г. Челябинск |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А07-27921/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирской О.Н.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.12.2017 по делу N А07-27921/2017 (судья Юсеева И.Р.).
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, УЗИО Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении N 04/301/008/2016-5250,5256,5260,5268 от 28.04.2017 и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ город Уфа на 118/400 долей земельного участка с кадастровым номером 02:55:010531:337, на гараж с кадастровым номером 02:55:010531:455, на баню с кадастровым номером 02:55:019531:454, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Саши Чекалина, д. 12.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.12.2017 (резолютивная часть объявлена 07.12.2017) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным решение Росреестра по Республике Башкортостан об отказе в государственной регистрации права собственности, выраженное в уведомлении N 04/301/008/2016-5250,5256,5260,5268 от 28.04.2017.
Кроме того, суд обязал Управление Росреестра по Республике Башкортостан осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан на 118/400 долей земельного участка с кадастровым номером 02:55:010531:156, на 118/400 долей жилого дома с кадастровым номером 02:55:010531:337, на гараж с кадастровым номером 02:55:010531:455, на баню с кадастровым номером 02:55:0101531:454, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Саши Чекалина, д. 12 (т.д. 1 л.д. 147-159).
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Республике Башкортостан (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что нотариально не удостоверенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд будет являться ничтожной сделкой, в случае отчуждения объектов недвижимости, находящихся на праве общей долевой собственности.
Апеллянт также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что статья 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не распространяет свое действие на случаи изъятия недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд, поскольку охватывает только частноправовые отношения собственников при распоряжении своими долями. По мнению заинтересованного лица, данная норма не содержит ограничения по ее применению исключительно к частноправовым отношениям, в силу чего, применяется на общих основаниях.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.12.2016 между Муниципальным образованием городской округ город Уфа Республики Башкортостан, от имени которого действует УЗИО Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан (сторона-1), Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа республики Башкортостан (сторона-2) и Михайлюк Виктором Григорьевичем (сторона-3) заключено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (т.д. 1 л.д. 18-19).
Указанное соглашение заключено на основании постановлений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.03.2012 N 659, от 10.07.2013 N 3445 (т.д. 1 л.д. 23-25).
Согласно пункту 1 данного соглашения сторона-1 изымает для муниципальных нужд у стороны- 3 земельный участок и расположенные на нем объекты путем возмещения в денежной форме.
В силу пункта 2 на момент заключения настоящего соглашения стороне -3 принадлежат на праве собственности:
118/400 долей земельного участка с кадастровым номером 02:55:010531:156. разрешенное использование под жилую застройку индивидуальную, общей площадью 1015 кв.м., расположенных по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Саши Чекалина, д. 12, на основании договора дарения от 27.06.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04 АЕ 224935 от 08.07.2014;
118/400 долей жилого дома с кадастровым номером 02:55:010531:337, общей площадью 122,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Уфа, Советский р-н, ул. Саши Чекалина, дом 12, на основании договора дарения от 27.06.2014, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04 АЕ 224932 от 08.07.2014;
гараж с кадастровым номером 02:55:010531:455, общей площадью 33,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Саши Чекалина, д. 12, на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 18.11.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04 АВ 986499 от 20.12.2010;
баня с кадастровым номером 02:55:010531:454, общей площадью 15,3 кв.м., расположенная по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Саши Чекалина, д. 12, на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 18.11.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04 АВ 985867 от 16.12.2010.
До заключения соглашения земельный участок и объекты не отчуждены, не заложены, в споре, под арестом не состоят.
Согласно пункту 7 в результате заключения настоящего соглашения сторона-1 приобретает право собственности:
на 118/400 долей земельного участка с кадастровым номером 02:55:010531:156, разрешенное использование под жилую застройку индивидуальную, общей площадью 1015 кв.м., расположенных по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Саши Чекалина, д. 12;
на 118/400 долей жилого дома с кадастровым номером 02:55:010531:337, общей площадью 122,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Уфа, Советский р-н, ул. Саши Чекалина, дом 12.;
на гараж с кадастровым номером 02:55:010531:455, общей площадью 33,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Саши Чекалина, д. 12;
на баню с кадастровым номером 02:55:010531:454, общей площадью 15,3 кв.м., расположенную по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Саши Чекалина, д. 12.
Во исполнение заключенного соглашения сторона-3 передала, а сторона-1 приобрела в муниципальную собственность спорное имущество по акту приема-передачи (т.д. 1 л.д. 20).
Сторона-2 выплатила сумму возмещения Стороне-3, что подтверждается платежными поручениями от 30.09.2015 N 98121, от 30.09.2015 N 98120 (т.д. 1 л.д. 21-22).
13.12.2016 УЗИО Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан обратилось в Управление Росреестра по Республики Башкортостан с заявлением о регистрации перехода прав собственности на объекты недвижимости по соглашению от 05.12.2016 (т.д. 1 л.д.59-67).
22.12.2016 Управление Росреестра по Республики Башкортостан приостановило государственную регистрацию до 20.01.2017, в связи с не предоставлением заявителем нотариального удостоверения соглашения (т.д. 1 л.д.15-16).
20.01.2017 Управление Росреестра по Республики Башкортостан вновь приостановило государственную регистрацию сроком до 19.04.2017, в связи с представлением заявления Казаковой О.Н., действующей от имени Муниципального образования ГО г. Уфа Республики Башкортостан (т.д. 1 л.д. 79).
03.02.2017 заявителем в адрес заинтересованного лица направлено письмо, в котором он указывает на отсутствие необходимости нотариального заверения соглашения, просит рассмотреть дело о государственной регистрации (т.д. 1 л.д. 26-27).
