г. Челябинск |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А07-2356/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пирской О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гайфуллиной Лии Радиковны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2017 по делу N А07-2356/2017 (судья Кручинина Н.Е.).
Индивидуальный предприниматель Гайфуллина Лия Радиковна (далее - предприниматель Гайфуллина Л.Р., истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Миякинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Миякинскому району (далее - Комитет) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20, общей площадью 4036 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Миякинский район, с/с Миякинский, между Комитетом и предпринимателем Гайфуллиной Л.Р., изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена участка составляет 3208 руб. 62 коп. (налогом на добавленную стоимость не облагается согласно подп. 6 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации)".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.04.2017 исковые требования удовлетворены, судом урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20, площадью 4036 кв. м, расположенного по адресу Республика Башкортостан, Миякинский район, с/с Миякинский, между Комитетом и предпринимателем Гайфуллиной Л.Р.; п. 2.1 договора изложен в следующей редакции: "Цена участка составляет 3208 руб. 62 коп. (налогом на добавленную стоимость не облагается согласно п. п. 6 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации)".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 09.10.2017 принятые по делу судебные акты отменены с направление дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2017 (резолютивная часть оглашена 06.12.2017) урегулированы разногласия, возникшие между Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Миякинскому району и Гайфуллиной Лией Радиковной при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20, площадью 4036 кв. м, расположенного по адресу Республика Башкортостан, Миякинский район, с/с Миякинский, путем изложения пункта 2.1 договора в редакции ответчиков: "Цена участка составляет 310287 руб. 68 коп. (налогом на добавленную стоимость не облагается согласно п.п. 6 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель Гайфуллина Л.Р. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об урегулировании разногласий в предложенной ею редакции.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отнесении земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20 к производственно-коммунальной зоне (ПК-2), поскольку данное обстоятельство не усматривается из сведений Единого государственного реестра недвижимости. Между тем, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в реестр на основании статьи 10 Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По мнению апеллянта, разрешенное использование испрашиваемого земельного участка - для сельскохозяйственного производства подтверждено государственным актом на право владения, постоянного пользования землей от 10.11.1995 и было установлено до утверждения 26.02.2010 Правил землепользования и застройки. В силу пунктов 11,12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установленное до утверждения классификаторов видов разрешенного использования земельных участков Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014, разрешенное использование признается действительным, вне зависимости от его соответствия классификатору. В свою очередь, сведения об установлении в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования "Для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции" (9 группа разрешенного использования), основной вид разрешенного использования: "Промышленные предприятия и коммунально-складские организации 3 класса опасности" является ошибочным. Деятельность, осуществляемая в расположенном на земельном участке цехе по производству крупы из гречихи, фасовка готовой продукции соответствует ранее установленному виду с разрешенного использования - сельскохозяйственное производство. Поскольку на момент подачи заявления о выкупе земельного участка кадастровая стоимость земельного участка составляла 6 417,24 руб., оснований для отклонения предложенной предпринимателем редакции протокола разногласий не имелось.
Комитетом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с приведенными в ней доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания Комитет представил в арбитражный апелляционный суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель Гайфуллина Л.Р. является собственником цеха по переработке крупы, назначение нежилое, 1-этажный, общей площадью 438,6 кв. м, инв. N 8994, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Миякинский р-н, с. Киргиз-Мияки, территория откормочного комплекса СПК "Дружба", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.08.2009 серии 04АВ N 066008. Цех приобретен предпринимателем на основании договора дарения от 10.08.2009, заключенного с Галиакберовым Радиком Инсафовичем (даритель) (т.1 л.д. 65-67).
Указанный объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:40:090101:20, который был передан в аренду Галиакберову Р.И. на основании договора аренды от 25.08.2008 N 79-08-31зем на срок до 21.08.2057 ( т.1 л.д. 58-64).
В пункте 1.1 договора указано, что земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, передан в аренду для использования в целях - для обслуживания цеха по переработке крупы.
