город Самара |
|
9 октября 2018 г. |
Дело N А55-32833/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Деминой Е.Г. и Морозова В.А.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2018, принятое по делу NА55-32833/2017 судьей Стуликовой Н.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергохолдинг" (ОГРН 1116330000984, ИНН 6330047174), Самарская обл., с. Курумоч, к акционерному обществу "Самарагорэнергосбыт" (ОГРН 1086316010373, ИНН 6316138990), г. Самара, о взыскании задолженности, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, акционерное общество "Самарская сетевая компания", г. Самара,
с участием:
от истца - Филин А.В., представитель (доверенность от 08.06.2018 N 19), Кривоножкин А.А., представитель (доверенность от 24.11.2017 N 12),
от ответчика - Серпокрылов И.М., представитель (доверенность от 25.12.2017 N 2018/49),
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергохолдинг", Самарская обл., с. Курумоч, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Самарагорэнергосбыт", город Самара, о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии в августе 2017 года в сумме 682 925 руб. 96 коп.
Определениями арбитражного суда от 30.01.2018, 01.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара, Акционерное общество "Самарская сетевая компания", г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2018 исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Энергохолдинг" удовлетворены. С Акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" взыскано 682 925 руб. 96 коп. долга за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии в августе 2017 года, 16 659 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2018 и отказать ООО "Энергохолдинг" в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица, извещенные о дне и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителей третьих лиц.
Определением арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 в связи с отпуском судьи Балашевой В.Т. произведена ее замена на судью Демину Е.Г.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство производится с самого начала.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивая на отмене судебного акта.
Представители истца не согласились с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение арбитражного суда от 20.06.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, общество с ограниченной ответственностью "Энергохолдинг" является территориальной сетевой организацией, включенной с 08.08.2017 года в реестр организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Самарской области.
24.08.2017 Истец обратился в адрес гарантирующего поставщика - АО "СамГЭС" с заявлением о заключении возмездного договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении конечных потребителей, обслуживание которых осуществлялось ответчиком, с приложением необходимых документов, включая копии актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон, оформленных с потребителями АО "СамГЭС".
АО "СамГЭС" на заявление истца не ответил, подписанный договор оказания услуг по передаче электрической энергии истцу не возвратил.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Учитывая обстоятельства дела, правоотношения сторон, рассматриваются как договорные, регулируемые соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иных нормативных актов в сфере энергоснабжения.
В августе 2017 года ООО "Энергохолдинг" оказывало услуги по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки потребителей АО "Самарагорэнергосбыт" путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ООО "Энергохолдинг", что подтверждается актами первичного учета электрической энергии потребителей гарантирующего поставщика АО "СамГЭС", сводными актами первичного учета электрической энергии, переданной потребителям АО "СамГЭС" по сетям ООО "Энергохолдинг".
Объем оказанных услуг определен истцом по показаниям приборов учета конечных потребителей, подключенных к сетям ООО "Энергохолдинг".
Согласно расчету истца, объем электрической энергии, отпущенной потребителям АО "СамГЭС" из сетей ООО "Энергохолдинг", за период август 2017 составил 290 605 кВт*ч.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказанных гарантирующему поставщику, рассчитана истцом путем произведения переданного объема электроэнергии потребителям, присоединенным к электрическим сетям ООО "Энергохолдинг", обслуживание которых производится АО "Самарагорэнергосбыт", на соответствующий единый (котловой) одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии, установленный Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.12.2016 N 833 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области".
Исходя из объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии в августе 2017 года, а так же установленных тарифов, стоимость фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии, подлежащая оплате за август 2017 года ответчиком, составляет 682 925 руб. 96 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 09.10.2017 с требованием оплаты задолженности за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно статьям 4, 21 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральными законами утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В соответствии со статьей 3, пунктами 2, 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 Правил N 861).
По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичных договоров возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежными сетевыми организациями), в соответствии с разделом III Правил N 861. По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона обязуется предоставлять другой услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих ей на законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона - оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электроэнергии (пункты 8, 34 Правил N 861, пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правильно установлено, что ООО "Энергохолдинг" является сетевой организацией (пункт 2 Правил N 861), осуществляющей деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии с использованием находящихся во владении и пользовании электрических сетей. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии утверждены Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 03.08.2017 N 224 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области".
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 6, 46-48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Как следует из Правил N 1178, принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47-49, 52 Методических указаний N 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Между тем, применение котловой модели не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано, в том числе с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
Если возникновение новых точек поставки вызвано объективными причинами в связи с обычной хозяйственной деятельностью территориальных сетевых организаций и это повлекло увеличение объема котловой выручки, то сетевые организации, оказывавшие услуги по данным точкам, вправе претендовать на получение дополнительного дохода.
Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (п. 7 Основ ценообразования, п. 20 Методических указаний N 20-э/2).
Действующее законодательство не содержит запрета для организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, увеличивать вследствие совершаемых сделок (купли-продажи, аренды) состав электросетевого оборудования для осуществления своей хозяйственной деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии в текущем периоде тарифного регулирования и не возлагает в этом случае на такую организацию обязанности по обращению к регулирующему органу за изменением этого тарифного решения.
Подобные изменения не влекут пересмотр установленных для сетевой организации тарифов в течение срока его действия.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приобретение обществом с ограниченной ответственностью "Энергохолдинг" объектов электросетевого хозяйства в течение тарифного периода не носило формальный характер, а преследовало цель реального использования данного имущества для оказания услуг по передаче электрической энергии.
На основании изложенного, Арбитражный суд Самарской области пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ООО "Энергохолдинг" отсутствует признаки злоупотребления правом или недобросовестного поведения.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 03.08.2017 N 224 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ООО "Энергохолдинг" со смежными сетевыми организациями на 2017 год.
При этом в парах сетевых организаций ООО "Энергохолдинг" является получателем платы за услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с Методическими указаниями, установление индивидуальных тарифов осуществляется на основании показателей, представленных в таблице N П1.30 "Отпуск (передача) электроэнергии территориальными сетевыми организациями". Разбивка объемов передачи электрической энергии конечным потребителям в разрезе сбытовых организаций таблицей N П1.30 Методических указаний не предусмотрена.
В расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "Энергохолдинг" на 2017 год принят объем отпуска (передачи) электроэнергии конечным потребителям на основании данных Таблицы N П1.30, представленной истцом письмом от 24.05.2017 N 105.
Согласно расшифровке, представленной истцом в материалы дела, организация планировала оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителям 6 сбытовых организаций, в том числе АО "Самарагорэнергосбыт".
Структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) потребителям на 2017 год, согласованная с АО "Самарагорэнергосбыт", в адрес Министерства не представлена.
При расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии валовая выручка сетевой организации должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, и смежных сетевых организаций.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "Энергохолдинг" на 2017 год, Министерством приняты следующие значения:
- плановое поступление денежных средств от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за услуги по передаче электрической энергии по единым "котловым" тарифам - 115 409,05 тыс.руб.;
- плановое поступление денежных средств от смежных сетевых организаций по индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии - 17 361,99 тыс. руб.;
- расходы на покупку технологического расхода (потерь) электрической энергии - 15 381,16 тыс. руб.
Валовая выручка, необходимая для осуществления регулируемого вида деятельности ООО "Энергохолдинг", утверждена в сумме 1 17 389,89 тыс. руб.
Таким образом, разница между доходами и расходами ООО "Энергохолдинг" соответствует вышеуказанной величине валовой выручки.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год ООО "Энергохолдинг" основаны на основании данных Таблицы N П.1.30, представленных в адрес регулятора письмом от 24.05.2017 исх. N 105.
С учетом представленной в адрес Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области информации, изложенной в таблице N П1.30, регулятором были изданы нормативно-правовые акты:
- приказ N 223 от 03.08.2017 "О внесении изменений в приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области";
- приказ N 224 от 03.08.2017 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области".
Указанными нормативными актами ООО "Энергохолдинг" был присвоен статус территориальной сетевой компании и установлен тариф по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Доказательства оспаривания утвержденных в установленном порядке для ООО "Энергохолдинг" индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что в спорный период ответчик фактически пользовался оказанными ему ООО "Энергохолдинг" услугами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у АО "СамГЭС" обязанности произвести оплату услуг.
Объем оказанных услуг истцом определен на основании показаний приборов учета конечных потребителей, подключенных к сетям ООО "Энергохолдинг".
В подтверждение факта оказания услуг и их объема ООО "Энергохолдинг" представлены в материалы дела акты первичного учета электрической энергии потребителей гарантирующего поставщика АО "СамГЭС", сводные акты первичного учета электрической энергии, переданной потребителям АО "СамГЭС" по сетям ООО "Энергохолдинг".
Совокупность изложенных доказательств является достаточной и с достоверностью позволяет установить объем оказанных ООО "Энергохолдинг" услуг.
Исходя из объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии в августе 2017 года, а так же установленных тарифов, стоимость фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии, подлежащая оплате за август 2017 года ответчиком составляет 682 925 руб. 96 коп.
Контррасчет ответчиком не представлен.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы и возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2018, принятое по делу N А55-32833/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.