26 февраля 2018 г. |
А39-3420/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зеленова Алексея Анатольевича (431725, Республика Мордовия, Чамзинский район; ОГРНИП 308132217500023)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.12.2017
по делу N А39-3420/2017,
принятое судьей Хващевской Т.Н.
по заявлению индивидуального предпринимателя Зеленова Алексея Анатольевича о признании недействительным протокола конкурсной комиссии от 02.03.2017 по лоту N 5, незаконными действий администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Зеленова Алексея Анатольевича - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Чеплашкина О.П. на основании ордера от 19.02.2018 N 103 Коллегии адвокатов "Республиканская юридическая защита";
и установил:
индивидуальный предприниматель Зеленов Алексей Анатольевич (далее - ИП Зеленов А.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным протокола конкурсной комиссии от 02.03.2017 по лоту N 5 (по заявкам ИП Родиной А.В. и ИП Зеленова А.А.), незаконными действий администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - орган местного самоуправления), выразившихся в выдаче свидетельства N 000011 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также прекращении действия данного свидетельства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Родина Анастасия Вячеславовна.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.12.2017 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Зеленов А.А. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных им требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению Предпринимателя, конкурсная документация аукциона на право получения свидетельства об осуществления перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Чамзинского района не содержит в себе исчерпывающие требования к документам, подтверждающим опыт работы участника конкурса, следовательно, документами, подтверждающим опыт работы участника по осуществлению перевозок, могут являться различные документы, в том числе и ранее выдававшиеся паспорта пригородных внутрирайонных маршрутов.
Включенный в конкурсную документацию критерий "опыт в сфере организации пассажирских перевозок" является более широким понятием и подразумевает наличие у участников опыта именно в пассажирских перевозах, а не только пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования.
ИП Зеленов А.А. настаивает на том, что отсутствие в итоговых документах конкурсной комиссии обсуждения причины непринятия приложенного Предпринимателем к заявке паспорта автобусного маршрута N 140 и фактическое принятие к рассмотрению заявки ИП Родиной А. В. в отсутствие паспорта автобусного маршрута N 123 свидетельствует о формальном подходе аукционной комиссии органа местного самоуправления к сравнению участников конкурса, об отсутствии всестороннего изучения представленных на конкурс документов, следовательно, окончательно решение принято без учета совокупности принятых документов.
Администрация Чамзинского района и ИП Родина А.В. в отзывах на апелляционную жалобу опровергают доводы, изложенные в ней, просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании Предприниматель и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Администрация Чамзинского района и ИП Родина А.В. ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 447 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно статье 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) определены единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.
Данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В силу статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1).
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Согласно пункту 8.11 конкурсной документации (приложение к постановлению администрации Чамзинского муниципального района от 13.01.2017 N 28), после процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, Комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок в соответствии со шкалой для оценки критериев, указанной в приложении N 6 к конкурсной документации.
По делу установлено, что постановлением администрации Чамзинского района от 13.01.2017 N 28 назначено проведение открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, а также установлен предмет конкурса, организатор конкурса, утверждена конкурсная документация и создана конкурсная комиссия.
Согласно конкурсной документации на конкурс выставлены 15 лотов, в том числе лот N 5 на осуществление перевозок по маршруту N 123 Чамзинка-Апраксино.
К участию в открытом конкурсе по лоту N 5 допущены заявки ИП Зеленова А.А. и ИП Родиной А.В.
Согласно протоколу от 02.03.2017 оценки и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе заявке ИП Родиной А.В. присвоен порядковый N 1 с общим количеством 20,5 баллов, заявке ИП Зеленова А.А. - N 2 с общим количеством 17,5 баллов.
Победителем открытого конкурса по лоту N 5 признана ИП Родина А.В.
По результатам открытого конкурса администрация Чамзинского района выдала ИП Родиной А.В. свидетельство N 000011 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок р.п.Чамзинка-с.Апраксино, на срок с 02.03.2017 по 02.03.2022.
Полагая, что при подведении итогов конкурса по лоту N 5 конкурсная комиссия органа местного самоуправления произвела неверный подсчет баллов по критерию "Опыт осуществления регулярных перевозок", ИП Зеленов А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность своих решения и действий.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Установлено по делу, что согласно пункту 8.11 конкурсной документации (приложение к постановлению администрации Чамзинского района от 13.01.2017 N 28) после процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок в соответствии со шкалой для оценки критериев, указанной в приложении N 6 к конкурсной документации, согласно которому по критерию "Опыт осуществления регулярных перевозок" предусмотрено: менее 1 года - 0; от 1 года до 3 лет включительно - 3; от 3 лет до 6 лет включительно - 6; от 6 лет до 9 лет включительно - 9; от 9 и выше -10.
По критерию "Опыт осуществления регулярных перевозок" ИП Родина А.В. набрала 9 баллов, ИП Зеленов А.А. - 6 баллов.
В соответствии с пунктом 3.4 конкурсной документацией в подтверждение информации об опыте осуществления регулярных перевозок орган местного самоуправления принял во внимание у ИП Родиной А.В. лицензию N АСС-13-008082 от 24.11.2010 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек; у ИП Зеленова А.А. - аналогичную лицензию N АСС-13-008184 от 31.08.2012.
ИП Зеленов А.А. считает, что конкурсная комиссия администрации Чамзинского района неправомерно не приняла в качестве документа, подтверждающего его опыт осуществления регулярных перевозок, представленный им паспорт от 09.02.2007 автобусного маршрута N 140 п.Чамзинка ул.Подлесная - с.Апраксино.
В суде первой инстанции арбитражный суд установил из объяснений представителей лиц, участвующих в деле, что фактически Предприниматель не осуществлял перевозки по данному маршруту.
В суде апелляционной инстанции Предприниматель пояснил, что за давностью времени у него не сохранились документы, которые могут подтвердить фактическое осуществление им перевозок по автобусному маршруту N 140 п.Чамзинка ул.Подлесная - с.Апраксино.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что при подсчете баллов по критерию "Опыт осуществления регулярных перевозок" конкурсная комиссия органа местного самоуправления правомерно не приняла во внимание представленный Предпринимателем паспорт автобусного маршрута N 140, поскольку им бесспорно не подтверждается факт осуществления ИП Зеленовым А.А. перевозок.
При таких обстоятельствах администрация Чамзинского района приняла законное решение, оформленное протоколом конкурсной комиссии от 02.03.2017 по лоту N 5 и доказала отсутствие со своей стороны незаконных действий, выразившихся в выдаче свидетельства N 000011 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, Предприниматель не доказал обратное.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований ИП Зеленова А.А.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал ИП Зеленову А.А. в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.12.2017 по делу N А39-3420/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.12.2017 по делу N А39-3420/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зеленова Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.