г. Владивосток |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А51-12684/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-797/2018
на решение от 26.12.2017
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-12684/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955) к Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края (ИНН 2540036171, ОГРН 1022502269360)
о взыскании убытков в размере 14 899 834, 60 руб.
при участии:
от Департамента финансов Приморского края: Шипков А.В., доверенность от 14.11.2017 сроком на 3 года, служебное удостоверение;
от администрации города Владивостока: Клеменчук М.С., доверенность от 27.12.2017 сроком по 31.12.2018, служебное удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока (далее - истец, администрация г.Владивостока) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу администрации города Владивостока (далее - администрация г. Владивостока) убытков в размере 14 899 834, 60 руб.
Решением суда от 26.12.2017 исковые требования удовлетворены.
Департамент, не согласившись с принятым постановлением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах жалобы, Департамент, анализируя положения жилищного законодательства, указывает на то, что оно напрямую не определяет к полномочиям каких органов (федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ) относится обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей с детьми-инвалидами, вставших на учет после 01.01.2015, и, соответственно, не содержит порядка финансирования указанных полномочий.
Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721 Департамент указывает на то, что в случае постановки инвалидов и семей с детьми-инвалидами на учет в орган местного самоуправления после 01.01.2005, признанных малоимущими, обеспечение их жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться органами местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также иные источники финансирования соответствующих мероприятий действующим законодательством не определены. На этом основании Департамент полагает о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, апеллянт не согласен с размером убытков, взысканных судом, указывая на то, что из складывающейся судебной практики по данной категории споров, к спорным правоотношениям подлежат применению утверждаемые приказами Минстроя России нормативы показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, устанавливаемые для расчета размера социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений. И согласно составленного ответчиком расчета сумма убытков, подлежащая взысканию, в случае если исковые требования будут удовлетворены в отношении квартиры предоставленной: Залетовой О.П, -2 183 940 руб., Колмаковой О.В. - 1 436 432, 1 руб, Боброва А.В. - 1 747 152 руб, Гарматюк У.В. - 2 620 728 руб. Итого сумма убытков, подлежащих взысканию, в случае если исковые требования будут удовлетворены составляет 7 988 252, 1 руб.
Кроме того, в отношении граждан Гарматюк У.В. и Залетова Д.А. отсутствуют сведения о наличии у них инвалидности, следовательно, на них не распространяется действие Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Департамент указывает на то, что жилые помещения предоставлены указанным лицам на основании решения Ленинского районного суда г.Владивостока от 23.12.2015 и от 30.01.2017, однако ссылок на наличие инвалидности и справок МСЭ, подтверждающих этот факт в вышеуказанных решениях, не имеется. На этом основании Департамент делает вывод о том, что основанием для принятия решения явилось признание их малоимущими, жилье которым предоставляется в ином порядке.
Также ответчик указал на недоказанность истцом взаимосвязи между противоправными действиями Департамента и возникшими у истца убытками.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель администрации г. Владивостока на доводы жалобы возразил, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Постановлением администрации г. Владивостока от 02.09.2014 N 8209 Колмакова Ольга Владимировна принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.
Постановлением администрации г. Владивостока от 01.04.2016 N 972 администрация г. Владивостока предоставила Колмаковой О.В. квартиру N 5 в доме N 3 по улице Строительная в п. Береговое в г. Владивостоке общей площадью 30,3 кв.м и заключила договор социального найма жилого помещения от 21.04.2016 N 348.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир во II квартале 2016 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 84 104 рублей.
Стоимость жилого помещения, предоставленного Колмаковой О.В., составляет 2 548 351,20 руб., то есть 30,3 кв.м.* 84 104 руб.
28.03.2017 в адрес Губернатора Приморского края было направлено обращение N 1-3/856 по вопросу возмещения расходов, понесенных администрацией г. Владивостока в связи с предоставлением по договору социального найма жилого помещения инвалиду, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 01.01.2005, на сумму 2 548 351 рубль 20 копеек.
Однако ответа на указанное обращение до настоящего времени в администрацию г. Владивостока не поступило.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30.01.2017 на администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить Гарматюк У.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте Владивостокского городского округа, с учетом права на дополнительную жилую площадь, на состав семьи 2 человека, включая Гарматюк А.В., общей площадью не менее 54 кв.м.
Постановлением администрации г. Владивостока от 23.01.2015 N 1529 Гарматюк Ульяна Витальевна принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.
Постановлением администрации г. Владивостока от 07.04.2017 N 933 администрация г. Владивостока предоставила Гарматюк У.В. на состав семьи 2 человека, включая Гарматюк А.В., жилое помещение N 1 в д. 15а по ул. Монтажная в г. Владивостоке общей площадью 56,4 кв.м и заключила договор социального найма от 11.04.2017 N 315.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2016 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 83 119 рублей.
Стоимость жилого помещения, предоставленного Гарматюк У.В., составляет 4 687 911,60 руб. (четыре миллиона шестьсот восемьдесят семь тысяч девятьсот одиннадцать рублей шестьдесят копеек), т.е. 56,4 кв.м * 83 119 руб.
28.04.2017 в адрес Губернатора Приморского края было направлено обращение N 1-3/1152 по вопросу возмещения расходов, понесенных администрацией г. Владивостока в связи с предоставлением по договору социального найма жилого помещения инвалиду, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 01.01.2005, на сумму 4 687 911 рубль 60 копеек.
Однако согласно ответу от 04.05.2017 N 11/4744 требование о возмещении расходов, заявленное администрацией г. Владивостока, администрация Приморского края полагает необоснованным.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 15.12.2016 на администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить Боброву Алексею Вадимовичу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте Владивостокского городского округа на состав семьи 2 человека, включая Боброву Е.А., общей площадью не менее 36 кв.м.
