г. Красноярск |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А33-13151/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" марта 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (ООО "Современные технологии") - Бочаровой Ю.Ю., представителя по доверенности от 08.08.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии" на решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" ноября 2017 года по делу N А33-13151/2017, принятое судьей Тимергалеевой О.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Современные технологии" ИНН 2404013739, ОГРН 1102404000050 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800 (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенного в письме от 28.05.2017 N 13755. В целях восстановления нарушенных прав и интересов заявитель просит обязать департамент в течение 1 месяца с даты вступления решения в суда в законную силу осуществить подготовку проекта распоряжения администрации города Красноярска о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в заявлении общества, и выдать ему копию распоряжения.
Определением суда от 10.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление капитального строительства".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 ноября 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о невозможности формирования испрашиваемого земельного участка в зоне Ж-4, и указывает, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 17 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 (далее - Правила землепользования), к основным видам разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4 относится коммунальное обслуживание (код - 3.1) за исключением стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, а согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), код 3-1 (коммунальное хозяйство) включает в себя линии и телефонные станции. При этом заявитель просил департамент предоставить земельный участок для размещения объектов связи.
Также общество считает необоснованным вывод суда о том, что им не представлены доказательства в подтверждение права на приобретение земельного участка без проведения торгов, и полагает, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов для размещения объектов, предназначенных для обеспечения связи.
По мнению общества, судом не указаны основания, предусмотренные статьями 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, учитывая, что заявителем были представлены все документы, предусмотренные подпунктами 1, 4-6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 25 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.10.2015 N 1 (далее - Перечень).
Департамент и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 04.07.2014 N 1412-арх муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" разрешено проектирование здания многоэтажного жилого дома на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 11 856 кв.м., в том числе 1343 кв.м. - охранная зона инженерных сетей, 1358 кв.м. - площадь ограниченного использования (береговая полоса общего пользования), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Крайняя, 12.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 18.04.2016 N 1878-недв муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0500125:135, площадью 11 856 кв.м., в том числе 1343 кв.м. - охранная зона инженерных сетей, 1358 кв.м. - площадь ограниченного использования (береговая полоса общего пользования), расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Крайняя, 12, для строительства многоэтажного жилого дома.
Общество 03.05.2017 обратилось в департамент с заявлением вх.N 8523-ги о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с целью размещения объектов связи на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на бумажном носителе и CD-диске, решение участника общества о назначении директора, копия устава и выписка из ЕГРЮЛ.
Департамент письмом от 29.05.2017 N 13755-ги отказал обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ул. Крайняя для размещения объектов связи по следующим основаниям:
- границы испрашиваемого земельного участка не соответствуют установленным требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку имеют признаки вкрапливания;
- распоряжением Администрации города Красноярска от 04.07.2014 N 1412 в отношении испрашиваемого участка принято решение о разрешении муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" проектирование многоквартирного жилого дома.
Заявитель оспорил в судебном порядке отказ в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, изложенный в письме департамента от 29.05.2017 N 13755, полагая необоснованным вывод департамента о вкрапливании испрашиваемого земельного участка с учетом его расположения на публичной кадастровой карте, а также указывая на отсутствие обременений данного земельного участка обязательственными или вещными правами третьих лиц.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого отказа департамента незаконным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С заявлением об оспаривании отказа департамента от 29.05.2017 N 13755-ги заявитель обратился 13.06.2017 с соблюдением срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно Положению о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденному распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 25 названного Положения предусмотрено, что к функциям департамента относится, в том числе управление и распоряжение муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, путем передачи их по договору в аренду.
Распоряжением администрации города Красноярска от 12.04.2013 N 84-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных или лесных участков в аренду лицам, являющимся правообладателями зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на таких земельных или лесных участках, без проведения торгов. Указанным регламентом определен порядок и стандарт администрации города муниципальной услуги по предоставлению земельных или лесных участков в аренду лицам, являющимся правообладателями зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на таких земельных или лесных участках, без проведения торгов.
В связи с этим оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка принят департаментом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
В силу пункта 1 статьи 39.14. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Предварительное согласование предоставления земельного участка регламентировано статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Обществом при обращении 03.05.2017 в департамент с заявлением вх.N 8523-ги о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду была приложена схема расположения земельного участка на бумажном носителе и CD-диске.
