г. Москва |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А41-46412/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918) - Теслюк В.М. представитель по доверенности N 27ДОВ - 618 от 14.12.2017,
от ООО "ИнвестСтрой" (ИНН 7734667658, ОГРН 1117746902107)),- Шутилин Д.В. представитель по доверенности от 01.12.2017,,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (ИНН: 7716642273 ОГРН: 1097746296977) представитель не явился, извещен надлежащим образом
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561) -представитель не явился, извещен надлежащим образом
ФГБУ "ФКП Росреестра" (ИНН 7705401340, ОГРН 10277004857570)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Администрация Муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН: 7705598840,ОГРН: 1047796366298) на решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2017 года по делу N А41-46412/17, принятое судьей А.Б. Семёновой,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой", об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:251 площадью 9080 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:249 площадью 6909,74 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:248 площадью 7137,23 кв.м., в границах, указанных в иске, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее -Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" (далее - ООО "ИнвестСтрой"), с требованиями:. 1. Истребовать из незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060310:251 площадью 9080 кв.м., относящийся к кварталу 11 Подольского сельского участкового лесничества Московской области (по предыдущему лесоустройству квартал 38 Подольского сельского участкового лесничества по Ленинскому району) в следующих границах:
N п.п. |
X |
У |
1 |
442427,66 |
2209797,29 |
2 |
442410,82 |
2209793,82 |
3 |
442387,04 |
2209810,40 |
4 |
442361,92 |
2209837,75 |
5 |
442350,70 |
2209852,99 |
6 |
442347,08 |
2209862,55 |
7 |
442345,29 |
2209867,26 |
8 |
442340,84 |
2209878,99 |
9 |
442325,16 |
2209929,19 |
10 |
442316.19 |
2209948,47 |
11 |
442311,72 |
2209957,43 |
12 |
442311,27 |
2209964,16 |
13 |
442313,96 |
2209977,16 |
14 |
442315,31 |
2210004,05 |
15 |
442312,63 |
2210015,26 |
16 |
442305,00 |
2210037,22 |
17 |
442282,57 |
2210078,46 |
18 |
442266.41 |
2210123,74 |
19 |
442254,07 |
2210158,74 |
20 |
442249,82 |
2210170,80 |
21 |
442240,73 |
2210188,61 |
22 |
442310,28 |
2210112,65 |
23 |
442311,52 |
2210106,37 |
24^ |
442339,09 |
2209965,76 |
25 |
442339,69 |
2209960,75 |
26 |
442340,48 |
2209954,19 |
27 |
442350,47 |
2209870.61 |
28 |
442441,99 |
2209800.24 |
29 |
442427,66 |
2209797,29 |
2. Истребовать из незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:249 площадью 6909,74 кв.м., относящийся к кварталу 11 Подольского сельского участкового лесничества Московской области (по предьщущему лесоустройству квартал 38 Подольского сельского участкового лесничества по Ленинскому району) в следующих границах:
N п.п. |
X |
у |
1 |
442534,28 |
2209547,67 |
2 |
442534,25 |
2209544,81 |
3 |
442498,98 |
2209560,02 |
4 |
442493,91 |
2209562,20 |
5 |
442493,61 |
2209562,33 |
6 |
442464,19 |
2209655,49 |
п / |
442457,71 |
2209662,15 |
8 |
442457,31 |
2209665.01 |
9 |
442453,04 |
2209695,42 |
10 |
442441,92 |
2209723,90 |
11 |
442447,90 |
2209721,42 |
12 |
442491,66 |
2209697,85 |
13 |
442506,52 |
2209690,51 |
14 |
442498,50 |
2209630,67 |
15 |
442522,24 |
2209619,46 |
16 |
442523,79 |
2209618,27 |
17 |
442534,78 |
2209607,52 |
18 |
442534,28 |
2209547,67 |
19 |
442480,18 |
2209608,85 |
20 |
442467,74 |
2209651,10 |
21 |
442466,28 |
2209656,05 |
22 |
442480,18 |
2209608,85 |
23 |
442493,91 |
2209562,20 |
24 |
442480,18 |
2209608,85 |
25 |
442481,34 |
2209604,91 |
26 |
442493,91 |
2209562,20 |
27 |
442534,28 |
2209547,67 |
3. Истребовать из незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрои" часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:248 площадью 7137,23 кв.м., относящийся к кварталу 11 Подольского сельского участкового лесничества Московской области (по предыдущему лесоустройству квартал 38 Подольского сельского участкового лесничества по Ленинскому району) в следующих границах:
