город Омск |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А46-22364/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-619/2018) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2017 по делу N А46-22364/2017 (судья Ярковой С.В.),
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области
к Закрытому акционерному обществу "Полигон" (ИНН 5504017549, ОГРН 1035507002057)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области - Тиханович А.Ю. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 01/6533 от 11.10.2017 сроком действия один год); Киселёв Д.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 01/3673 от 09.06.2017 сроком действия один год);
от закрытого акционерного общества "Полигон" - Корниенко О.И. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 8 от 26.02.2018 сроком действия до 31.03.2018),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее - Управление Росприроднадзора по Омской области, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Полигон" (далее - Общество, ЗАО "Полигон") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении N АТЗР-734/06-140/2017 от 19.10.2017.
Решением по делу от 29.12.2017 арбитражный суд отказал в привлечении ЗАО "Полигон" к административной ответственности, указав на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт о привлечении к административной ответственности ЗАО "Полигон", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального или процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росприроднадзора по Омской области указывает на необоснованный отказ судом первой инстанции в привлечении ЗАО "Полигон" к административной ответственности, поскольку ЗАО "Полигон" имеет лицензию N 055-00070 от 18.12.2013 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I -IV класса опасности, однако в 2016 году ЗАО "Полигон" также осуществляло деятельность по сбору отходов в отсутствие необходимой лицензии.
Факт осуществления ЗАО "Полигон" деятельности по сбору отходов в 2016 году в отсутствие необходимой лицензии, по мнению Управления, подтверждается предоставленным Обществом отчетом о захороненных отходах на ЗАО "Полигон" за 2016 год, приложенной к нему копией договора N 01 от 09.01.2017, заключенного между ООО "РМЗ "Газпромнефть-ОНПЗ" (предприятие) и ЗАО "Полигон" (приемщик), а также обращением ЗАО "Полигон" в Управление Росприроднадзора по Омской области с заявлением о переоформлением лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности и добавление новых работ в части сбора отходов, последовавшем после составления протокола об административном правонарушении и обращения Управления в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ЗАО "Полигон" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Омской области - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления Росприроднадзора по Омской области поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ЗАО "Полигон" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В ходе проведения на основании распоряжения от 17.08.2017 N 236-р исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Омской области, распоряжения о продлении срока проведения плановой выездной проверки N267-р от 20.09.2017 плановой выездной проверки в отношении ЗАО "Полигон", осуществляющего деятельность по адресу: 644029, Омская область, Омский район, разъезд Развязка, в период с 25.08.2017 по 19.10.2017 установлено, что ЗАО "Полигон" получена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности N 055-00070 от 18.12.2013, выданная Управлением Росприроднадзора по Омской области.
Основное направление деятельности ЗАО "Полигон" - обезвреживание и размещение отходов 1,3,4 класса опасности. ЗАО "Полигон" расположено в Омском районе Омской области на расстоянии 30 км от г. Омска. Земельный участок, занятый полигоном промышленных отходов, оборудование и техника находятся в собственности ЗАО "Полигон".
Площадь территории предприятия составляет 59,0961 га. На ней расположены объекты основного и вспомогательного производства. К основному производству относятся:
* административно-бытовой корпус;
* пункт входного контроля с весовой;
* антисептическая ванна (пункт обеззараживания транспортных средств);
* карты хранения и захоронения твердых и пастообразных промышленных отходов;
* склады хранения отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов с ртутным заполнением;
* участок по демеркуризации ртутных ламп и ртутьсодержащих приборов УДМРЛ-1;
* участок резки автошин.
К вспомогательному производству относятся теплая стоянка для автомобилей и стоянка для тракторов.
Карты на территории полигона используются следующим образом:
- карта N 3 для складирования отходов катализаторной фабрики, содержащей оксиды кремния и алюминия;
- карта N 4 для складирования отработанных катализаторов, содержащих редкие и цветные металлы (никель, медь и др.);
- карта N 4а для складирования нефтешламов;
* карта N 12 для складирования отработанных ванадиевых катализаторов;
* карта N 12а для складирования отходов гальванического производства;
- карта N Т 203 для захоронения нефтесодержащих и инертных неутилизируемых отходов;
- объект для сбора жидких горючих отходов.
