г. Томск |
|
6 марта 2018 г. |
Дело N А03-13685/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2018.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Павлюк Т.В.
Судей Полосина А.Л.
Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Рогова Т.С., представитель по доверенности от 21.12.2017, удостоверение;
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Межрайонной ИФНС России N 15 по Алтайскому краю (07 ап-11631/17)
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.11.2017 по делу N А03-13685/2017 (судья Пономаренко С.П.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Премиум" (ОГРН 1072225007227, ИНН 2225086949), г.Барнаул Алтайского края к Межрайонной ИФНС России N 15 по Алтайскому краю (ОГРН 1102225000019, ИНН 222777777), г.Барнаул, о признании недействительными решения N 257 от 18.05.2016 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 30 от 18.05.2016 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и признании за ООО "Алтай-Премиум" права на получение налоговых вычетов в размере 214 760 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Премиум" (общество, заявитель, налогоплательщик, ООО "Алтай-Премиум") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Межрайонной ИФНС России N 15 по Алтайскому краю (далее Инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительными решения N 257 от 18.05.2016 Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 30 от 18.05.2016 Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и признании за ООО "Алтай-Премиум" права на получение налоговых вычетов в размере 214 760 руб.
Решением суда от 10.11.2017 (резолютивная часть объявлена судом 02.11.2017) требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, на нарушение судом первой инстанции норм материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельства дела.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании от 26.01.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв на 30.01.2018.
Определением апелляционного суда от 30.01.2018 судебное разбирательство по апелляционной жалобе в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 27.02.2018.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной 01.12.2015 за первый квартал 2015, с составлением акта камеральной налоговой проверки от 17.03.2016 N 1103, по результатам рассмотрения которого и возражений общества на акт проверки вынесены решение N 257 от 18.05.2016 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 30 от 18.05.2016 "Об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению".
На основании данных решений отказано в возмещении НДС в размере 214 760 руб.
Решением УФНС по Алтайскому краю от 28.04.2017 в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, решения Инспекции вступили в законную силу.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что переход налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения не предусмотрен Кодексом в качестве основания для прекращения права налогоплательщика на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов по экспортным операциям, совершенным в период применения общей системы налогообложения.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства. В силу статьи 143 НК РФ Общество в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой. Пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 164, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Право на применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при экспорте товаров, равно как и обязанность по предоставлению в налоговый орган декларации по НДС и пакета документов возникают только у плательщика НДС.
Заявленный налогоплательщиком к вычету НДС то товарам, оплаченным и отправленным на экспорт, может быть возмещен при условии подачи налоговой декларации за тот период, когда заявитель являлся плательщиком НДС и соответственно находился на общей системе налогообложения.
В силу пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Пунктом 1 статьи 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
29.05.2014 Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 01.01.2015. Ранее действовал Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизмов контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, который утратил силу в связи с приятием Договора о Евразийском экономическом союзе. Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в 2015 году аналогичен ранее действовавшим положениям, содержащимся в Протоколе от 11.12.2009.
Следовательно, при экспорте товаров из Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза необходимо руководствоваться нормами Договора о Евразийском экономическом союзе, а также Приложением N 18 к Договору (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг) (далее - Протокол, Приложение N 18). В соответствии с пунктом 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов' при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.
Согласно пункту 4 Приложения N 18 для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
* заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
* транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
* иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
На основании положений пункта 4 и пункта 5 Протокола такие документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров одновременно с налоговой декларацией. При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Как следует из материалов дела, ООО "Алтай-Премиум" в налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2015 года заявлена налоговая база по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта в размере 1 812 450 руб. и соответствующий указанной базе налоговый вычет в сумме 214 760 руб. Представлены документы в подтверждение поставки товаров на экспорт (Республика Казахстан) по контракту от 12.02.2009 N 2 в адрес иностранного партнера - индивидуального предпринимателя Романова Н.Н., в том числе счета-фактуры от 19.12.2014 N 54, от 25.12.2014 N 55, международные товарно-транспортные накладные от 19.12.2014 N 5652560, от 25.12.2014 N 5655561, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от иностранного партнера ИП Романова Н.Н. (Республика Казахстан) от 19.01.2014 с отметкой о регистрации заявления при представлении в налоговый орган 620219012015N 01617 и с отметкой об уплате косвенных налогов 03.02.2015.
Как следует из материалов дела, налоговая база по экспортным операциям, совершенным в 4 квартале 2014 года, обществом сформирована в 1 квартале 2015 года.
Вместе с тем, как изложено ранее с 01.01.2015 ООО "Алтай-Премиум" перешло на применение упрощенной системы налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Таким образом, поскольку налоговая база по спорным экспортным операциям (т.е. за 4 квартал 2014 года) по применению ставки НДС 0 процентов обществом определена за 1 квартал 2015 года, при этом первичная налоговая декларация по НДС представлена обществом 01.12.2015 за 1 квартал 2015 года, то есть за период, когда общество утратило статус плательщика налога на добавленную стоимость, следовательно, оно не вправе было корректировать налоговую базу по НДС в 1 квартале 2015, поскольку в указанном периоде плательщиком указанного налога не являлось.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа налоговым органом в применении Обществом ставки 0 процентов по НДС по экспортным отгрузкам за 4 квартал 2014 года, и в возмещении сумм налога, заявленных к вычету, на основании налоговой декларации за 1 квартал 2015 года.
В данном случае если налоговая база по экспортным отгрузкам товаров сформирована в период применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, то налогоплательщик не может на законных основаниях представить декларацию по НДС за налоговый период, приходящийся на период применения упрощенной системы налогообложения, поскольку в данном случае право на применение налоговой ставки 0 процентов возникло у налогоплательщика в тот момент, когда он не является плательщиком НДС и он не вправе указывать в декларации по НДС за 1 квартал 2015 года операции 2014 года, облагаемые по ставке 0 процентов и заявлять соответствующие налоговые вычеты.
Таким образом, на момент представления документов и декларации по налоговой ставке 0 процентов в налоговый орган у организации должен быть статус плательщика налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для отмены судебного акта в порядке пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием по делу нового судебного акта в порядке части 2 статьи 269 АПК об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины по первой инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявления относятся на заявителя.
Поскольку налоговый орган в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем по результатам рассмотрения его апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле не взыскиваются.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.11.2017 по делу N А03-13685/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Премиум" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Полосин А.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13685/2017
Истец: ООО "Алтай-Премиум"
Ответчик: МИФНС России N 15 по Алтайскому краю