N п.п. |
X |
У |
1 |
442779,56 |
2209349,06 |
2 |
442771,87 |
2209346,63 |
3 |
442725,26 |
2209386,42 |
4 |
442728,73 |
2209387,27 |
5 |
442735,31 |
2209381,50 |
6 |
442731,62 |
2209384,73 |
7 |
442775,19 |
2209398,08 |
8 |
442912,72 |
2209397,37 |
V |
442988,83 |
2209396,70 |
10 |
443005,62 |
2209395,06 |
и |
442880,55 |
2209370,36 |
12 |
442803,55 |
2209356,65 |
13 |
442779,56 |
2209349,06 |
14 |
442735,31 |
2209381,50 |
15 |
442743,10 |
2209374,67 |
16 |
442737,69 |
2209379,41 |
17 |
442735,31 |
2209381,50 |
18 |
442779,56 |
2209349,06 |
4. Аннулировать сведения о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:251 в Едином государственном реестре прав недвижимости.
5. Внести изменения, связанные с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:249 в Единый государственный реестр прав недвижимости.
6. Внести изменения, связанные с уточнением площади и границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:248 в Единый государственный реестр прав недвижимости. (т. 1 л.д. 3-6).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, Администрация Муниципального образования Ленинского муниципального района Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства..
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2017 года по делу N А41-46412/17 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указал истец, Комитетом лесного хозяйства Московской области был проведен мониторинг публичной кадастровой карты, в результате которого была выявлена постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0060310:251, 50:21:0060310:249, 50:21:0060310:248 с категорией земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под жилищное строительство".
По материалам лесоустройства; указанные земельные участки относятся к кварталу 11 Подольского сельского участкового лесничества Московской области (по предыдущему лесоустройству квартал 38 Подольского сельского участкового лесничества Московской области).
Общая площадь наложения составляет 23163,8 кв.м. из них: по участку 50:21:0060310:251 -9116,83 кв.м., по участку 50:21:0060310:249 - 6909,74 кв.м., по участку 50:21:0060310:248 - 7137,23 кв.м. И
стец указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0060310:251, 50:21:0060310:249, 50:21:0060310:248, образованы из состава земель лесного фонда - квартал 11 Подольского сельского участкового лесничества (по предыдущему лесоустройству квартал 38 Подольского сельского участкового лесничества Московской области).
В ходе осмотра на лесном участке кв.11 в. 3 Подольского сельского участкового лесничества по Ленинскому району на площади 3,6 га были обнаружены красные метки на древесно-кустарниковой растительности. Вырубка лесных насаждений не выявлена.
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0060310:251, 50:21:0060310:249, 50:21:0060310:248, зарегистрировано право собственности общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой".
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Комитетом лесного хозяйства Московской области направлена в адрес ответчика претензия от 07.03.2017. Ответа на претензию не последовало, в связи с чем, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств наложения границ спорных участко на земли лесного фонда в материалы дела не представлено.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства, указывают на то, что представленные доказательства подтверждают отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 32 Постановления N 10/22 разъяснено, что, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности (или иного вещного права) на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии с пунктом 36 Пленума, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Объектом виндикации во всех случаях может быть только индивидуально-определенная вещь, существующая в натуре, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику, при этом по правилам ст. 65 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих нахождение индивидуально-определенного имущества в чужом незаконном владении, возлагается на лицо, заявившее виндикационный иск.
Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2011 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
В соответствии со ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка (далее - Закона N 221- ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).
Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ). Из части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Порядок проведения кадастрового учета образованных земельных участков предусмотрен законом N 221-ФЗ.
В статье 22 названного закона установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов. В числе документов указан межевой план, с приложением акта согласования границ земельного участка. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Согласно сведениям ЕГРП на земельные участки с кадастровым номером 50:21:0060310:251 площадью 9080 кв.м с кадастровым номером 50:21:0060310:249 площадью 6909,74 кв.м., с кадастровым номером 50:21:0060310:248 площадью 7137,23 кв.м. отнесены к категории земель: земли населенных пунктов. Собственником данных земельных участков является ответчик.
Право собственности на земельный участок у ответчика возникло на основании договора купли-продажи земельного участка 14.05.2015 года, заключенного и зарегистрированного в установленном законодательством порядке..
Между тем лесной участок лесного фонда на государственный кадастровый учет не поставлен.
Комитет лесного хозяйства, обосновывая факт пересечение земельных участков с землями лесного фонда, в качестве доказательств пересечения спорного земельного участка с границами лесного фонда, ссылается на Акт осмотра территории лесного участка от 25.01.2017 и фототаблицу (т. 1 л.д. 2 - 5), чертеж-схему места нарушения лесного законодательства (т. 2, л.д. 6), справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда со ссылками на данные, содержащиеся в РГИС МО "Региональная геоинформационная система Московской области" (т. 2, л.д. 7-12), планшет N 13 лесоустройство 2015 (т. 2 л.д. 13), выписку из государственного лесного реестра о лесных кварталах в и лесотаксационных выделах N 1117-05-2017 от 16.05.2017 (т. 1, л.д. 15), таксационное описание (т. 2, л.д. 48-49).
Акт осмотра территории не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт пересечения земель лесного фонда со спорным земельным участком, поскольку он составлен в одностороннем порядке Комитетом лесного хозяйства и не подтверждает того обстоятельства, что на момент возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок, часть данного земельного участка уже относилась к землям лесного фонда.
На основании лесоустроительных материалов, представленных в дело, установить границы земель лесного фонда, а, следовательно, установить факт пересечения границ лесного фонда со спорным земельным участком не представляется возможным. С заявлением о проведении экспертизы стороны не обращались.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается, а именно, что спорный земельный участок сформирован на землях лесного фонда и имеется пересечение границ участка лесного фонда и спорных земельных участков.
Кроме того. Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим истцом по настоящему спору, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рекомендациям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Информационном письме от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения", право на истребование имущества из чужого незаконного владения имеет только собственник имущества или иной законный владелец имущества. Согласно пункту 45 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции (совокупности полномочий), установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами. Категория компетенции связана с установлением публичного статуса соответствующего органа публичной власти.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 N 863/22, в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации. Согласно пункту 14.5 указанного Положения, истец имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством. Истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Следовательно, участок лесного фонда, на котором, по мнению Комитета лесного хозяйства Московской области, расположены спорные земельные участки, в таком случае должен находиться в собственности субъекта Российской Федерации, а не в федеральной собственности.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в соответствии с положения статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В рамках передаваемых полномочий отсутствует указание на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
В тоже время в соответствии с пунктом 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (в редакции на момент подачи иска) данный федеральный орган государственной власти имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В случае поступления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации, решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указанный федеральный орган исполнительной власти в течение сорока пяти дней со дня выявления указанной реестровой ошибки обязан проверить наличие оснований для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок, при наличии таких оснований обратиться в суд с иском об оспаривании законности возникновения прав на земельный участок и уведомить об этом орган регистрации прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1223 Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства дополнено подпунктом 5.20(3), согласно которому указанный орган осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Следовательно, Комитет лесного хозяйства Московской области не имеет права обращаться в суд с настоящим исковым заявлением ни на момент подачи иска в суд, ни на момент рассмотрения спора.