Земельный участок площадью 4036 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир северо-западная часть квартала 02:40:090101, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Миякинский р-н, с/с Миякинский, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2006, с кадастровым номером 02:40:090101:20, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 28.09.2016 N 02/16/1-686302 ( т.1 л.д. 17).
Согласно указанному кадастровому паспорту земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, кадастровая стоимость - 620 575 руб. 36 коп.
Предприниматель Гайфуллина Л.Р. 02.09.2016 обратилась к главе сельского поселения Миякинский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан с заявлением от 02.09.2016 вх. N 13 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20, общей площадью 4036 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Миякинский р-н, с/с Миякинский, в собственность (т.1 л.д. 12).
Постановлением Администрации от 07.09.2016 N 372 со ссылкой в преамбуле, в том числе, на приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - приказ Минэкономразвития N 540) для земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20 установлен вид разрешенного использования в соответствии с кодом 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития N 540, - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции ( т.1 л.д. 49).
На обращение предпринимателя о выкупе земельного участка Администрацией в лице Комитета подготовлен и направлен проект договора купли-продажи земельного участка от 29.09.2016 N 23-16-31зем (т.1 л.д. 13-16).
Согласно пункту 1.1 договора продавец передает в собственность покупателю, а покупатель обязуется оплатить и принять на условиях настоящего договора земельный участок площадью 4036 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:40:090101:20, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир северо-западная часть квартала 02:40:090101, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Миякинский р-н, с/с Миякинский, с видом разрешенного использования: для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, являющемся его неотъемлемой частью.
В силу пункта 2.1 договора цена участка составляет 310 287 руб. 68 коп. (налогом на добавленную стоимость не облагается согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
Указанная в договоре цена земельного участка определена ответчиками исходя из кадастровой стоимости участка, равной 620 575 руб. 36 коп., указанной в кадастровом паспорте от 28.09.2016 N 02/16/1-686302, на основании пункта 4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629 "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" (далее - постановление от 29.12.2014 N 629).
Согласно пункту 4 кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.11.2016, выданной учреждением "ФКП Росреестра", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20 по состоянию на дату подачи предпринимателем Гайфуллиной Л.Р. заявления о выкупе земельного участка (02.09.2016) составляла 6417 руб. 24 коп.(т.1 л.д. 19)
Предприниматель Гайфуллина Л.Р., не согласившись со стоимостью, указанной в договоре купли-продажи, подготовила и направила в адрес Комитета и Администрации письмо от 30.12.2016 с приложенным к нему протоколом разногласий от 28.12.2016 (т.1 л.д. 20-22).
Согласно протоколу разногласий предприниматель Гайфуллина Л.Р. предложила пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена участка составляет 3208 руб. 62 коп. ( налогом на добавленную стоимость не облагается согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации) и устанавливается в соответствии с абзацем 3 пункта 4 постановления от 29.12.2014 N 629 в размере 50% кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя".
Рассмотрев обращение предпринимателя от 30.11.2016, Комитет письмом от 26.12.2016 N 586 (т.1 л.д. 24) сообщил, что для земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20 установлен вид разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Указанный вид разрешенного использования участка установлен на основании кода (числового обозначения) вида разрешенного использования земельного участка 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития N 540. На участке расположено нежилое здание - цех по переработке крупы, являющийся производственным объектом по переработке сельскохозяйственной продукции, в связи с чем вид разрешенного использования соответствует установленному. В соответствии с частью 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 N 482 вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции отнесен к 9 группе видов разрешенного использования и установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 153 руб. 76 коп. за 1 кв. м.
Письмом от 27.01.2017 N 31 Комитет отклонил протокол разногласий, представленный истцом ( т.1 л.д. 23).
Предприниматель Гайфуллина Л.Р., ссылаясь на то, что цена выкупа земельного участка подлежит определению в соответствии с кадастровой стоимостью на момент обращения в орган местного самоуправления за выкупом и действующим в тот же момент постановлением от 29.12.2014 N 629 в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
При разрешении спора суд первой исходил из того, что с заявлением выкупе земельного участка предприниматель Гайфуллина Л.Р. обратилась 02.09.2016, в связи с чем цена выкупа земельного участка должна составлять 50% от кадастровой стоимости участка, действующей на момент обращения с заявлением о выкупе. При этом, определяя кадастровую стоимость земельного участка, суд первой инстанции установил несоответствие установленного вида разрешенного использования земельного участка в соответствующей территориальной зоне фактическому виду разрешенного использования земельного участка на дату обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка. Делая названный вывод, суд первой инстанции исходил из обстоятельств использования земельного участка для размещения цеха по производству крупы, отнесения такого объекта к промышленным объектам и расположение земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки в промышленно-коммунальной зоне. На основании постановления Администрации от 07.09.2016 N 372 вид разрешенного использования был изменен в целях приведения в соответствие сведений содержащихся в Государственном кадастре недвижимости, вследствие чего перерасчет кадастровой стоимости произведен правомерно.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Настоящий спор возник в связи с тем, что сторонами не урегулированы разногласия относительно стоимости выкупаемого земельного участка, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
В силу пп. 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Из положений статьи 554, пункта 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенными условиями договора купли-продажи недвижимости являются предмет и цена договора.
В пункте 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
Оценивая разногласия сторон возникшие в связи с определением выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20, на котором расположен принадлежащий заявителю цех по переработке крупы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с положениями п. 4 постановления от 29.12.2014 N 629 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2016 года - по цене в размере 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
По состоянию на дату подачи предпринимателем Гайфуллиной Л.Р. заявления о выкупе земельного участка (02.09.2016) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20 составляла 6 417 руб. 24 коп. Указанная кадастровая стоимость определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости 1,59 руб., установленного для земельных участков предназначенных для сельскохозяйственного использования.
Постановлением Главы сельского поселения Миякинский сельсовет от 07.09.2016 N 272, в связи с несоответствием Правил землепользования и застройки с. Киргиз-Мияки и фактического использования земельного участка виду разрешенного использования участка - сельскохозяйственное производство, существующего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, вид разрешенного использования участка актуализирован, установлен вид использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки с. Киргиз-Мияки и фактическим использованием земельного участка разрешенное использование земельного участка отнесено к 9-й группе "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности", установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 153,76 руб.
Исходя из названного, судом первой инстанции юридически значимым при рассмотрении настоящего спора обстоятельством правомерно признана достоверность ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса и пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
В изъятие из общего правила, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования на основании пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Из материалов дела усматривается, что решением совета муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от 26.02.2010 N 168 утверждены Правила землепользования и застройки с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан.
Градостроительным зонированием Правил землепользования и застройки с. Киргиз-Мияки земельный участок с кадастровым номером 02:40:090101:20 отнесен к территориальной зоне ПК-2 - Производственно коммунальные зоны, что подтверждается справкой отдела архитектуры, строительства и ЖКХ муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от 07.03.2017 N 51 и нанесенными на карте градостроительного зонирования обозначениями (т.2 л.д. 47-48).
Ссылка податель апелляционной жалобы на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20 к производственно-коммунальной зоне, которые подлежат внесению в реестр на основании статьи 10 Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть принята в качестве исключающей установленное в предусмотренном законом порядке градостроительное зонирование.
Нормы названного закона и действовавшего в период утверждения Правил землепользования решением совета муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от 26.02.2010 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривали внесение сведений о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Доказательств неисполнения обязанности органами местного самоуправления обязанности по направлению в орган кадастрового учета необходимых документов, содержащих сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также иных характеристиках, для внесения сведений в государственный кадастр материалы дела не содержат. Кроме того, государственный реестр недвижимости (ранее государственный кадастр недвижимости) носит характер подтверждения права (информации) и не являются правообразующим.
Пунктом 18.1 перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам Правил землепользования и застройки с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан установлен запрет на использование земельных участков, находящихся в территориальной зоне ПК-2, с видом использований: пашни, сенокосы, пастбища, сельскохозяйственные здания и сооружения, сельскохозяйственные объекты, то есть градостроительным регламентом использование земельного участка с видом разрешенного использования "сельскохозяйственное производство" не допускается.