Обезвреживание опасного отхода 1 класса опасности - ртутных ламп и ртутьсодержащих приборов осуществляется реагентным методом. Технология химической демеркуризации разработана профессором ОмГУ, доктором химических наук Борбатом В.Ф. Переработка происходит в мешалке барабанного типа при последовательной обработке измельченных щебнем люминесцентных ламп раствором хлорида железа и особым образом подготовленной мелкодисперсной серы. Реакция проводится при температуре от + 50 до + 350С, в результате ртуть из металлической переходит в форму сульфида ртути, практически нерастворимое соединение 3 класса опасности, что доказано результатами биотестирования.
Размещение опасных отходов 3,4 классов опасности методом захоронения является основным технологическим процессом на территории ЗАО "Полигон".
Захоронение в карте Т-203 - вечного захоронения осуществляется в подготовленной карте, которая представляет собой котлован размером 276,0x276,0 м глубиной 6 метров. Складирование производится послойно с общей высотой 2,0 м, рабочий слой отходов покрывается промежуточным уплотняющим слоем 0,2 м, состоящим из суглинистых пород.
В качестве уплотняющего материала используются строительные отходы, замазученныи грунт, шлаки. При недостатке инертных материалов используется извлеченный при изготовлении карты грунт, складируемый в кавальере за территорией.
Захоронение отходов на картах временного размещения предусматривает раздельное захоронение с целью последующего использования отходов в качестве вторичного сырья. Размеры карт 27,5x276 метров и глубина 7,6 метров. Размер зоны, где размещаются карты, составляет 150x300 метров. Вокруг зоны выполнена противофильтрационная завеса. Захоронение осуществляется также послойно.
В ходе проверки в соответствии с представленной информацией установлено, что ЗАО "Полигон" в 2016 году осуществляло деятельность по размещению видов отходов, не включённых в перечень наименований видов отходов и разрешённых видов деятельности лицензией N 055-00070 от 18.12.2013, выданной Управлением Росприроднадзора по Омской области, а именно:
1. Осадок (шлам) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более.
2. Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов.
3. Мусор от сноса и разборки зданий несортированный.
4. Катализатор на основе оксида алюминия кобальтомолибденовый отработанный (Акзо-Нобель).
5. Сорбент на основе алюмосиликата отработанный, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) (шлам катализаторной фабрики).
6. Катализатор на основе оксида алюминия с содержанием железа менее 2,0%.
7. Катализатор на основе оксида алюминия с содержанием никеля не более 35% отработанный (катализатор КМЦ).
8. Катализатор на основе алюминия с содержанием цинка менее 70% отработанный.
9. Отходы, содержащие алюминий (в том числе алюминиевую пыль), несортированные.
10. Сорбент на основе алюмосиликата отработанный, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%).
11. Силиконовые масла, утратившие потребительские свойства.
12. Осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%.
13. Смет с территории предприятия малоопасный.
14. Окалина замасленная прокатного производства с содержанием масла менее 15%.
15. Отходы технического углерода в виде пыли при производстве технических смесей.
16. Щелочные стоки гальванических производств.
17. Отходы негалогенированных органических растворителей в смеси, загрязненные лакокрасочными материалами.
18. Катализатор на основе оксида железа содержащий хром, отработанный.
19. Отходы фильтрации и дистилляции тетрахлорэтилена при химической чистке одежды, текстильных изделий.
20. Осадки нейтрализации известковым молоком смешанных (кислотно-щелочных и хромосодержащих) стоков гальванических производств обводненный.
21. Осадки нейтрализации кислотно-щелочных и хромосодержащих и цианосодержащих стоков гальванических производств обводненный.
22. Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%).
Административный орган пришел к выводу, что в действии (бездействии) юридического лица, ЗАО "Полигон", усматривается состав административного правонарушения, за которое предусматривается административная ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в части осуществления лицензируемого вида деятельности по размещению отходов, не входящих в перечень отходов, с которыми ЗАО "Полигон" разрешено осуществлять лицензированные виды деятельности, установленные лицензией N 055-00070 от 18.12.2017.
