г. Москва |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А40-213479/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Д.В. Каменецкого, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Земли Московии"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-213479/17, принятое судьей Н.В. Дейна (147-1808),
по заявлению Министерства строительного комплекса Московской области (143407, Московская обл., г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1.К)
к ОАО "Земли Московии" (ОГРН - 1107746880284, дата регистрации - 28.10.2010, ИНН - 7743797526, место нахождение - г. Москва, ул. Фестивальная, д. 44, офис III)
о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительного комплекса Московской области (заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАО "Земли Московии" (ответчик, Застройщик) о приостановлении на 12 месяцев осуществление застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Решением от 18.12.2017 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования Министерства строительного комплекса Московской области удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Земли Московии" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Земли Московии", являясь застройщиком, осуществляет строительство многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Московская обл., Раменский р-он, г.п. Раменское, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Застройщик ОАО "Земли Московии" в нарушении п.6 ч.6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, а также правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 не предоставил контролирующий орган ежеквартальную отчетность за 2-й квартал 2016 года.
Минстроем МО составлен протокол об административном правонарушении 50-МС N 03/0516/16 от 02.11.2016, а также вынесено постановление об административном правонарушении 50 МС N 05/0516/16 от 09.11.2017 о наложении административного наказания в виде штрафа в соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Также, застройщик ОАО "Земли Московии" не предоставил в контролирующий орган ежеквартальную отчетность за 3-й квартал 2016 года.
Минстроем МО составлен протокол об административном правонарушении 50-МС N 03/0326/17 от 26.07.2017, а также вынесено постановление об административном правонарушении 50 МС N 05/0326/17 от 02.08.2017 о наложении административного наказания в виде штрафа в соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Застройщик ОАО "Земли Московии" не предоставил в контролирующий орган ежеквартальную отчетность за 4-й квартал 2016 года.
Минстроем МО составлен протокол об административном правонарушении 50-МС N 03/0327/16 от 26.07.2017, а также вынесено постановление об административном правонарушении 50 МС N 05/0327/17 от 02.08.2017 о наложении административного наказания в виде штрафа в соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Ежеквартальная отчетность за 4-й квартал в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, представляется застройщиком в контролирующий орган в течении 90 дней после окончания 4-го квартала.
Также, застройщик ОАО "Земли Московии" не предоставил в контролирующий орган ежеквартальную отчетность за 1-й квартал 2017 года.
Минстроем МО составлен протокол об административном правонарушении 50-МС N 03/0328/17 от 26.07.2017, а также вынесено постановление об административном правонарушении 50 МС N 05/0328/17 от 02.08.2017 о наложении административного наказания в виде штрафа в соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановления контролирующего органа по делам об административных нарушениях в установленном порядке не обжаловались, штрафы не оплачены.
Распоряжением Минмособлстроя от 21.04.2014 N 61 утвержден Административный регламент Министерства по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области" (действовавший на момент предоставления отчеттности), между тем осуществить свои функции с целью защиты участников долевого строительства без принятия меры соразмерной нарушениям со стороны застройщика невозможно.
В соответствии с указанным Регламентом Уполномоченные должностные лица Министерства строительного комплекса Московской области при исполнении государственной функции имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случаях, указанных в ст. 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В связи с указанными обстоятельствами, Министерство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с "Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее -уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее -отчетность).
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложение справки, представляемые в случаях, установленных Правилами, а так ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого кварта действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется соответствии с Федеральным законом уполномоченным органом исполнители власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляете данное строительство.
В соответствии с п. п. 6 п. 15 Положения о Министерстве строительное комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительств; Московской области от 03.10.2013 N 786/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительной комплекса Московской области", Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляем государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области.
Уполномоченным органом, в который предоставляется отчетность, является Министерство строительного комплекса Московской области.
Министерство вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, в состав отчетности включаются: отчеты по формам согласно приложений N 1-4, справки, представляемые при наличии расторгнутых договоров за отчетный период с указанием оснований расторжения каждого договора, при наличии неисполненных (просроченных) обязательств по договорам представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств, при наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой на проектную документацию предусматривающую это направление расходования денежных средств, по итогам 4-го квартала (годовая) предоставляется бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с аудиторским заключением за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.
Так же застройщиком предоставляется проектная декларация и ежеквартальные изменения, предусмотренные ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, разрешение на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, свидетельство о государственной регистрации права собственности и (или) договора аренды (субаренды) земельного участка, предоставленного для строительства (создание многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с отметкой государственной регистрации, первый зарегистрированный договор участия в долевом строительстве, реестр заключенных договоров участия в долевом строительстве (с указанием ФИО участника долевого строительства, номера передаваемой квартиры, номера договора, даты заключения и регистрации договора, даты первой оплаты, общей суммы оплаты по договору), разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Допущенные ОАО "Земли Московии" нарушения явственно свидетельствуют о нежелании застройщика надлежащим образом соблюдать обязанности по предоставлению отчетности, возложенные на него постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", а также сигнализируют о нарушениях норм Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом имеются основания для применения в отношении ОАО "Земли Московии", за неисполнение требований законодательства, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, меры по приостановлению на определенный срок осуществления его деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренной п. 15 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В связи с многочисленными существенными нарушениями, допущенными ОАО "Земли Московии" при ведении деятельности в качестве застройщика, приостановление деятельности ОАО "Земли Московии", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, будет является законной, разумной и адекватной мерой, направленной на защиту интересов потенциальных дольщиков.
Факт совершения и вина ОАО "Земли Московии" в совершении правонарушения, подтвержден материалами дела.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены.
В отсутствие отчетности, Министерство лишено возможности осуществления защиты прав участников долевого строительства и осуществления контроля за соблюдением застройщиком законодательства в области долевого строительства
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2017 по делу N А40-213479/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.