В настоящем споре ни Территориальное управление Росимущества в Московской области, ни Федеральное агентство лесного хозяйства не просили суд привлечь их в качестве соистцов по настоящему делу.
Заявленные истцом требования об аннулировании сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:251 в Едином государственном реестре прав недвижимости, о внести изменений, связанных с уточнением площади и границ земельных участков с кадастровыми номером 50:21:0060310:249 и 50:21:0060310:248 заявлены к ненадлежащему ответчику, не обладающему компетенцией по внесению изменений в ЕГРН. Требование к Управлению Росреестра по Московской области не заявлено.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по следующим основаниям.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 67, 68, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Таким образом, в силу статей 4.2 и 4.4 закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Между тем сами по себе материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами принадлежности спорного земельного участка именно к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Указанный правовой вывод следует из названных норм лесного законодательства и подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 10520/09 по делу N А55-11287/2008.
Кроме того, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 22.05.2012 N 16576/11 по делу N А55-19694/2010.
Спорный земельные участки отнесены к категории "земли населенных пунктов" и не является земельным участком лесного фонда.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38. В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области. Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка спорных земельных участков на государственный кадастровый учет была осуществлена до создания и внедрения на территории Московской области данной программы. РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Более того, постановлением Правительства Московской области от 30.01.2017 года N 49/3 признано утратившим силу постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области". В соответствии с указанным постановлением программа РГИС вводится в действие с 01.09.2017 года.
Представленные в материалы дела акт осмотра территории лесного участка от 25.01.2017 и фототаблица, чертеж-схема места нарушения лесного законодательства, справки о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда со ссылками на данные, содержащиеся в ГИС МО "Региональная геоинформационная система Московской области", планшет N 13 лесоустройство 2015, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах в и лесотаксационных выделах N 1117-05-2017 от 16.05.2017, таксационное описание сами по себе не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающим факт наложения спорных земельных участков, на земли лесного фонда.
Кроме того, поскольку документов, свидетельствующих о пересечении спорных земельных участков с землями лесного фонда, не имеется, при рассмотрении настоящего спора надлежит руководствоваться положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("Закон о лесной амнистии").
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельные участки возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.03.2016 N 50-0-1-215/2001/2016-1137 в отношении лесного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:491, указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации согласно записи в реестре N 50-50/001- 50/001/002/2015-8642/1 от 01.04.2015.
В выписке отсутствуют указания на пересечение границ данного участка с границами соседних участков. Согласно представленным в материалы дела выкопировкам из Генерального плана сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области и Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области, земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0060310:251, 50:21:0060310:249, 50:21:0060310:248 не входят в состав земель лесного фонда и являются землями населенных пунктов.
Из полученных ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького" (являвшимся собственником земельных участков в 2006 году) у ФГУП "Центрлеспроект" в 2006 году в рамках подготовки землеустроительной документации технических заключений по натуральному обследованию участков также следует, что земельные участки не входят в состав земель лесного фонда (т. 2, л.д. 86-100).
Во всех технических заключениях был сделан вывод, что: участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения; участки не входят в состав земель лесного фонда; на участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, которая согласно ст. 11 Главы 2 Лесного кодекса не является лесным фондом.
ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького" также получило согласие на изменение категории участков и вида разрешенного использования у всех органов и организаций, которые были уполномочены согласовывать изменение категории и видов разрешенного использования земельных участков на момент проведения работ по подготовке землеустроительной документации.
Право о собственности на спорные земельные участки возникли до 01.01.2016 г., в связи с чем в силу указанных выше норм он не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Таким образом, в силу Закона о лесной амнистии категория земель в рассматриваемом случае определяется исходя из данных, внесенных в ЕГРН.
Из выписок из ЕГРН следует, что спорный участок отнесен к землям населенных пунктов, а не землям лесного фонда.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2017 года по делу N А41-46412/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46412/2017
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ИНВЕСТСТРОЙ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА