г. Москва |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А40-158352/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Е.В. Пронниковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-158352/17, принятое судьей В.А. Лаптевым (45-1383),
по иску ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы"
к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы
об обязании исключить п. 2.7 из Соглашения об информационном взаимодействии от 18.12.2015 N НГЭ-057/15,
при участии:
от истца: |
Раева Е.В. по дов. от 15.03.2017; |
от ответчика: |
Горин Е.Д. по дов. от 02.08.2017, Патуткин Д.В. по дов. от 02.08.2017. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы" (истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (ответчик, Москомархитектура) об обязании исключить п. 2.7 из Соглашения об информационном взаимодействии от 18.12.2015 N НГЭ-057/15 между ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы" и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Решением от 18.12.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами истца не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить оспариваемое решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, правоотношения сторон урегулированы Соглашением от 18.12.2015 N НГЭ-057/15 (Соглашение), предметом которого является информационное взаимодействие сторон при передаче положительных заключений негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, разработанных для объектов, расположенных на территории города Москвы, и проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (п. 1.1 Соглашения).
Соглашение разработано с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", законов города Москвы: от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", от 27.06.2012 N 30 "О внесении изменений в отдельные акты города Москвы", постановлений Правительства Москвы: от 23.03.2010 N 225-ПП "О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москвы и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы", от 17.01.2013 N 2-ПП "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы", от 17.04.2012 N 145-ПП "Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешений на строительство" и "Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию" (п. 1.2 Соглашения).
В силу п. 1.3 Соглашения оно составлено в целях выполнения требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг", совершенствования информационного взаимодействия органов исполнительной власти города, необходимого для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц актуальной и достоверной информацией в области градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения уполномоченный представитель экспертной организации в течение 7 рабочих дней с даты выдачи положительного заключения негосударственной экспертизы передает в Москомархитектуру подлинный экземпляр заключения экспертизы и подлинный экземпляр проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий представленной на экспертизу в электронном виде или на бумажном носителе.
Пунктами 2.2, 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения предусмотрены требования к обязательному содержанию проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
На основании п. 2.4 Соглашения Москомархитектура после получения документов, перечисленных в п. 2.1 осуществляет их регистрацию и размещение в ИАИС ОГД в установленные, действующим законодательством города Москвы, сроки. Технические функции по приему, передаче, регистрации и размещению в ИАИС ОГД документов могут быть переданы Москомархитектурой в установленном порядке специализированной организации. В качестве специализированной организации, которой в установленном порядке переданы функции по приему, передаче, регистрации и размещению в ИАИС ОГД документов, определено ГБУ города Москвы "Мосстройинформ".
Москомархитектура после регистрации документации на бумажном носителе обеспечивает размещение электронного образа в ИАИС ОГД для передачи сведений в Мосгосстройнадзор для обеспечения получения разрешения на строительство (п. 2.6 Соглашения).
В соответствии с п. 2.7 Соглашения Москомархитектура может отказать в регистрации документов в ИАИС ОГД в случаях: когда в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями действующего законодательства предусмотрено проведение государственной экспертизы; когда заключение негосударственной экспертизы оформлено с нарушением требований действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как разъяснено в п. 1 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Феерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Нормами ст. 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП "О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы" с 01.04.2010 на территории города Москвы введена в действие ИАИС ОГД.
В силу п. 2.1 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП) ИАИС ОГД представляет собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы систематизированный свод документированных сведений о развитии территории города Москвы, застройке территории города Москвы, земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, а также программно-технические средства, которые обеспечивают формирование, обработку, хранение, учет, поддержание в актуальном состоянии и предоставление таких сведений заинтересованным лицам.
Согласно п. 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП собственником ИАИС ОГД является город Москва. Правомочия собственника ИАИС ОГД от имени города Москвы осуществляет Москомархитектура.
В силу п. 2.4 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП Москомархитектура обеспечивает эксплуатацию ИАИС ОГД и является оператором ИАИС ОГД.
В соответствии с п. 5.4. Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает размещение и регистрацию в ИАИС ОГД сведений и копий документов, указанных в приложении 2 к постановлению 225-ПП.
Право Москомархитектуры на принятие решения о регистрации сведений в ИАИС ОГД предусмотрено разделом 4 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.
Согласно п. 5.11 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, передают оператору ИАИС ОГД сведения и копии документов, указанные в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП, на основании соглашения об информационном взаимодействии, заключенного с оператором ИАИС ОГД.
В порядке п. 5.11 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы между ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы" и Москомархитектурой заключено Соглашение об информационном взаимодействии от 18.12.2015 N НГЭ-057/15.
Учитывая приведенные нормы, не принимается в силу безосновательности довод апелляционной жалобы, что общество вынуждено заключить Соглашение.
Соглашение заключено истцом во исполнение требований нормативного правового акта, который в установленном порядке не оспорен не отменен.
Пунктом 2.7. Соглашения предусмотрено, что Москомархитектура может отказать в регистрации документов в ИАИС ОГД, в том числе в случаях, когда заключение негосударственной экспертизы оформлено с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 ГрК РФ, целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
С целью исключения размещения в ИАИС ОГД проектной документации и заключения экспертизы проектной документации, не соответствующих требованиям закона, и получения на основе данного заключения разрешения на строительство, Москомархитектура в рамках своих полномочий вправе принимать решения об отказе в размещении в ИАИС ОГД представленной документации.
Следовательно, оспариваемый истцом п. 2.7 Соглашения соответствует требованиям норм ст. 56 ГрК РФ.
При этом как правильно указал суд первой инстанции, регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры относится к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Довод подателя апелляционной жалобы, что в силу п. 5.15 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы ответственность за достоверность и полноту сведений несут их поставщики не может быть принят, поскольку не свидетельствует об отсутствии соответствующих полномочий у Москомархитектуры как оператора информационной системы, которая, являясь официальным информационным ресурсом должна отвечать требованию достоверности информации.
Довод об односторонней замене специализированной организации надуманный, поскольку ГБУ "Мосстройинформ" в силу п. 2.4 Соглашения осуществляет лишь техническое сопровождение не принимая решений.
Суд отклоняет ссылки истца не письмо ФАС России, поскольку названный документ не может регулировать гражданские правоотношения (ст. 3 ГК РФ).
Что касается предупреждения ФАС России от 26.01.2018, то учитывая требования норм ч. 4 ст. 198 АПК РФ данный ненормативный правовой акт не вступил в законную силу.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-158352/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.