г. Москва |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А41-87637/17 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.01.2018 по делу N А41-87637/17, принятое судьей Семеновой А.Б. в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Оникс-Сити" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, МОСОБЛКОМЛЕС) обратился в суд к ООО "ОНИКС-СИТИ" (далее - ответчик) с иском о взыскании ущерба, причиненного лесам, в размере 9 541 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.01.2017 заместителем старшего государственного лесного инспектора Московской области - заместителем директора филиала-лесничего Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" Строковым К.С. при патрулировании территории лесного фонда в выделах 5,11 квартала 4 Малаховского участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", был выявлен факт самовольного использования лесного участка для организации места отдыха и массового досуга, общей площадью 0,0161 га.
В результате осмотра был составлен акт от 10.01.2017 с приложением фотоматериалов, из которых следует, что на данном земельном участке находится "Место отдыха и массового досуга" принадлежащее ООО "Оникс-Сити" (согласно плаката расположенного на входе на базу). На территории базы находятся: два противопожарных щита, с ящиком для песка, примерным размером 1 х 0,5 м2 каждый; бытовка, размером 4 х 10 м2; металлическая бытовка, размером 2 х 3 м2; деревянная бытовка, размером 2 х 6 м2; два деревянных уличных туалета, размером 1 х 1 м2 каждый, три деревянные беседки, обустроенные для ловли рыбы, расположенные на воде на сваях размерами 4 х 4 м2 каждая; три деревянные беседки на берегу, размерами 2 х 4 м2 каждая; одна деревянная беседка на берегу, размерами 7 х 4 м2.
30.01.2017 Виноградовским филиалом ГКУ МО "Мособллес" составлен протокол N 02-009/2017 об административном правонарушении в отношении ответчика.
В отношении лица, причинившего ущерб лесам - ООО "Оникс-Сити" заместителем директора филиала-лесничего Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" Строковым К.С. было возбуждено дело об административном правонарушении от 30.01.2017 и составлен протокол об административном правонарушении N 02-009/2017 от 30.01.2017 по ст. 7.9 КоАП РФ.
Как указал истец, правоустанавливающего документа (специального разрешения на использование лесного участка), предусмотренного статьей 71 Лесного Кодекса РФ, а именно договора аренды лесного участка у ООО "Оникс-Сити" не имеется.
Согласно расчету размера ущерба от 10.01.2017, составленного заместителем директора филиала-лесничего Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" Строковым К.С. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" ООО "Оникс-Сити" своими действиями причинило вред лесам на общую сумму 9 541 руб. 00 коп.
09.03.2017 заместителем начальника Серпуховского межрайонного территориального отдела Управления по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Колчиным Д.Н. в отношении ООО "Оникс-Сити" вынесено постановление о назначении административного наказания N 02-009/2017, в соответствии с которым ответчик подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 руб. 00 коп.
01.03.2017 в адрес ООО "Оникс-Сити" направлено уведомление о причинении ущерба лесному фонду Российской Федерации от 01.03.2017 N Исх-300/07, с требованием возместить ущерб, причиненный лесам в сумме 9 541 руб. 00 коп., которое оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда (пункт 1 статьи 83 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области (утверждено Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 N 863/22) центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является Комитет лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет правомочия собственника в отношении спорного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
В силу пункта 1 статьи 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Для взыскания убытков истцу необходимо представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности таких обстоятельств как факт причинения убытков, противоправное поведение ответчика, а также наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и возникшими убытками. Кроме того, истец должен доказать размер убытков.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 9 февраля 2016 года N 305-ЭС15-19245 по делу N А41-58468/2014 установлено, что в делах о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, комитету необходимо доказать причинение ущерба лесному фонду в результате действий ответчика, в случае недоказанности данного факта, довод Комитета лесного хозяйства о необходимости применения такс и методики исчисления, утвержденных Постановлением N 273, суды признают несостоятельным.
Исследовав материалы дела с позиции статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения требований истца, поскольку безусловных доказательств, свидетельствующих о причинении реального ущерба неправомерными действиями ответчика лесному фонду, суду не представлено.
В обоснование заявленных требований и размера ущерба истец указал на то, что ответчик использует земли лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности.
Вместе с тем вступившим в законную силу решением суда от 21 июня 2017 года по делу N А41-25780/17 по заявлению комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Оникс-Сити" об обязании демонтировать строения, расположенные на лесном участке и обязании прекратить использование лесного участка, поляны для отдыха и пруда установлено, что ООО "Оникс-Сити" не использует пруд и поляны для отдыха в целях предоставления услуг граждан площадью 1,4 га.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал комитету лесного хозяйства во взыскании с общества ущерба причиненного лесам в сумме 9 541 руб.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу N А41-36058/17.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.01.2018 по делу N А41-87637/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.