г. Челябинск |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А47-7075/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.12.2017 по делу N А47-7075/2017 (судья Александров А.А.).
В судебном заседании, приняли участие представители:
акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" - Химич Е.П. (доверенность от 12.12.2017 N 13, паспорт).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Оренбург") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Управления Росреестра от 29.12.2016 N 56/001/109/2016-6300, об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 56:21:1301001:3662, наименование: "Газопровод к объекту: жилые дома Оренбургский район, Ленина п., жк "Заречье" 65 лет Победы ул., 12 уч.", расположенный по адресу: РФ, Оренбургская область, Оренбургский район, Ленина п., 65 лет Победы ул., участок 12", и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на указанное сооружение (т. 1 л.д.4-8).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.12.2017 (резолютивная часть объявлена 07.12.2017) заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме (т. 1 л.д. 139-145).
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Оренбургской области (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме (т.2 л.д. 10-11).
Как указывает апеллянт, мнение суда о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации права собственности, в том числе, по основанию непредставления документов в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ является ошибочным.
Заявитель подал документы на регистрацию права собственности в упрощенном порядке, представив в качестве документа основания регистрации - декларацию об объекте недвижимости. Вместе с тем правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, заявителем представлен не был.
Суд незаконно отклонил доводы ответчика, ссылаясь на информационные письма Минэкономразвития России, не являющиеся нормативно-правовыми актами, и неправильно применил ст. 39.33 и 39.36, ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд не учел, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, но на основании разрешений уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 17.03.2016 N 178-п "Об утверждении положения о порядке и условиях размещения объектов не землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" размещение объектов на территории Оренбургской области не допускается. Разрешение на использование земельного участка 56:44:1301001:2300 заявитель в Управление не представил, тогда как из п.5, 6 Рабочей документации газопровода следует, что проектируемый газопровод среднего давления проложить в наземном и подземном исполнении.
Суд сделал ошибочный вывод о том, что наружный газопровод 10 м. является объектом недвижимости. Апеллянт указывает, что спорный объект не способен выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, т.к. создан путем врезки в основной газопровод и без существования основной газораспределительной сети спорный газопровод протяженностью 10 м, состоящий из стальных и полиэтиленовых труб не может самостоятельно выполнять назначение - передачу газа от котельной до сети потребления газа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра представителя в судебное заседание не направило.
Представитель заявителя с доводами жалобы не согласился, настаивал на законности принятого судебного акта.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2014 году проектной организацией на основании задания заказчика, технических условий, акта выбора земельного участка для АО "Газпром газораспределение Оренбург" разработана рабочая документация на газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по ул. 65 лет Победы в п. Ленина, жк "Заречье", Оренбургского района, Оренбургской области.
В соответствии с письмом N 538 от 19.09.2016 Администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области разъяснила заявителю, что в соответствии с Законом Оренбургской области от 23.12 2013 N 2072/583-V-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области" не требуется выдача разрешения на строительство в границах населенного пункта сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для присоединения объекта (здания, строения, сооружения) до точки подключения к системам газоснабжения. В данном случае получение разрешения на строительство объекта - "Газопровод к объекту: многоквартирный жилой дом" Оренбургский район, пос. Ленина, ул. 65 лет Победы, уч. 12, не требуется. Если не требуется получение разрешения на строительство, соответственно, невозможно получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
30.09.2015 приемочной комиссией произведена приемка газопровода к объекту: жилые дома, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина, жк "Заречье", ул. 65 лет Победы, 12 уч., о чем составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
07.11.2016 спорный объект поставлен на кадастровый учет под N 56:21:1301001:3662, заявителю выдан кадастровый паспорт.
08.08.2013 земельный участок, расположенный по адресу Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства коммунальной и инженерной инфраструктуры, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 56:21:1301001:2300.
Заявителем получено заключение кадастрового инженера о том, что сооружение с кадастровым номером 56:21:1301001:3662, с местоположением РФ, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Ленина, ул. 65 лет Победы, расположено на земельном участке с номером 56:21:1301001:2300; построенное сооружение, располагающееся в плане на земельном участке с кадастровым номером 56:21:1301001:2300, фактически находится под поверхностью данного земельного участка и построено с применением технологии горизонтально-направленного бурения, в связи с чем, необходимость оформления прав на данный земельный участок с кадастровым номером 56:21:1301001:2300 собственником сооружения не предусмотрена.