Согласно подп. 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (п. 6 - 9 ст. 1, ч. 1, 3, 6 ст. 30, ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра недвижимости, является одной из его характеристик как объекта недвижимости и определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Именно вид разрешенного использования является основанием для определения кадастровой стоимости земельных участков, что следует из Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и Федерального стандарта оценки утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 и от 29.05.2012 N 13016/11 фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости. В названных постановлениях разъяснено, что для целей определения группы разрешенного использования подлежат исследованию доказательства фактического ведения на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что предприниматель обратилась в Администрацию за предоставлением земельного участка в собственность для использования в целях: обслуживание цеха по переработки крупы. К заявлению были приложены подтверждающие принадлежность заявителю нежилого здания - цех по переработке крупы.
Актом совместного обследования земельного участка, проведенного сторонами 01.12.2017 (т.2 л.д. 144), установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 02:40:090101:20 расположен цех по переработке крупы. В цехе ведется производство крупы из гречихи, фасовка готовой продукции, хранение растительного сырья. В помещениях здания установлено соответствующее оборудование.
Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 02:40:090101:20 для обслуживания цеха по переработке крупы подтверждается также договором аренды от 25.08.2008 N 79-08-31зем, заключенным с предыдущим собственником здания. Расчеты арендной платы за пользование спорным участком на 2008 г. и 2009 г. по данному договору произведены с использованием коэффициента учитывающего категорию арендаторов и вид использования земельных участков (Ки) - 10, установленному п. 15.1 - Предприятия (площадь менее 0,5 га) раздела 15 - Промышленность Приложения N 2 к решению Совета муниципального района Миякинский район от 08.02.2017 N 210 (т.2 л.д. 82-90).
Указанное опровергает приведенные подателем апелляционной жалобы ссылки на установленное разрешенное использование земельного участка - для сельскохозяйственного производства Государственным актом на право владения, пользования землей от 10.11.1995 и его сохранение в качестве утвержденного до введения новой классификации.
Пунктом 15.1 раздела 15 - Опасные производственные объекты хранения или переработки растительного сырья Приложения к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" от 25.11.2016 N 495 Предприятие, цех, участок, площадка элеватора, мукомольного, крупяного, комбикормового производства отнесены к производственным объектам III класса опасности.
Разделом 7.1.8 - Промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014) крупорушки отнесены к промышленным объектам и производствам третьего класса.
Из анализа указанных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что вид использования "промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса опасности" сельскохозяйственным производством не является, а фактическое использование земельного участка соотносится с видом разрешенного использования земельного участка установленного п. 15.1 Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам правил землепользования и застройки с. Киргиз-Мияки - промышленные и коммунально-складские предприятия. При этом, такое использование имело место на момент обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка. Соответственно, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения, не соответствовали фактическому использованию земельного участка.
В связи с несоответствием фактического использования виду разрешенного использования участка "сельскохозяйственное производство", существующему на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении участка в собственность, постановлением главы сельского поселения Миякинский сельсовет от 07.09.2016 N 272 вид разрешенного использования участка актуализирован, установлен вид использования "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки с. Киргиз-Мияки и фактическим использованием участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 153,76 руб. в связи с чем, кадастровая стоимость участка после актуализации сведений государственного кадастра недвижимости составила 620575,36 руб.
Пунктами 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены принципы добросовестного осуществления гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. В пункте 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли, который среди прочего предполагает получение публичным органом установленного на основании ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации соразмерного денежного эквивалента взамен отчуждаемого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который в силу вышеприведенных правовых норм определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании актуального вида разрешенного использования участка.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно использовал для определения цены выкупа земельного участка значение актуализированной кадастровой стоимости, соответствующей использованию на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении участка в собственность.
Анализ мотивов отклонения доводов апелляционной жалобы приведен в настоящем постановлении выше в силу чего не требует дополнительной аргументации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2017 по делу N А07-2356/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гайфуллиной Лии Радиковны- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.