Из представленного заявителем истцом заключения кадастрового инженера Булгакова Д.В. следует, что данная схема расположения земельного участка площадью 5561 кв.м. в координатах, не имеет признаков вкрапливания в связи со следующим:
- под вкрапливанием понимается расположение участка, состоящего на кадастровом учете, или подлежащего постановке на кадастровый учет, внутри другого участка, состоящего на кадастровом учете, за исключением участков, в том числе многоконтурных, образуемых для эксплуатации линейных объектов связи, электроснабжения, опор освещения;
- на земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества;
- образуемый в соответствии со схемой КПТ земельный участок не находится внутри другого земельного участка, имеет самостоятельны и свободный доступ к местам общего пользования, в том числе автомобильной дороге;
- внутри образуемого земельного участка отсутствуют сформированные земельные участки.
Данный вывод также подтверждается сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26.09.2017 N 2437-уарх, представленными Управлением архитектуры администрации города Красноярска, кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500125:135, предоставленного муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" для строительства многоэтажного жилого дома, кадастрового плана кадастрового квартала номер 24:50:0500125, из которых следует, что испрашиваемый обществом земельный участок не находится внутри других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, не включает в себя другие земельные участки, поставленные на кадастровый учет, является прилегающим к земельному участку с кадастровым номером 24:50:0500125:135, который распоряжением Администрации города Красноярска от 18.04.2016 N 1878-недв предоставлен третьему лицу для строительства многоэтажного жилого дома.
Следовательно, основания отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, изложенные департаментом в письме от 28.05.2017 N 13755, не соответствуют фактическим обстоятельствам, не подтверждены документально.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал, что оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка по ул.Крайняя для размещения объектов связи не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-4, в которой согласно пункту 17 Правил землепользования не предусмотрен такой вид разрешенного использования как размещение объектов связи.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 17 Правил землепользования к основным видам разрешенного использования в зоне застройки многоэтажными жилыми домами Ж-4 относится коммунальное обслуживание (код - 3.1) за исключением стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники.
Согласно Классификатору код 3-1 (коммунальное хозяйство) включает в себя линии и телефонные станции.
Следовательно, градостроительный регламент предусматривает размещение в территориальной зоне Ж-4 объектов связи.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что указание в заявлении общества от 03.05.2017 цели - для размещения объектов связи, в отсутствие соответствующих подтверждающих документов, приложенных к заявлению, не подтверждает право заявителя на приобретение земельного участка в испрашиваемой площади 5561 кв.м без проведения торгов, и не порождает у департамента безусловной обязанности предоставить земельный участок.
При этом судом первой инстанции не учтено, что перечень документов, которые подлежат предоставлению в уполномоченный муниципальный орган в целях предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду, предусмотрен пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 25 Перечня. Приведенный в этих нормативных положениях печень документов является исчерпывающим и не предусматривает предоставление иных документов, в том числе подтверждающих право заявителя на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Кроме того, в оспариваемом отказе департаментом не указаны иные, предусмотренные статьями 39.13 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка в аренду для размещения объекта связи без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ департамента лишает заявителя права на предоставление земельного участка в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6, статьями 39.14 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, указанные в нем основания отказа в представлении земельного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам, что свидетельствует о незаконности такого отказа, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование общества подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого акта недействительным в резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель в целях восстановления нарушенных прав и интересов просит обязать департамент в течение 1 месяца с даты вступления решения в суда в законную силу осуществить подготовку проекта распоряжения администрации города Красноярска о предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в заявлении общества, и выдать ему копию распоряжения.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что департамент в соответствии с представленными заявителем документами не проверял наличие иных оснований, предусмотренных статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов, предлагаемая обществом восстановительная мера является преждевременной, в данном случае департаменту следует повторно рассмотреть заявление ООО "Современные технологии" от 03.05.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с учетом выводов, содержащихся в настоящем постановлении.
С учетом изложенного решение суда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с департамента в пользу общества следует взыскать 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" ноября 2017 года по делу N А33-13151/2017 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Признать незаконным отказ от 28.05.2017 N13755 Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии" от 03.05.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Взыскать Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии" 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.