, дом 64, в собственность за плату, приложив необходимые документы.
Администрация письмом от 25.04.2017 N 01-2433-и отказала обществу в предоставлении участка в собственность без проведения торгов, указав, что в соответствии с генеральным планом города Твери значительная часть испрашиваемого земельного участка предусмотрена для организации улично-дорожной сети (магистральной улицы, улицы местного значения).
Полагая, что отказ администрации в предоставлении в собственность за плату земельного участка является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 указанного Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктами 6, 17 названной статьи ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; или указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В данном случае администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность со ссылкой на то, что по краям испрашиваемого земельного участка согласно Генеральному плану города будут расположены улицы магистральная и местного значения. Генеральный план города Твери, относится согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к документам территориального планирования муниципальных образований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Генеральным планом города, спорный земельный участок в большей части относится к зоне промышленных предприятий и частично к зоне зеленых насаждений общего пользования с формированием магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения.
Фрагменты основного чертежа генерального плана города Твери, заключение кадастрового инженера от 06.12.2017 года, свидетельствуют о том, что через испрашиваемый обществом земельный участок предусмотрено прохождение магистральной улицы (ул.П.Савельевой) и улицы местного значения.
Согласно пояснительной записке к генеральному плану его электронные картографические материалы выполнены в геоинформационной системе "MapInfo", при разработке проекта использована система координат МСК69, генеральный план выполнен на цифровой картографической основе М 1:10000. Кадастровым инженером в результате сопоставления в геоинформационной системе "MapInfo" электронных картографических материалов генерального плана города и координат поворотных точек границ спорного земельного участка сделан вывод о том, что генеральным планом предусмотрено прохождение через земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100030:21 магистральной улицы общегородского значения и улицы местного значения. Выводы специалиста изложены в заключении от 06.12.2017.
Частью 15 статьи 24 ГрК РФ предусмотрено право правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, оспорить его в судебном порядке.
Положения генерального плана, предусматривающие прохождение по испрашиваемому земельному участку магистральной улицы районного значения, обществом в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Факт частичного предназначения испрашиваемого обществом земельного участка для размещения объектов местного значения (магистральной улицы и улицы местного значения), в силу пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Земельный участок, в пределах границ которого проходят как существующие, так и планируемые к размещению в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией территориального планирования объекты транспортной инфраструктуры, не может быть приватизирован в порядке, предусмотренном статьей 39.20 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для признания незаконным оспариваемого отказа, изложенного в письме от 25.04.2017 N 01/2433, а также возложения на администрацию обязанности в пятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу направить обществу проект купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости, не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе обществом не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2017 года по делу N А66-8973/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энергомаш" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.