г. Воронеж |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А14-4544/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Строгонова К.А. - представитель по доверенности от 24.01.2018;
от публичного акционерного общества "ТНС Энерго Воронеж": Арману Наталья - юрисконсульт отдела правового обеспечения энергосбытовой деятельности, доверенность N 11-07/664 от 25.10.2017;
от акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2017 по делу N А14-4544/2017 (судья Попова Л.В.) по заявлению публичного акционерного общества "ТНС Энерго Воронеж" (ОГРН 1043600070458 ИНН 3663050467) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) от 19.01.2017 N 03-29/9, третье лицо: акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" (ОГРН 1123668009376 ИНН 3663090798),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ТНС Энерго Воронеж" (далее - ПАО "ТНС Энерго Воронеж", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, заинтересованное лицо) от 19.01.2017 N 03-29/9 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
Предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 19.01.2017 N 03-29/9 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что предписание является законным и исполнимым. Указывает, что Обществом не применены указанные нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению, расчеты произведены заявителем без учета данных технического паспорта на указанный МКД, а согласно сведениям с информационного ресурса Реформа ЖКХ, что не соответствует законодательно установленным требованиям.
К материалам дела приобщен отзыв ПАО "ТНС Энерго Воронеж" на апелляционную жалобу.
Представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель публичного акционерного общества "ТНС Энерго Воронеж" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Жилой дом N 7 по ул. Костромская г. Воронежа находится в управлении АО "УК Левобережного района".
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 16.12.2016 N 4828 в отношении ПАО "ТНС Энерго Воронеж" была проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения собственника помещения кв.24 дома N 7 по ул. Костромская г.Воронежа от 28.11.2016 N 6510Н.
Задачей проверки определена проверка соблюдения ПАО "ТНС Энерго Воронеж" обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе, предоставленную на общедомовые нужды, за октябрь 2014 - ноябрь 2016 года (п.5).
Результаты проверки отражены в акте проверки от от 19.01.2017 N 03-27/19.
Согласно акту, ПАО "ТНС Энерго Воронеж" при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственнику квартиры N 24 МКД N 7 по ул. Костромская г.Воронежа по платежным документам за октябрь, ноябрь 2016 года неверно применило норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденный Приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1".
Кроме того, в акте указано, что согласно техническому паспорту на указанный МКД общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, 1409,1 кв.м., площадь жилых помещений - 2520,3 кв.м; приведен расчет норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению относительно указанной квартиры МКД N 7 по ул. Костромская г.Воронежа, где взята площадь помещений, входящих в состав общего имущества, 1409,1 кв.м.
19.01.2017 ГЖИ Воронежской области в отношении ПАО "ТНС Энерго Воронеж" было выдано предписание N 03- 29/9.
В соответствии с предписанием ПАО "ТНС Энерго Воронеж" обязано в срок до 31.03.2017:
-при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, МКД N 7 по ул. Костромская г.Воронежа применять п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Приказ УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1;
-произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственнику квартиры N 24 МКД N 7 по ул. Костромская г.Воронежа за октябрь, ноябрь 2016 года.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание контролирующего органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий контроля и надзора и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, поэтому приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, доступными для понимания всеми лицами, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования, с тем чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях (бездействии) выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, которому оно выдано.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Как верно указал суд первой инстанции, разногласия между сторонами по настоящему делу касаются состава помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади которых подлежат учету при определении нормативного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 10, которая содержится в приложении I к Правилам N 306 (пункт 9 приложения I).
Составляющая данной формулы S ОИ - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м) - в формуле 10 не раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, это суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В представленном в ходе проверки в ГЖИ Воронежской области техническом паспорте на жилой дом N 7 по ул. Костромская г.Воронежа, дата составления которого не определена, предусмотрена графа "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования", однако данная графа не заполнена; в техпаспорте указано лишь количество лестниц - 3 шт. и их уборочная площадь - 523,9 кв.м, а также S кр - 885,5; иные площади, которые можно было бы отнести к общей площади МКД, отвечающие критериям, установленным статьей 36 ЖК РФ, в техническом паспорте отсутствуют.
Инспекция посчитала, что при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, следует принять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, исходя из данных технического паспорта на указанный МКД - 1409,1 кв.м (523,9 кв.м + 885,5 кв.м).
Заявитель же при расчете определил площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД в 1931,9 кв.м.
Указания на помещения, площади которых учтены ошибочно, предписание не содержит.
Арбитражный суд области пришел к верному выводу, что оспариваемое предписание не отвечает требованиям об определенности и исполнимости, так как не содержит четких, не допускающих двоякого понимания указаний по перерасчету платы.
Пунктом 1 оспариваемого акта предписывалось при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, МКД N 7 по ул. Костромская г.Воронежа применять п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Приказ УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1.
Однако предписание не содержит указаний на редакцию Приказа УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1, которую следует, по мнению инспекции, применять.
В целях приведения в соответствие действующему законодательству, руководствуясь ЖК РФ, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397 "Об утверждении Положения об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области" и на основании решения Правления УРТ от 13.12.2016 N 55/1 уполномоченным органом был издан приказ от 13.12.2016 N 55/1 "О внесении изменений в приказ УРТ от 30.08.2012 N 39/1 "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области".
Приказом Управления по тарифам от 13.12.2016 N 55/1 в приказ от 30.08.2012 N 39/1 внесены изменения в приложение N 2 и абзац 1 пункта 3 приложения к приказу N 39/1, согласно которым нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области установлены в размере: в отношении многоквартирных домов, не оборудованных лифтами - 0,51 кВт.ч в месяц на кв. м; в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами - 1,75 квт.ч в месяц на кв. м.
Кроме того, приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24.09.2015 N 47/7, и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19.11.2015 N 52/1 признан недействующим с даты вступления в законную силу Определения ВС РФ от 06.07.2017 по делу N 14-АПГ17-6.
Предписание о производстве перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственнику квартиры N 24 МКД N 7 по ул. Костромская г.Воронежа за октябрь, ноябрь 2016 года (п.2) не содержит указаний на порядок этого перерасчета, оснований для перерасчета (на основании чего, с учетом чего, что следует изменить в данном расчете).
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод о недействительности предписания от 19.01.2017 N 03-29/9.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с ГЖИ, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2017 по делу N А14-4544/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.