г. Пермь |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А60-38497/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Габовой Е.А.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации города Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2017 года
по делу N А60-38497/2017,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.,
по иску Администрации города Екатеринбурга
к екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Многопрофильные энергетические системы" (ОГРН 1026602970426, ИНН 6659073594)
о взыскании задолженности по договору аренды, неустойки,
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Многопрофильные энергетические системы" (далее - предприятие, ответчик) о взыскании основного долга в сумме 587 712 руб. 34 коп. за период с октября 2013 по ноябрь 2016, пени в сумме 17 043 руб. 66 коп. (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ, и принятых судом к рассмотрению).
Решением суда от 01.12.2017 исковые требования удовлетворены частично, с предприятия в пользу администрации взыскан долг в размере 154 808 руб. 32 коп., в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Администрация считает, что объекты, принадлежащие предприятию (здание склада, здание мастерских), не относятся к объектам, перечисленным в п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В представленном письменном отзыве предприятие выражает согласие с выводами суда первой инстанции и просит решение суда оставить без изменения, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и ЗАО "Группа Синара", ООО "Управляющая компания "Проммаштехнология" (арендаторы) заключен договор аренды от 07.11.2012 N 1-1525 земельного участка площадью 737259 кв.м с кадастровым номером 66:41:0110002:40, расположенного по ул. Фронтовых бригад, 18 в городе Екатеринбурге, с 04.07.2012 по 03.07.2027.
Ответчику на праве хозяйственного ведения в спорный период принадлежали объекты недвижимости с кадастровыми номерами 66:41:0110901:260, 66:41:0110901:502, 66:41:0000000:69268, 66:41:0110901:710, 66:41:0000000:70414, 66:41:0000000:69288, 66:41:0110901:2728, 66:41:0110901:2622, 66:41:0110901:2621 общей площадью 4967,82 кв.м, находящиеся на указанном земельном участке.
При этом состав объектов менялся в связи с изъятием из хозяйственного ведения предприятия части ранее переданных объектов и закреплением новых: в период с 01.10.2013 по 18.12.2014 площадь объектов ответчика составляла 3951,5 кв.м.; в период с 19.12.2014 по 09.02.2016 - 4026,5 кв.м.; с 10.02.2016 по 30.11.2016 - 4149,2 кв.м., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации прав; выписками из ЕГРП от 29.09.2017, от 03.10.2017; решением ЕКУГИ от 23.08.2005 N 1155 "О закреплении движимого и недвижимого имущества ТЭЦ, находящегося в составе местной казны, за ЕМУП "Муниципальные электрические сети" (прежнее наименование ЕМУП "Многопрофильные энергетические системы"); распоряжением председателя ЕКУГИ от 02.11.2010 N 656-р "О приеме в состав муниципальной казны МО "город Екатеринбург" движимого, недвижимого имущества и сооружений от ЕМУП "МЭС" и закреплении за ЕМУП "Тепловые сети" на праве хозяйственного ведения".
Ссылаясь на то, что в период с октября 2013 года по ноябрь 2016 года обязанность по внесению платы за пользование участком предприятием исполнялась ненадлежащим образом, администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из факта использования ответчиком участка, ввиду чего он обязан вносить плату, и с учетом применения срока исковой давности требования признал подлежащими удовлетворению в сумме 154 808 руб. 32 коп. за период с июля 2014 по ноябрь 2016 на основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 1102 ГК РФ, указав, что обязательственные отношения между администрацией и предприятием в отношении участка с кадастровым номером 66:41:0110002:40, расположенного по ул. Фронтовых бригад, 18 в городе Екатеринбурге, не возникли.
Спор у сторон возник относительно ставки арендной плата, применяемой при исчислении платы за пользование земельным участком.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Свердловской области, установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", этим же постановлением утверждены ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования участка, в том числе и в отношении участков, расположенных на территории МО "Город Екатеринбург".
В пункте 62 указано, что за земельные участки под складами и базами устанавливается ставка 2,5 в 2013 году, 2,5 и 4 в 2014 году, 5,4 (за 2015, 2016 годы) в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Администрацией плата за земельный участок рассчитана исходя из этой ставки.
Вместе с тем, судом установлено, что закрепленное за предприятием движимое и недвижимое имущество является комплексом объектов электроснабжения и электросетевого хозяйства.
Согласно Уставу ЕМУП "Многопрофильные энергетические системы" целями создания и одним из основных видов деятельности предприятия является оказание услуг по передаче, распределению и отпуску электрической энергии потребителям; технологическому присоединению к распределительным электросетям (п. 2.1 Устава).
Доказательств иного администрация в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представила. Само по себе наименование объекта склад, не свидетельствует, что он не относится к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления (подп. 3 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации к таким объектам отнесены, в том числе, объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения.
Таким образом, отмеченными нормами установлен специальный порядок определения размера арендной платы за земли, занятые объектами систем электроснабжения, согласно которому размер платы не должен превышать размера платы, установленной для находящихся в федеральной собственности земельных участков.
Для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (п. 5 Правил).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 г. N 507 утверждена ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики для Свердловской области в размере 7,35 руб. за кв.м.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, при расчете платы за фактическое пользование земельным участком следует применять ставки арендной платы, предусмотренные постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП за земельные участки под объектами энергетики (до 01.03.2015 г.) и в размере 7,35 руб. за 1 кв.м. за период с 01.03.2015.
Поскольку судом установлено, что у ответчика не возникли обязательственные отношения по договору аренды N 1-1525 от 07.11.2012, в удовлетворении требований о взыскании неустойки отказано правомерно.
Довод жалобы о том, что объекты предприятия не относятся к объектам, перечисленным в п. 2 ст. 49 ЗК РФ, судом апелляционной инстанции не принимается как противоречащий материалам дела и не подтвержденный соответствующими доказательствами.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного апелляционная жалоба по указанным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2017 года по делу N А60-38497/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.