г. Саратов |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А57-18295/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
при участии в судебном заседании:
от комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" - Пасечный С.С., по доверенности от 28.12.2017 N 04-02/1792,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2017 года по делу N А57-18295/2017, судья М.Е. Медникова,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТехСтрой", г. Саратов,
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246), г. Саратов,
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", Администрация Заводского района г. Саратова,
о взыскании 53 054 руб. 95 коп.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ТехСтрой" (далее - истец, ООО "ТехСтрой") к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности по оплате за содержание жилых помещений и коммунальные услуги за период с сентября 2014 г. по декабрь 2016 г. в размере 500 922 руб. 77 коп., неустойки в сумме 53 054 руб. 95 коп.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.07.2017 суд по ходатайству стороны выделил исковые требования в отдельные производства. С учетом этого, в настоящем деле подлежат рассмотрению исковые требования о взыскании неустойки в сумме 53 054 руб. 95 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2017 года с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ООО "ТехСтрой" взыскана неустойка в сумме 53 054 руб. 95 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1061 руб. 55 коп.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований. По мнению апеллянта, комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТехСтрой" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5.
На основании Свидетельств о государственной регистрации права от 19 августа 2014 года Муниципальному образованию "Город Саратов" на праве собственности принадлежат:
квартира, назначение жилое, общая площадь 49,9 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов. 4 Увекский туп., д. 5, кв. 4. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1007;
квартира, назначение жилое, общая площадь 89,3 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 11. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1009;
квартира, назначение жилое, общая площадь 68 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 12. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1011;
квартира, назначение жилое, общая площадь 66,6 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов. 4 Увекский туп., д. 5, кв. 14. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1008;
квартира, назначение жилое, общая площадь 88,3 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 15. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1005;
квартира, назначение жилое, общая площадь 72,1 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 57. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1014;
квартира, назначение жилое, общая площадь 73 кв.м. этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 59. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1015;
квартира, назначение жилое, общая площадь 71.6 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 60. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1016;
квартира, назначение жилое, общая площадь 61,2 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 61. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1006;
квартира, назначение жилое, общая площадь 72,5 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 65. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1013;
квартира, назначение жилое, общая площадь 71,3 кв.м, этаж 2, адрес (местонахождение) объекта: Саратовская область, г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5, кв. 66. Кадастровый (или условный) номер: 64:48:020518:1012.
ООО "ТехСтрой" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5 на основании решения общего собрания собственников помещений. На общем собрании собственников 12.08.2010 собственниками принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "ТехСтрой".
Являясь собственником помещений в многоквартирном доме, ответчик не производил оплату за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем, истцом заявлены требования о взыскании неустойки. Иск удовлетворен судом.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В соответствии с положениями п.1 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с. п. 14 ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный период, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Истец просит взыскать с МО "Город Саратов" в лице уполномоченного органа за просрочку внесения платежей: пени за невнесенную плату за содержание общего имущества и коммунальных услуг в размере 53 054 руб. 95 коп. за период с сентября 2014 года по декабрь 2016 г.
Расчет неустойки проверен судом и является верным. Ответчиком контррасчета не представлено.
С учетом изложенных норм права и обстоятельств дела судебная коллегия считает, что требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что комитет по финансам администрации МО "Город Саратов" не является надлежащим ответчиком по делу, спорные квартиры ему не принадлежали, отклоняется апелляционной коллегией судей по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что в исковой период муниципальное образование "Город Саратов" являлось собственником спорных квартирных, расположенных по адресу: г. Саратов, 4 Увекский туп., д. 5.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункт 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (пп. 3 п. 1) и содержания муниципального жилищного фонда (пп. 6 п. 1).
В силу пункта 2 статьи 18 ФЗ-N 131 финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 25-246 муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, в том числе: средства бюджета города (пп. 3.1.1). Аналогичная норма закреплена в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - комитет по финансам является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных учреждений по вопросам бюджетного процесса (пункт 1.2); выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города (пункт 3.44); исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению исполнительных документов (пункт 3.45); осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств (пункт 4.2).
Интересы казны в силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств местного бюджета является - комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования о взыскании пени за просрочку внесения платежей за содержание общего имущества и коммунальных услуг подлежат удовлетворению за счет муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого в части судебного акта отсутствуют.
Апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 декабря 2017 года по делу N А57-18295/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.