По данному факту в отношении ЗАО "Полигон" составлен протокол N АТЗР-734/06-140/2017 от 19.10.2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании которого Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении ЗАО "Полигон" к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
29.12.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое Управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемым видом деятельности является деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно частям 1, 2 статьи 9 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из протокола об административном правонарушении N АТЗР-734/06-140/2017 от 19.10.2017, на основании которого Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в действии (бездействии) заинтересованного лица заявителем установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении лицензируемого вида деятельности по размещению отходов, не входящих в перечень отходов, с которыми ЗАО "Полигон" разрешено осуществлять лицензированные виды деятельности, установленные лицензией N 055-00070 от 18.12.2017.
Аналогичным образом сформулировано событие административного правонарушения в заявлении Управления.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, отходы на ЗАО "Полигон" принимаются на основании заключенного договора на оказание услуг по обезвреживанию и размещению отходов, в соответствии с "Лимитами размещения отходов", выдаваемые Управлением Росприроднадзора по Омской области. Указанные Лимиты являются обязательным приложением N 1 к договору на оказание услуг.
Все отходы классифицируются в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), в котором указывается наименование отхода и код.
02.12.2002 приказом Министерства природных ресурсов N 786 был утвержден такой Федеральный классификационный каталог отходов, именуемый далее ФККО 2002, код отходов по данному ФККО имеет 13 знаков.
В 2014 году также приказом Министерства природных ресурсов от 18.07.2014 N 445 был принят новый ФККО (далее - ФККО 2014), код отходов по которому имеет 11 знаков.
Согласно письму Министерства природных ресурсов N 05-12-44/16059 от 30.07.2014 "О направлении разъяснений" Федеральный классификационный каталог отходов 2014 сохранил преемственность с данными ФККО, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 N 786. В связи с этим разрешительные документы в области обращения с отходами (то есть нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами) не требуют переоформления до истечении указанного в них срока действия.
Таким документом у ЗАО "Полигон" является лицензия на обезвреживание и размещение отходов I - IV классов опасности от 18.12.2013 N 055-00070, в которой наименование и коды отходов указаны по ФККО 2002.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Для удобства использования и руководства в своей деятельности Росприроднадзором и его территориальными органами, а также хозяйствующими субъектами ФККО 2014 на официальных сайтах Минприроды России и Росприроднадзора в сети Интернет опубликован переходный конвертер из ФККО 2002 в ФККО 2014.
Перевод кодов из ФККО 2002 в ФККО 2014 требуется при составлении отчетов по унифицированной форме статистической отчетности 2 ТП-отходы.
С учетом изложенного отходы, принимаемые ЗАО "Полигон", классифицируются по ФККО 2002, коды и наименования отходов указаны в лицензии, а также в Лимитах размещения предприятий-поставщиков отходов. Первичная отчетная документация ЗАО "Полигон": "Паспорта на отходы, направляемые в ЗАО "Полигон" - ведется также в соответствии с ФККО 2002. Далее, используя Конвертер, учет отходов ведется по ФККО 2014.
На запрос о принятых в ЗАО "Полигон" отходах инспектору был представлен отчет, детализирующий объемы отходов по форме 2 ТП-отходы, в котором коды и наименования отходов приведены по ФККО 2014 по каждой позиции.
1. Осадок (шлам) флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более.
Отход конвертирован из отхода "Шлам нефтеотделительных установок" (Код ФККО 2002 5460030004033). Данный отход имеется в лицензии и на него выданы лимиты для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
2. Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов. Отход конвертирован из отхода "Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти" (Код ФККО 2002 5460150104033).
Данный отход имеется в лицензии и на него выданы лимиты для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
3. Мусор от сноса и разборки зданий несортированный.
Отход конвертирован из отхода "Мусор строительный от разборки зданий" (Код ФККО 2002 9120060101004). Данный отход имеется в лицензии и на него выданы лимиты для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
4. Катализатор на основе оксида алюминия кобальтомолибденовый отработанный (Акзо-Нобель).
Данный отход входит в группу отходов "Отходы катализаторов и контактных масс, не вошедшие в другие пункты" по ФККО 2002 5950000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты доя АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
5. Сорбент на основе алюмосиликата отработанный, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более) (шлам катализаторной фабрики).
Данный отход входит в группу отходов "Минеральные шламы (шлам катализаторной фабрики)" по ФККО 2002 3160000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
6. Катализатор на основе оксида алюминия с содержанием железа менее 2,0%.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы катализаторов и контактных масс, не вошедшие в другие пункты" по ФККО 2002 5950000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
7. Катализатор на основе оксида алюминия с содержанием никеля не более 35% отработанный (катализатор КМЦ).
Данный отход входит в группу отходов "Отходы катализаторов и контактных масс, не вошедшие в другие пункты" по ФККО 2002 5950000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
8. Катализатор на основе алюминия с содержанием цинка менее 70% отработанный.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы катализаторов и контактных масс, не вошедшие в другие пункты" по ФККО 2002 5950000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты доя АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
9. Отходы, содержащие алюминий (в том числе алюминиевую пыль), несортированные.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы катализаторов и контактных масс, не вошедшие в другие пункты" по ФККО 2002 5950000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты доя АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
10. Сорбент на основе алюмосиликата отработанный, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%).
Данный отход входит в группу отходов "Сорбенты, не вошедшие в другие пункты (отработанные сорбенты А-4-М, "Фильтрол-24")" по ФККО 2002 5960000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты доя АО "Газпромнефть-ОНПЗ" от 28.12.2013 N 364-13.
11. Силиконовые масла, утратившие потребительские свойства. Данный отход входит в группу отходов "Отходы синтетических и полусинтетических масел" по ФККО 2002 5410020002000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для ПАО "Омскшина" от 09.01.2014 N 002-14.
12. Осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%.
Отход конвертирован из отхода "Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (Шлам очистных сооружений)" (Код ФККО 2002 9430000000000). Данный отход имеется в лицензии и на него выданы лимиты для ООО "Омсктехуглерод" от 23.01.2013 N 016-13.
13. Смет с территории предприятия малоопасный.
Отход конвертирован из отхода "Прочие коммунальные отходы (производственный смет техуглерода)" (Код ФККО 2002 9900000000000). Данный отход имеется в лицензии как "Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" и на него выданы лимиты для ООО "Омсктехуглерод" от 23.01.2013 N 016-13.
14. Окалина замасленная прокатного производства с содержанием масла менее 15%.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы черных металлов с примесями" по ФККО 2002 3515030001000. Данная группа отходов имеется в лицензии.
15. Отходы технического углерода в виде пыли при производстве технических смесей.
Отход конвертирован из отхода "Прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа (Углерод)" (Код ФККО 2002 5490000000000). Данный отход имеется в лицензии и на него выданы лимиты для ООО "Омсктехуглерод" от 23.01.2013 N 016-13.
16. Щелочные стоки гальванических производств.
Данный отход входит в группу отходов "Гальванические шламы" по ФККО 2002 5110000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для АО "Сатурн" от 08.04.2014 N 069-14.
17. Отходы негалогенированных органических растворителей в смеси, загрязненные лакокрасочными материалами.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы лакокрасочных средств" по ФККО 2002 5550000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для ОАО "ОЗГА" от 01.08.2012 N 155-12.
18. Катализатор на основе оксида железа содержащий хром, отработанный.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы катализаторов и контактных масс, не вошедшие в другие пункты" по ФККО 2002 5950000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для ПАО "Омский каучук" от 05.06.2013 N 159-13.
19. Отходы фильтрации и дистилляции тетрахлорэтилена при химической чистке одежды, текстильных изделий
Данный отход входит в группу отходов "Отходы чистящих и моющих средств" по ФККО 2002 5940000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для ПАО "Омский каучук" от 05.06.2013 N 159-13.
