5 марта 2018 г. |
А38-11302/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-Альянс" (424019 Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Фестивальная, д.70, корпус В, офис 8; ОГРН 1101215002239, ИНН 1215147510)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.11.2017
по делу N А38-11302/2017,
принятое судьей Коноваловым И.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто-Альянс" о признании незаконным решения Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 30.06.2017
N 03-3514,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Авто-Альянс" - Попова К.В. по доверенности от 31.01.2018 б/н сроком действия три года; Макарова Р.В. по доверенности от 16.08.2017 б/н сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авто-Альянс" (далее - ООО "Авто-Альянс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл заявлением о признании незаконным решения Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 30.06.2017 N 03-3514. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган переоформить свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 176 "Йошкар-Ола (остановочная площадка часть III привокзальной площади)" - сады "Кучки" серии 01215С N 000158, карту маршрута регулярных перевозок N 176 "Йошкар-Ола (остановочная площадка часть III привокзальной площади)" - сады "Кучки" серии 01215С N 000631, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 187 "Йошкар-Ола (остановочная площадка часть III привокзальной площади) - сады Клен" серии 01215С N 000155, карту маршрута регулярных перевозок N 187 "Йошкар-Ола (остановочная площадка часть III привокзальной площади) - сады Клен" серии 01215С N 000628, исключив из графы "характеристики транспортного средства" запись "Низкий пол".
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.11.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Авто-Альянс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует положениям частей 7 и 8 статьи 27, частям 6 и 7 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации".
По мнению Общества, отклонение судом первой инстанции его ходатайства о назначении комплексной автодорожной экспертизы привело к отсутствию выяснения вопроса, требующего специальных познаний и, как следствие, к принятию незаконного судебного акта.
Уполномоченный орган в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представители ООО "Авто-Альянс" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить и отменить обжалуемый судебный акт.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что на основании приказа от 06.03.2017 N 36 Министерство провело открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Республики Марий Эл.
Согласно протоколу от 28.04.2017 N 2 конкурсной комиссии оценки и сопоставления заявок победителем аукциона по лоту N 1 (маршрут N 187 "Йошкар-Ола (остановочная площадка часть III привокзальной площади) - сады Клен") и лоту N 4 (маршрут N 176 "Йошкар-Ола (остановочная площадка часть III привокзальной площади)" - сады "Кучки") признано ООО "Авто-Альянс".
Перевозчику выданы свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 176 серии 01215С N 000158 и карта маршрута регулярных перевозок N 176 серии 01215К N 000631, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 187 серии 01215С N 000155 и карта маршрута регулярных перевозок N 187 серии 01215К N 000628.
01.06.2017 ООО "Авто-Альянс" обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в части исключения из свидетельств и карт маршрутов N 176 и N 187 указания на характеристику транспортных средств - наличие низкого пола и выдаче новых свидетельств и карт маршрутов.
Письмом от 30.06.2017 N 03-3514 Министерство отказало Обществу в удовлетворении заявления, разъяснив, что перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров автобусами с такими характеристиками, какие были указаны в соответствующей конкурсной заявке.
Считая, что такое решение Министерства противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность своего решения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В силу пункта 13 части 4 статьи 27 и пункта 10 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карте маршрута регулярных перевозок указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены государственным или муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В рассматриваемом случае ООО "Авто-Альянс" приложило к конкурсным заявкам по лотам N 1 и N 4 обязательства по приобретению транспортных средств с низким полом и договор поставки от 10.03.2017 N 100317/1 на приобретение десяти низкопольных автобусов ЛИАЗ 429260.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ наличие низкого пола относится к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок, следовательно, Общество выразило согласие на осуществление перевозок с особыми требованиями к транспортным средствам в сравнении с другими участниками конкурса.
Из материалов дела следует, что при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса ООО "Авто-Альянс" получило наивысший балл и было признано победителем. При этом в выданных перевозчику свидетельствах и картах маршрута в графе характеристика транспортных средств указано: "низкий пол".
Утверждение Общества о наличии оснований для изменения условий перевозки является юридически неверным в силу следующего.
Положения статьи 27 Федерального закона N 220-ФЗ содержат основания переоформления свидетельства на осуществление перевозок:
-продление срока действия свидетельства, изменение маршрута регулярных перевозок, реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также изменение места жительства индивидуального предпринимателя.
Случаи переоформления карт маршрутов регулярных перевозок предусмотрены частью 6 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ:
-продление срока действия карты, изменение в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства, реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса места нахождения, а также изменение места жительства индивидуального предпринимателя.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие наличие в рассматриваемом случае вышеприведенных оснований.
Аргументы ООО "Авто-Альянс" о необходимости внесения изменений в свидетельства и карты маршрутов по иной причине, в частности в связи с плохим состоянием автодороги Кучки-Кучкинское, несостоятельны, так как такое основание действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом этого в рамках настоящего спора не требуется проведение каких-либо экспертных исследований, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении по делу судебной комплексной автодорожной, автотехнической экспертизы.
В суде апелляционной инстанции представители Общества также заявили аналогичное ходатайство, которое было рассмотрено и в его удовлетворении отказано ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьями 82 и 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов, в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Однако заявление неправомерно направлено на создание условий перевозки вопреки существенным условиям конкурса.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ, части 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации право на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, возможно получить путем участия в открытом конкурсе. Первый номер присваивается заявке на участие, получившей высшую оценку.
Таким образом, целью конкурса является выявление лица, предложившего лучшие условия, а содержание заявки напрямую определяет
Принимая во внимание, что ООО "Авто-Альянс" по собственной инициативе указало в заявке наибольшее количество характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок, в том числе низкопольные автобусы, в связи с чем получило высшую оценку и было признано победителем конкурса, то у перевозчика (Общества) возникло обязательство осуществлять перевозки автобусами с характеристиками, содержавшимися в конкурсной заявке.
Из вышеизложенного следует, что внесение изменений в свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов после определения результатов конкурса по неустановленным законом основаниям не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет недопустимое улучшение положения Общества по сравнению с другими участниками конкурса, что противоречит принципам законодательства о защите конкуренции.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к правомерному выводу о том, что у уполномоченного органа имелись основания для принятия решения Министерства от 30.06.2017 N 03-3514, которое соответствует гражданскому законодательству, Федеральному закону N 220-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.11.2017 по делу N А38-11302/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республике Марий Эл от 29.11.2017 по делу N А38-11302/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авто-Альянс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.