24.12.2016 заявителем составлена декларация об объекте недвижимого имущества на спорный объект недвижимости.
Вышеуказанные документы на спорный объект недвижимости были представлены в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 56:21:1301001:3662.
24.12.2016 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
25.01.2017 регистрирующий орган уведомлением N 56/001/109/2016-6300 сообщил заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 56:21:1301001:3662.
30.03.2017 регистрирующий орган уведомлением N 56/001/109/2016-6300 сообщил заявителю об отказе в государственной регистрации права собственности, на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", мотивируя свой отказ тем, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 56:21:1301001:2300, в пределах которого расположен заявленный к регистрации объект недвижимости, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Считая отказ Управления Росреестра по Оренбургской области незаконным и нарушающим права и законные интересы АО "Газпром газораспределение Оренбург", заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявитель представил в уполномоченный орган полный комплект необходимых документов для государственной регистрации, при этом данным органом не доказано несоответствие представленных ему обществом документов требованиям закона.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином Государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С 01.01.2017 вступил в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
На основании части 5 статьи 72 Закона N 218-ФЗ данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу; Закон N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Письмом Минэкономразвития России от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и даны разъяснения порядка осуществления с 01.01.2017 государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно которым государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 01.01.2017, должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п.
Поскольку заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный им объект недвижимости до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, следовательно, поданные заявителем документы регистрирующий орган обязан проверить на соответствие требованиям Закона N 122-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
По смыслу статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Статьей 25.3 Закона N 122-ФЗ предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
В силу п. 1 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, объект, документы для регистрации права собственности на который были предоставлены заявителем, является линейным сооружением - газопровод среднего давления.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 56:21:1301001:2300.
Отказывая в осуществлении государственной регистрации права, регистрирующий орган указал на обстоятельство того, что ЕГРН не содержит сведений о правах заявителя на указанный земельный участок (т. 1 л.д.16-18).
Вместе с тем, положения пункта 1 статьи 25, пункта 1 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе, инженерных коммуникаций, после строительства которых у собственников линейных сооружений права на земельные участки не возникают.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 6 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам относятся нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 04 марта 2016 года N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения" разъяснило, что исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными. Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Кроме того, в письме содержатся следующие разъяснения если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
Из материалов дела следует, что спорный объект является линейным объектом протяженностью 10 метров, который согласно проектной документации расположен под землей и является газопроводом среднего давления с максимальным давлением до 0,2 Мпа (т. 1 л.д.15, 91-98).
Согласно п. 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего такой порядок, не может являться основанием отказа в регистрации прав на объекты, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Судебная коллегия отмечает, что нормы земельного законодательства в редакции, действующей до 01.03.2015, не регламентировали необходимость предоставления земельного участка для строительства (реконструкции) подземных объектов, являющихся сетями инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, связи и др.).
Нормативный акт субъекта Российской Федерации в виде постановления Правительства Оренбургской области N 178-п "Об утверждении положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" принят 17.03.2016, тогда как строительство спорного объекта окончено 30.09.2015.
Довод апеллянта о том, что спорный объект не способен выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, в силу чего не является объектом недвижимости, подлежит отклонению.
Довод об отсутствии у объекта статуса объекта недвижимости отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу названной нормы понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав.
Суд первой инстанции верно указал, что для отнесения имущества к недвижимому оно должно отвечать в совокупности следующим признакам: тесная и неразрывная связь с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению; наличие у объекта полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, а также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии указанных признаков у заявленного на государственную регистрацию объекта, т.к. совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволяет утверждать, что подземный газопровод среднего давления имеет самостоятельное функциональное назначение (транспортировка газа к месту потребления), имеет неразрывную связь с землей и создавался как объект недвижимости с соблюдением процедур получения и согласования проектной документации, отведения земельного участка.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о предоставлении заявителем всех необходимых для государственной регистрации прав документов и отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области 14.12.2017 по делу N А47-7075/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.