г. Челябинск |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А07-12849/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2017 по делу N А07-12849/2017 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - Вершинин Е.А. (паспорт, доверенность от 01.0.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ООО "Башкирэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 4 040 155 руб. неосновательного обогащения, 135 483 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начислении процентов на сумму неосновательного обогащения по день уплаты суммы этих средств, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - ООО "ЭСКБ", третье лицо).
Определениями суда от 04.07.2017, от 27.07.2017 и от 07.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-С", общество с ограниченной ответственностью "Строительная финансовая группа", общество с ограниченной ответственностью ЖКХ "Шемяк", товарищество собственников жилья "Французский двор", Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - ООО "Комфорт-С", ООО "Стройфинансгрупп", ООО ЖКХ "Шемяк", ТСЖ "Французский двор", Администрация МО Уфимский район РБ, третьи лица; т. 1 л.д. 144-146, т. 2 л.д. 23-25, 59-61).
Решением суда первой инстанции от 23.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2 л.д. 90-98).
ООО "Башкирэнерго" с вынесенным решением не согласилось, обжаловав его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что акт о бездоговорном потреблении электрической энергии от 09.12.2016 N БЭ/1.7.5-419/0031 составлен в полном соответствии с законом. На момент проведения проверки на объекте водонапорная станция отсутствовали опломбированные приборы учета, поэтому они не были указаны в акте о бездоговорном потреблении, более того, показания приборов учета не влияют на объем рассчитываемого бездоговорного потребления.
Поскольку техническая проверка объектов электросетевого хозяйства не проводилась в течение трех лет, предшествующих дню составления акта, данные сведения не отображаются в акте о бездоговорном потреблении. Объем бездоговорного потребления рассчитан в соответствии с п. 196 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Податель жалобы, со ссылкой на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указывает, что водонапорные станции являются объектами инженерной инфраструктуры и объектами обеспечения жизнедеятельности муниципального образования и выступают объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет.
Доказательств принятия ответчиком своевременных мер для передачи спорного объекта в муниципальную собственность либо лицу, которое обеспечивало бы их надлежащую эксплуатацию, в материалы дела не представлено, то есть ответчик не проявил надлежащей степени заботливости и осмотрительности в отношении гидросооружения, питающего водой сельское поселение.
Поскольку водонапорная станция расположена в административных границах сельского поселения Михайловский сельсовет, необращение Администрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии спорной водонапорной станции на учет, как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Водонапорная станция находится в административных границах сельского поселения Михайловский сельсовет, в связи с чем, расходы по их содержанию подлежат отнесению на муниципальное образование.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, Администрация и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
С учетом мнения представителя подателя жалобы и в соответствии со ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель податель жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Башкирэнерго" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан.
Истец, в ходе проводимой 09.12.2016 проверки на объекте: водонасосная станция для водоснабжения микрорайона "Французский двор" и микрорайона "Мхайловка Grееn", расположенном но адресу: РБ Уфимский район, с. Михайловка, ул. Лесная, рядом с сооружением (церковь) N 21, установил, что Администрация осуществляет потребление электроэнергии при самовольном подключении энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства ООО "Башкирэнерго", без заключенного в установленном порядке договора.
По результатам проверки представителями ООО "Башкирэнерго", в присутствии двух незаинтересованных лиц, был составлен акт о бездоговорном потреблении электрической энергии от 09.12.2016 N БЭ/1.7.5-419/0031 (т. 1 л.д. 17-19).
ООО "Башкирэнерго" произведен расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии, который составил 728 481 кВт*ч, что в денежном выражении составляет 4 040 155 руб. (т. 1 л.д. 19).
Администрации была направлена претензия от 14.12.2016 N БЭ/1.7.5-4770 с требованием об уплате суммы образовавшейся задолженности в размере 4 040 155 руб. (т. 1 л.д. 15).
Неисполнение Администрацией обязанности по оплате бездоговорного потребления электрической энергии в объеме 728 481 кВт*ч, послужило основанием для подачи истцом искового заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что акт о бездоговорном потреблении электрической энергии составлен формально с существенными нарушениями требований Основных положений, в связи с чем, не является надлежащим доказательством, подтверждающим наличие бездоговорного потребления энергоресурса.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными.
Нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии регулируются Основными положениями.
В соответствии с п. 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, в том числе сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации), осуществляющие поставку электрической энергии (мощности) в многоквартирный дом, и (или) сетевые организации вправе провести проверку в отношении надлежащего технологического присоединения строений, зданий и (или) сооружений, расположенных на земельном участке многоквартирного дома или граничащих с ним земельных участках, к электрическим сетям, в том числе к внутридомовым электрическим сетям многоквартирного дома, с привлечением лиц, отвечающих за содержание указанных сетей, в целях выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии.
Абзац 8 п. 2 Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимает самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление (п. 192 Основных положений).