06.03.2017 получен ответ заинтересованного лица, согласно которому государственный регистратор действовал в пределах предоставленных полномочий, руководствуясь нормами действующего законодательства (т.д. 1 л.д. 28).
28.04.2017 государственный регистратор принял решение в виде уведомления об отказе в государственной регистрации права собственности по делам 04/301/008/2016-5250,5256,5260,5268, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих регистрации права собственности (т.д. 1 л.д. 13-14).
21.04.2017 УЗИО Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан обратилось с административным исковым заявлением о признании незаконным решение государственного регистратора РБ Управления Росреестра по РБ в Октябрьский районный суд г. Уфы.
Определением Октябрьского районного суда от 21.08.2017 по делу N 2-3431/17 суд производство по делу прекратил, указывая, что данный спор относится к подведомственности арбитражного суда Республики Башкортостан. (т.д. 1 л.д.10-12).
Заявитель, посчитав, что отказ в регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что для соглашения об изъятии для муниципальных нужд достаточно соблюдения простой письменной формы такого соглашения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином Государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С 01.01.2017 вступил в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании части 5 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу; Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Письмом Минэкономразвития России от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23 даны разъяснения порядка осуществления с 01.01.2017 государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно которым государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 01.01.2017, должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п.
Поскольку заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный им объект недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", следовательно, поданные заявителем документы регистрирующий орган обязан проверить на соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей в момент заключения соглашения, далее Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (статья 18 Закона о регистрации).
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
На основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В рассматриваемом случае заявитель обратился за регистрацией права муниципальной собственности на земельный участок и расположенных на нем гаража, бани, жилого дома, принадлежавших на праве общей долевой собственности физическим лицам, в связи с их изъятием для муниципальных нужд.
Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество при его изъятии для государственных или муниципальных нужд закреплены в статье 25.7 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.7 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Одновременно с документом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для государственной регистрации представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (пункт 2 статьи 25.7 Федерального закона N 122-ФЗ).
В силу части 3 статьи 25.7 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на недвижимое имущество, изъятое для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, статья 25.7 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривает специальный порядок регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
В силу части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд также подробно регламентирован статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Нормами указанной статьи предусмотрен обязательный порядок действий, исполнение которых требуется для обеспечения возможности реализовать изъятие как в досудебном, так и в судебном порядке. В силу частей 2 - 3, 7 рассматриваемой статьи проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручается лично под расписку. Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (ч. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изложенные нормы, регулирующие досудебное изъятие, не содержат требований по нотариальному удостоверению соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд.
Статьей 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
Нормы о купле - продажи или мене, закрепленные в Гражданском кодексе Российской Федерации, не содержат обязательного нотариального удостоверения, указанная норма содержится только в статье 24 Федерального Закона N 122-ФЗ, в части сделок по отчуждению долей в праве общей собственности.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей в момент заключения соглашения) сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
Указанная норма была перенесена в статью 42 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Данная норма определена законодателем для целей защиты долевых собственников от злоупотреблений со стороны недобросовестных долевых сособственников, для предотвращения совершения сделок одних собственников без соблюдения преимущественного права других долевых собственников, для целей предотвращения мошеннических сделок, реализации прав в отношении незначительных долей, то есть для целей защиты добросовестных долевых собственников.
Об этом свидетельствуют закрепленные в статье 24 Закона о регистрации порядок извещения продавцом остальных участников общей долевой собственности о намерении продать свою долю, срок, по истечении которого может быть совершена сделка по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу, исчисляемый со дня извещения участников долевой собственности, условие, при котором нотариус вправе одобрить совершение сделки до истечения указанного срока (наличие документов, подтверждающих отказ остальных участников долевой собственности от покупки его доли).
Между тем, в отношениях с публичными образованиями в рамках изъятия для муниципальных (государственных нужд) такого нарушения не допускается, поскольку изъятие происходит в обязательном порядке и всеми долевыми собственниками совместно.
Изъятие спорных объектов осуществляется в публичных интересах, при этом отчуждение имущества производится независимо от волеизъявления собственника недвижимости. Изъятие недвижимого имущества направлено на прекращение права частной собственности на него и передачу имущества публичному образованию, все доли подлежат передаче в публичную собственность.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что в отношениях с публичными образованиями в рамках изъятия для муниципальных (государственных) нужд нарушения прав долевых собственников, в том числе прав преимущественного приобретения доли, не допускается, изъятие происходит в обязательном порядке у всех долевых собственников.
Обратного апеллянтом не доказано и в материалы дела не представлено, соответствующие доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Более того, судебной коллегией принимается во внимание тот факт, что решением Советского районного суда г. Уфы, вступившим в законную силу, установлено, что соглашение об изъятие недвижимости для муниципальных нужд от 5.12.2016 не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав долевых сособственников и не требует обязательного нотариального удостоверения (л.д. 44- 49).
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Требования Управления Росреестра по Республике Башкортостан о нотариальном удостоверении спорного соглашения фактически выражает несогласие с решением суда общей юрисдикции и направлено на его оспаривание, что в силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Совокупность обстоятельств для признания незаконным решения управления об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на изъятые для муниципальных нужд объекты недвижимости установлена, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал данное решение незаконным.
С учетом изложенного выше, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.12.2017 по делу N А07-27921/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Н. Пирская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27921/2017
Истец: УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
Ответчик: Управление Росреестра по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ
Третье лицо: Михайлюк Виктор Григорьевич, Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан