г. Киров |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А82-14001/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовым И.Л.,
при участии представителя Фонда: Семянниковой С.Р. по доверенности от 26.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 по делу
N А82-14001/2017, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о признании недействительным решения,
по встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
к публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ярославль"
о взыскании денежной суммы,
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Фонд) от 15.06.2017 N 086S9170007763, N 086S9170007765.
Фонд обратился в Арбитражный суд Ярославской области со встречным заявлением о взыскании с Общества штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о страховых взносах и страховом стаже за июль 2016 года в размере 330 500 рублей, за август 2016 года в размере 334 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 заявленные требования Общества удовлетворены: решения Фонда от 15.06.2017 N 086S9170007763, N 086S9170007765 признаны недействительными. В удовлетворении встречного заявления Фонду отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что представленные в установленный срок Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) формы СЗВ-М за июль и август 2016 года не содержали сведений о застрахованных лицах. Дополняющие сведения в отношении 661 и 669 застрахованных лиц были представлены с нарушением срока. Заявитель жалобы ссылается на то, что обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения, не выявлено. Заявитель жалобы также считает, что в данном случае не подлежит применению пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, поскольку указанный пункт применим только в отношении ранее представленных сведений (а не формы), однако, сведения в отношении 661 и 669 застрахованных лиц в Фонд в установленный срок не представлялись. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, совершенные Обществом, носят системный, множественный характер.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Общества.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку правильности заполнения и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета Обществом, результаты которой отражены в актах от 03.05.2017 N 086S18170006722, N 086S18170006744.
Фондом установлено, что Общество представило сведения в отношении 661 застрахованных лиц за июль 2016 года - 06.10.2016, в отношении 669 застрахованных лицах за август 2016 года - 06.10.2016, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ не позднее 10.08.2016 и 12.09.2016 соответственно.
По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Фонда приняты решения от 15.06.2017 N 086S9170007763, N 086S9170007765 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах, в виде штрафа в размере 330 500 рублей и 334 500 рублей соответственно.
Не согласившись с решениями Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решений Фонда недействительными.
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества указанных штрафов.
При принятии судебного акта Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 2.2 статьи 11, статьями 15, 17 Закона N 27-ФЗ, пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), абзацами 8, 10 пункта 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" и исходил из того, что отсутствуют основания для привлечения Общества к ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В разделе 2 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р (далее - Технология), определено, что протокол контроля сведений о застрахованных лицах - электронный документ, содержащий информацию о результатах проверки сведений о застрахованных лицах программными модулями, установленными в органе ПФР, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя. Протокол, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях, является подтверждением факта представления сведений в территориальный орган ПФР.
В соответствии с разделом 7 Технологии Абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение Абонента.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Специалисты территориального органа ПФР соблюдают следующий порядок:
организации ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) обеспечивают доставку электронных документов на рабочее место специалиста территориального органа ПФР с использованием коммуникационной составляющей.
В течение трех рабочих дней с момента поступления сведений на рабочее место специалиста территориального органа ПФР выполняются следующие действия: сведения проверяются программами ПФР, результатом работы которых являются соответствующие протоколы контроля; протоколы контроля заверяются ЭЦП органа ПФР; протоколы контроля сведений о застрахованных лицах отправляются в адрес страхователя подписанными ЭЦП и в зашифрованном виде.
Как следует из материалов дела, 04.08.2016 (за июль 2016 года) и 06.09.2016 (за август 2016 года), то есть в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, посредством телекоммуникационных каналов связи Общество представило в Фонд соответствующие сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль и август 2016 года, которые получены Фондом 05.08.2016 и 06.09.2016, что подтверждается положительными протоколами входного контроля (листы дела 16, 17).
В протоколах отсутствуют сведения об ошибке, о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, либо о том, что отсутствуют список застрахованных лиц, какие-либо данные соответствующей формы, либо приложения или папки.
Таким образом, Фондом не представлено доказательств и материалами дела не подтверждается, что в установленный срок Обществом не были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль и август 2016 года.
Представленные Фондом в дело сведения в письменном варианте (без списка застрахованных лиц) не могут быть достаточным доказательством непредставления Обществом сведений в установленный срок, поскольку материалами дела не подтверждается и Фондом не представлено доказательств, что именно в данном виде (без списка застрахованных лиц и сведений о застрахованных лицах) формы СЗВ-М за июль и август 2016 года были загружены и отправлены Обществом.
Общество, получив из программы все необходимые подтверждения по успешной проверке сведений о застрахованных лицах и приеме их Фондом, не могло в дальнейшем контролировать корректность их последующей обработки и правильность заполнения данных на стадии получения их органом ПФР, а также не имело возможности в срок до 10.08.2016, 12.09.2016 (окончания установленных сроков представления сведений) устранить ошибки (в случае их наличия) и повторить всю процедуру представления сведений.
Кроме того, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 Инструкции N 987н (действующей в рассматриваемый период) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (действующим в рассматриваемый период) указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Из материалов дела следует, что уведомлением от 05.10.2016 Фонд сообщил Обществу об обнаружении существенных расхождений в представленных сведениях за июль, август 2016 года.
06.10.2016 Общество направило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая", что подтверждается положительными протоколами входного контроля.
Следовательно, Общество незамедлительно в течение одного дня (своевременно) исправило указанные Фондом ошибки.
Оснований считать, что соответствующие сведения представляются Обществом 06.10.2016 впервые, не подтверждается материалами дела.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Фонд не доказал наличие в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, выразившегося в непредставлении в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль и август 2016 года.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку установленных выше обстоятельств не опровергают и поэтому о правомерности позиции Фонда не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.11.2017 по делу N А82-14001/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.