20. Осадки нейтрализации известковым молоком смешанных (кислотно-щелочных и хромосодержащих) стоков гальванических производств обводненный.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы (осадки) от реагентной очистки сточных вод" по ФККО 2002 9450000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для ОАО "Ом ПО "Иртыш" от 15.05.2013 N 136-13.
21. Осадки нейтрализации кислотно-щелочных и хромосодержащих и цианосодержащих стоков гальванических производств обводненный.
Данный отход входит в группу отходов "Отходы (осадки) от реагентной очистки сточных вод" по ФККО 2002 9450000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход выданы лимиты для ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" от 09.10.2012 N 234-12.
22. Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%).
Данный отход входит в группу отходов "Прочие твердые минеральные шламы" по ФККО 2002 3160000000000. Данная группа отходов имеется в лицензии и на этот отход ("Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%") выданы лимиты для АО "Транснефть-Западная Сибирь" от 19.05.2016 N 023-16.
При установленных по делу и изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно констатировал в обжалуемом судебном акте, что перечень отходов, проведенный через конвертер, соответствует заявленному в лицензии.
Лимиты размещения отходов, утверждаемые руководителем Управления Росприроднадзора по Омской области, выданные для размещения на ЗАО "Полигон", также подтверждают законность действий ЗАО "Полигон" по размещению отходов.
Как следствие, в действиях ЗАО "Полигон" отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения.
Между тем, как указывает Управление Росприроднадзора по Омской области в апелляционной жалобе, ЗАО "Полигон" вменяется в вину не обезвреживание и размещение вышеуказанных отходов, на что у Общества имеется лицензия, а сбор этих отходов в отсутствие необходимой лицензии.
Аналогичные, по сути, доводы заявлялись Департаментом в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены судом со ссылкой на то, что подобные пояснения не согласуются с содержанием протокола от 19.10.2017, а также, поскольку административным органом не представлены доказательства осуществления ЗАО "Полигон" деятельности, связанной со сбором отходов.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией суда первой инстанции, обращает внимание на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В свою очередь, часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ, устанавливающая обязательные требования к протоколу об административном правонарушении, предусматривает указание в последнем, помимо прочего, следующих сведений: время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Как уже отмечалось выше, согласно протоколу об административном правонарушении N АТЗР-734/06-140/2017 от 19.10.2017 в действии (бездействии) заинтересованного лица заявителем установлено нарушение вышеуказанных требований законодательства, выразившееся в осуществлении лицензируемого вида деятельности по размещению отходов, не входящих в перечень отходов, с которыми ЗАО "Полигон" разрешено осуществлять лицензированные виды деятельности, установленные лицензией.
Аналогичным образом сформулировано событие административного правонарушения в заявлении Управления.
Таким образом, ЗАО "Полигон" вменено именно указанное нарушение, связанное с размещением отходов, не входящих в перечень отходов, установленных лицензией, а не осуществление деятельности по сбору указанных отходов в отсутствие необходимой лицензии.
В этой связи доводы подателя апелляционной жалобы о том, что представленным отчетом, договором N 01 от 09.01.2017, заключенным между ООО "РМЗ "Газпромнефть-ОНПЗ" (предприятие) и ЗАО "Полигон" (приемщик), обращением ЗАО "Полигон" в Управление Росприроднадзора по Омской области с заявлением о переоформлением лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности и добавление новых работ в части сбора отходов, не свидетельствуют о наличии оснований для привлечения ЗАО "Полигон" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку нарушение, связанной с незаконной деятельностью по сбору отходов, Обществу в вину не вменялось.
Соответственно, ЗАО "Полигон" не представляло свои пояснения и возражения по данному факту ни в ходе проведенной проверки, ни в ходе составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества.
По убеждению суда апелляционной инстанции, указанное нарушение носит существенный характер, не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по утверждаемому Управлением нарушению, возможность устранения подобного нарушения в ходе судебного разбирательства в арбитражном суде отсутствует.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет безусловный отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2017 по делу N А46-22364/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22364/2017
Истец: управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области
Ответчик: ЗАО "ПОЛИГОН"