Пунктом 193 Основных положений предусмотрены обязательные требования по составлению акта, а именно: акт должен содержать: данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии, о приборах учета на момент составления акта, о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления, объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта, замечания к составленному акту (при их наличии). Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Согласно п. 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным п. 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV настоящего документа.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный п. 192 настоящего документа.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
В качестве неосновательного обогащения подлежит взыскание стоимости электроэнергии за ее бездоговорное потребление.
В результате проверки истцом составлен акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии от 09.12.2016 N БЭ/1.7.5-419/0031, на основании которого произведен расчет суммы бездоговорного потребления электроэнергии (т. 1 л.д. 17-19).
Из содержания акта от 09.12.2016 N БЭ/1.7.5-419/0031 усматривается, что проверка проведена работниками ООО "Башкирэнерго", в присутствии двух свидетелей, со стороны ответчика представитель не явился для составления акта. Проверка проводилась на объекте: водонасосная станция для водоснабжения микрорайона "Французский двор" и микрорайона "Мхайловка Grееn", расположенном но адресу: РБ Уфимский район, с. Михайловка, ул. Лесная, рядом с сооружением (церковь) N 21.
В акте указан способ осуществления бездоговорного потребления электроэнергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства ООО "Башкирэнерго", без заключенного в установленном порядке договора. Определены технические характеристики объект потребителя; отражена электрическая схема нарушения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что истцом неверно определено лицо, отвечающее за потребление электрической энергии, в отсутствие договора энергоснабжения в силу следующего.
В материалы дела представлено письмо Администрации МО Уфимский район РБ от 03.08.2012 N 3072, в котором на обращение Главы сельского поселения Михайловский сельсовет по вопросу передачи, в том числе насосной станции 3 подъема, на баланс сельского поселения Михайловский сельсовет, Администрация МО Уфимский район РБ сообщила, что строительство внеплощадочных, внутриплощадочных сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения котельной жилого комплекса по ул. Победа с. Михайловка финансировалось за счет средств Республики Башкортостан. В соответствии с соглашением, заключенным между Администрацией Уфимского района РБ и ООО "Стройфинансгрупп построенные вышеперечисленные объекты заказчик строительства ООО "Стройфинансгрупп" должен был передать в муниципальную собственность района после оформления технических паспортов и регистрации права муниципальной собственности, после чего Управлением земельных и имущественных отношений объекты будут переданы в собственность сельского поселения (т. 1 л.д. 105).
ООО "Стройфинансгрупп" не передало вышеуказанные объекты инфраструктуры в муниципальную собственность района, иного материалы дела не содержат.
Аналогичная ситуация сложилась и в отношении микрорайона Михайловка Green Place, где застройщиком является ООО "Комфорт-С" и по которому объекты инфраструктуры также не передавались в муниципальную собственность.
Регулирование вопросов по разграничению имущества между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями осуществлялось и осуществляется на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с Закона N 122-ФЗ, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В силу абз. 11 Закона N 122-ФЗ, основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу (абз. 7 п. 11.1 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).
Соответствующего акта о принятии в муниципальную собственность сельского поселения Михайловский сельсовет спорной водонасосоной станции, в материалы дела не представлено.
В других случаях передачи имущества в собственность муниципального органа, право на него возникает с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сведениями о государственной регистрации водонасосоной станции за ответчиком, суд апелляционной инстанции не обладает.
Суд апелляционной инстанции полагает, что из содержания письма Администрации МО Уфимский район РБ от 03.08.2012 N 3072 можно сделать вывод о том, что водонасосная станция для водоснабжения микрорайона "Французский двор" и микрорайона "Мхайловка Grееn", расположенном но адресу: РБ Уфимский район, с. Михайловка, ул. Лесная, рядом с сооружением (церковь) N 21, не может считаться бесхозяйным имуществом, учитывая, что данный объект должен быть передан Управлением земельных и имущественных отношений объекты в собственность сельского поселения после оформления ООО "Стройфинансгрупп" технических паспортов и регистрации права муниципальной собственности.
По указанному основанию отклоняются доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" о том, что водонапорная станция находится в административных границах сельского поселения Михайловский сельсовет, в связи с чем, расходы по их содержанию подлежат отнесению на муниципальное образование.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что установленные по делу обстоятельства исключают возможность фактического бездоговорного потребления электрической энергии ответчиком и, соответственно, возложения на него обязанности по ее оплате, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Довод о том, что акт о бездоговорном потреблении электрической энергии от 09.12.2016 N БЭ/1.7.5-419/0031 составлен в полном соответствии с законом, судом апелляционной инстанции не принимается, так как указанный акт составлен в отношении лица, не являющегося ответственным за внедоговорное потребление электрической энергии по объекту потребления водоснабжения микрорайона "Французский двор" и микрорайона "Мхайловка Grееn", расположенном но адресу: РБ Уфимский район, с. Михайловка, ул. Лесная, рядом с сооружением (церковь) N 21.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, заявителем жалобы не приведено.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.10.2017 по делу N А07-12849/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.