город Томск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А67-4101/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Сбитнева А. Ю., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н. В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Томской области в лице Департамента финансов Томской области (N 07АП-6625/2018) на решение Арбитражного суда Томской области от 19.06.2018 по делу N А67-4101/2018 (судья Токарев Е. А.) по исковому заявлению муниципального образования "Город Томск" в лице Администрация города Томска (634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. пр-кт. Ленина, д. 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. пр-кт. Ленина, д. 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719), третье лицо - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Россия, г. Москва, г. Москва, ул. Илькина, д. 9), о взыскании 9 263 115,00 руб. убытков.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации Города Томска (далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (далее - ответчик, Департамент финансов) о взыскании за счет средств казны 9 263 115,00 руб. убытков.
Определением от 25.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (ИНН 7021016928).
Решением Арбитражного суда Томской области от 19.06.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент финансов обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Томской области и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Администрации в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства: предоставление дополнительных мер социальной поддержки не является обязанностью субъекта Российской Федерации; механизм компенсации расходов на предоставление рассматриваемых льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, в настоящее время не определен; до устранения пробела в законодательстве возложение на субъекты Российской Федерации обязанности по финансовому обеспечению реализации органами местного самоуправления полномочия по предоставлению отдельным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма является незаконным; муниципальному образованию из областного бюджета были предоставлены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов; обязанность по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда возложена на органы местного самоуправления.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу Решением Советского районного суда г. Томска от 07.07.2017 по делу N 2-1689/2017 на Администрацию города Томска возложена обязанность предоставить Серебрякову Ивану Романовичу, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 50 кв. м., с учетом права Серебрякова И.Р. на дополнительную площадь.
Серебряков И.Р. поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения с 03.05.2017 (то есть после 01.01.2005), что установлено указанным судебным актом суда общей юрисдикции.
Во исполнение решения Советского суда г. Томска от 07.07.2017 по делу N 2-1689/2017 Администрация города Томска на основании муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске N Ф.2017.570045 от 19.12.2017 (л.д. 32-36, т. 1) приобрела в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 60,4 кв.м. по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, д. 13а, кв. 96., в связи с чем, понесла расходы в размере 2 420 550,00 руб., что подтверждается платежным поручением N 450453 от 28.12.2017 (л.д. 38, т.1).
Согласно приложению N 1 к муниципальному контракту N Ф.2017.570045 от 19.12.2017, стоимость приобретаемой Администрацией города Томска квартиры составляет 2 420 550,00 руб. (л.д. 35, т.1).
В дальнейшем указанная благоустроенная квартира была предоставлена Серебрякову И.Р., что подтверждается договором социального найма жилого помещения N 239 от
12.02.2018, заключенным между Администрацией Кировского района города Томска и законным представителем Серебрякову И.Р. - Серебряковой Е.П. ( л.д. 42, т.1).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 28.07.2017 по делу N 2-2192/2017 на Администрацию города Томска возложена обязанность предоставить Добровольскому Станиславу Викторовичу, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 50 кв. м., с учетом права Добровольского С.В. на дополнительную площадь.
Во исполнение решения Советского суда г. Томска от 28.07.2017 по делу N 2-2192/2017 Администрация города Томска на основании муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске N Ф.2017.570066 or 19.12.2017 (л.д. 69-73, т. 1) приобрела в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 61,0 кв.м. по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, д. 13а, кв. 121, в связи с чем, понесла расходы в размере 2 420 550,00 руб., что подтверждается платежным поручением N 450448 от 28.12.2017 (л.д. 75, т.1).
Согласно приложению N 1 к муниципальному контракту N Ф.2017.570066 or 19.12.2017, стоимость приобретаемой Администрацией города Томска квартиры составляет 2 420 550,00 руб. (л.д. 72, т.1).
В дальнейшем указанная благоустроенная квартира была предоставлена Добровольскому С.В., что подтверждается договором социального найма жилого помещения N 240 от 12.02.2018, заключенным между Администрацией Кировского района города Томска и Добровольским С.В. ( л.д. 79-80, т.1).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 16.01.2017 по делу N 2-20/2017 на Администрацию города Томска возложена обязанность предоставить Ковыряхиной Елене Юрьевне, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 36,3 кв. м., с учетом права Ковыряхиной Е.Ю. на дополнительную площадь.
Ковыряхина Е.Ю. поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения с 17.08.2016 (то есть после 01.01.2005), что установлено указанным судебным актом суда общей юрисдикции.
Во исполнение решения Советского суда г. Томска от 16.01.2017 по делу N 2 -20/2017 Администрация города Томска на основании муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске N Ф.2017.497652 от 27.11.2017 (л.д. 103-107, т. 1) приобрела в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 37,0 кв.м. по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, д. 13а, кв. 134, в связи с чем, понесла расходы в размере 1 989 240,00 руб., что подтверждается платежным поручением N 429320 от 19.12.2017 (л.д. 109, т.1).
Согласно приложению N 1 к муниципальному контракту N Ф.2017.570045 от 19.12.2017, стоимость приобретаемой Администрацией города Томска квартиры составляет 1 989 240,00 руб. (л.д. 106, т.1).