Постановлением администрации г. Владивостока от 11.07.2016 N 2085 Бобров Алексей Вадимович принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Постановлением администрации г. Владивостока от 03.04.2017 N 849 администрация г. Владивостока предоставила Боброву А.В., на состав семьи 2 человека, включая Боброву Е.А., жилое помещение N 11 в д. 23 по ул. Корнилова в г. Владивостоке общей площадью 40,8 кв.м и заключила договор социального найма от 05.04.2017 N 295.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2016 года на вторичном рынке жилья в г. Владивостоке составляла 83 119 рублей.
Стоимость жилого помещения, предоставленного Боброву А.В., составляет 3 391 255,2 руб. (три миллиона триста девяносто одна тысяча двести пятьдесят пять рублей двадцать копеек), т.е. 40,8 кв.м * 83 119 руб.
19.04.2017 в адрес Губернатора Приморского края было направлено обращение N 1-3/1094 по вопросу возмещения расходов, понесенных администрацией г. Владивостока в связи с предоставлением по договору социального найма жилого помещения инвалиду, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 01.01.2005, на сумму 3 391 255 рубль 20 копеек.
Однако согласно ответу Департамента труда и социального развития Приморского края от 27.04.2017 N 26/3888 требование о возмещении расходов, заявленное администрацией г. Владивостока, является необоснованным.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 23.12.2015 на администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить Залётовой Оксане Павловне во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте Владивостокского городского округа на состав семьи 2 человека, включая Залётова Д.А., общей площадью не менее 45 кв.м.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.10.2015 N 10194 Залётов Данил Андреевич принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Постановлением администрации г. Владивостока от 21.03.2017 N 748 администрация г. Владивостока предоставила Залётовой О.П. на состав семьи 2 человека, включая Залётова Д.А., жилое помещение N 158 в д. 63 по ул. Нейбута в г. Владивостоке общей площадью 51,4 кв.м и заключила договор социального найма от 22.03.2017 N 260.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2016 года на вторичном рынке жилья в г. Владивостоке составляла 83 119 рублей.
Стоимость жилого помещения, предоставленного Залётовой О.П., составляет 4 272 316,6 руб. (четыре миллиона двести семьдесят две тысячи триста шестнадцать рублей шестьдесят копеек), т.е. 51,4 кв.м * 83 119 руб.
05.04.2017 в адрес Губернатора Приморского края было направлено обращение N 1-3/938 по вопросу возмещения расходов, понесенных администрацией г. Владивостока в связи с предоставлением по договору социального найма жилого помещения инвалиду, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 01.01.2005, на сумму 4 272 316 рубль 60 копеек.
Полагая, что указанные расходы в сумме 14 899 834, 60 руб. подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, администрация г. Владивостока обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на неё, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 1069 ГК РФ определено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статьей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статьей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Проанализировав вышеуказанные нормоположения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив факт выполнения органом местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения гражданину на основании судебного акта, признав факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации - Приморским краем обязанностей по компенсации расходов муниципального образования на предоставление жилья, установив размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, учитывая отсутствие доказательств выделения финансовых средств органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанных категорий граждан, судом первой инстанции сделан верный вывод об обоснованности искового требования, в связи с чем правомерно взысканы с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу администрации г. Владивостока убытки в удовлетворенной сумме.
Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721.
Проверив расчет убытков, произведенный истцом, суд первой инстанции правомерно признали его правильным.
Как видно из материалов дела, истцом стоимость одного квадратного метра жилья рассчитывалась по данным ФС Государственной статистики по Приморскому краю на тот квартал, в котором был заключен договор социального найма во исполнение решения о предоставлении инвалиду жилого помещения (1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года).
Отклоняя довод жалобы о необходимости применения при расчете убытков приказов Минстроя России об утверждении нормативов средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации коллегия исходит из того, что в рассматриваемом случае жилые помещения предоставлены органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда повторного заселения во исполнение решений судов общей юрисдикции, в связи с чем, стоимость таких помещений может быть определена только исходя из стоимости за квадратный метр по данным ФС Государственной статистики по Приморскому краю по общему показателю без отнесения квартиры к определенному качеству.
Таким образом, доводы ответчика в указанной части сделаны при неправильном толковании норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Администрация г. Владивостока выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал, следовательно, причинил истцу убытки.
Также подлежит отклонению довод жалобы о неподтверждении гражданами Гарматюк У.В. и Залетовым Д.А. статуса инвалидов. Так, в отношении Гарматюк У.В. имеется справка МСЭ-2012 N 3558898, выданная "Бюро медико-социальной экспертизы N 7" о признании ее инвалидом, а согласно ответу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первомайскому району г. Владивостока от 15.12.2017 N 09/21651 Гарматюк У.В. состоит на учете, как получатель пенсии в указанном государственном учреждении.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока во исполнение определения Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2017, письмом от 06.12.2017 N 09 б/н предоставило информацию о том, что Залетову Д.А. производилась выплата пенсии по инвалидности, как ребенку-инвалиду в период до 31.05.2017.
Кроме того, определением судебной коллегии Приморского краевого суда от 30.01.2017 и решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 23.12.2015 на администрацию г. Владивостока возложена обязанность предоставить Гарматюк У.В. и Залетову Д.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте Владивостокского городского округа, в которых имеется ссылка на то, что указанные граждане, являясь инвалидами, подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В этой связи доводы жалобы на то, что жилые помещения указанным лицам подлежали предоставлению как малоимущим и не в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 181-ФЗ, отклоняются за необоснованностью.
Таким образом, апелляционная жалоба является необоснованной, подлежащей отклонению, а решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2017 по делу N А51-12684/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.