В дальнейшем указанная благоустроенная квартира была предоставлена Ковыряхиной Е.Ю., что подтверждается договором социального найма жилого помещения N 241 от 12.02.2018, заключенным между Администрацией Кировского района города Томска и Ковыряхиной Е.Ю. ( л.д. 113, т.1).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от 31.05.2017 по делу N 2-1563/2017 на Администрацию города Томска возложена обязанность предоставить Токаревой Милане Витальевне, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального образования "Город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 50 кв. м.
Токарева М.В. поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения с 19.04.2017 (то есть после 01.01.2005), что установлено указанным судебным актом суда общей юрисдикции.
Во исполнение решения Советского суда г. Томска от 31.05.2017 по делу N 2-1563/2017 Администрация города Томска на основании муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске N Ф.2017.504792 от 28.11.2017 (л.д. 135-139, т. 1) приобрела в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 59,8 кв.м. по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, д. 13а, кв. 160, в связи с чем, понесла расходы в размере 2 432 775,00 руб., что подтверждается платежным поручением N 429970 от 20.12.2017 (л.д. 141, т.1).
Согласно приложению N 1 к муниципальному контракту N Ф.2017.504792 от 28.11.2017, стоимость приобретаемой Администрацией города Томска квартиры составляет 2 432 775,00 руб. (л.д. 138, т.1).
В дальнейшем указанная благоустроенная квартира была предоставлена Токаревой М.В., что подтверждается договором социального найма жилого помещения N 242 от 12.02.2018, заключенным между Администрацией Кировского района города Томска и законным представителем Токаревой М.В. - Токаревой А.В. ( л.д. 145, т.1).
Во исполнение решений суда общей юрисдикции Администрацией Города Томска с ООО "Транском" по результатам проведения электронного аукциона были заключены муниципальные контракты на приобретение благоустроенного жилья в Городе Томске, в рамках которых истцом приобретены благоустроенные жилые помещения, в виде квартир, соответствующие требованиям решений суда общей юрисдикции.
Жилые помещения поступили в распоряжение истца по актам приема-передачи и были оплачены истцом продавцу.
Общий размер расходов истца на приобретение жилья составил 9 263 115 руб.
За муниципальным образованием "Город Томск" было зарегистрировано право собственности на благоустроенные жилые помещения, что подтверждается представленными в дело сведениями из ЕГРН.
Письмом от 14.03.2018 N 1530 Администрация города Томска обратилась к Зам. Губернатору Томской области о рассмотрении вопроса о выделении из областного бюджета денежных средств для компенсации расходов муниципального образования, понесенных на обеспечение жильем лиц, страдающих хроническими заболеваниями.
В ответе на указанное обращение (письмо N 50-07/13-340 от 14.03.2018) было отказано компенсировать Администрации данные расходы.
Уклонение от возмещения ответчиком расходов в связи с предоставлением жилых помещений лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, явилось основанием для обращения Администрации с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище и предполагается, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями статьи 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ), а также положениями ЖК РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, как правомерно указал суд первой инстанции, обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к вышеперечисленным нормам подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 02.03.2016 N 309-ЭС15-14045, а также Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расходы, необходимые истцу для исполнения решения суда общей юрисдикции, подлежат взысканию с казны Томской области. Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность субъекта федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом обязания Администрации города предоставить жилое помещение определенному в законе лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал Томскую область в лице Департамента финансов обязанной возместить убытки Администрации города Томска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время порядок отнесения мер по предоставлению жилых помещений инвалидам к расходным обязательствам публично-правовых образований не урегулирован, до устранения указанного пробела в законодательном регулировании возложение на субъекты Российской Федерации обязанности по финансовому обеспечению реализации органами местного самоуправления полномочия по предоставлению отдельным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма, является незаконным, отклоняются.
Довод Департамента о том, что финансирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, должно производиться органами местного самоуправления за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых им из бюджета субъекта Российской Федерации - Томской области в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), правомерно отклонен судом первой инстанции. Решение вопросов социальной поддержки вышеуказанных лиц в силу названных правовых норм отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не относится к полномочиям по решению вопросов местного значения, в целях реализации которых такие трансферты предоставляются органам местного самоуправления.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу приведенных норм права при рассмотрении судом настоящего иска доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Томской областью своих обязанностей, наличие и размер причиненного истцу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к правильному выводу, что расходы, необходимые истцу для исполнения решений суда общей юрисдикции, подлежат взысканию с казны Томской области.
По расчету убытков апеллянтом возражений не заявлено.
При изложенных обстоятельствах с учетом выяснения судом первой инстанции всех обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 19.06.2018 по делу N А67-4101/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Томской области в лице Департамента финансов Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
А. Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4101/2018
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2018 г. N Ф04-5332/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: "Город Томск" в лице Администрации города Томска
Ответчик: Томская область в лице Департамента финансов Томской области
Третье лицо: в лице Министерства Финансов РФ, Управление Федерального Казначейства по Томской области