г. Челябинск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А47-974/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2018 по делу N А47-974/2018 (судья Шабанова Т.В.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге (далее - заявитель, ГУ УПФР в г.Оренбурге, Управление) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному казенному общеобразовательному учреждению "Специальная (коррекционная) школа N 13" г.Оренбурга (далее - ГКОУ "С(к)Ш N 13" г.Оренбурга, учреждение) о взыскании штрафных санкций в размере 37500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период февраль 2017 года.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 17.05.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ УПФР в г.Оренбурге не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы состав правонарушения имеется, поскольку 10.03.2017 заявитель представил в отношении застрахованных лиц сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" с указанием отчетного периода "март", а впоследствии 16.03.2017 в устранение этого нарушения представлены сведения за "февраль" 2017 года за пределами установленного срока. Полагает, что идентичность этих сведений не свидетельствует об ошибочности первоначального расчета, так как сведения о количестве работников могут быть одинаковыми, а отчет за март 2017 года может быть представлен ранее установленного срока.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От учреждения в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ГКОУ "С(к)Ш N 13" г.Оренбурга зарегистрирована в качестве юридического лица 19.04.2001 за основным государственным регистрационным номером 1025601808759 и состоит на учете в качестве страхователя - в ГУ УПФР в Центральном районе г.Оренбурге (регистрационный номер 066373011109).
10.03.2017 ГКОУ "С(к)Ш N 13" г.Оренбурга представлены в управление сведения о застрахованных лицах за отчетный период март 2017 года по форме СЗВ-М "исходная" в отношении застрахованных лиц.
16.03.2017 ГКОУ "С(к)Ш N 13" г.Оренбурга представлены в управление сведения о застрахованных лицах за отчетный период февраль 2017 года по форме СЗВ-М "исходная" в отношении застрахованных лиц.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за период февраль 2017 года, по результатам которой установлен факт непредставления в установленный срок на 75 застрахованных лиц сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года.
По фактам выявленного нарушения Управлением составлен акт от 24.05.2017 N 1080.
По результатам рассмотрения акта Управлением вынесено решение от 06.07.2017 N 1080 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 37500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.08.2017 N 066S01170182949 сроком исполнения до 29.08.2017.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии в действиях ГКОУ "С(к)Ш N 13" г.Оренбурга состава вмененного ему правонарушения.
Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п. В силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Представление корректирующих сведений было также предусмотрено как пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, действовавшей в спорный отчетный период (далее - Инструкция N 987н), действовавшей в спорный период, так и пунктом 39 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей на дату привлечения учреждения к ответственности.
В частности, согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок вправе был представить исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдать застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно нормам Инструкции N 766н, которая предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
Согласно пункту 39 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что учреждение первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за период февраль 2017 года в установленный законом срок - 10.03.2017 с указанием неверного отчетного периода (март 2017 года). Документы приняты Пенсионным фондом.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибок в представленных сведениях в исходной отчетности (в указании наименования отчетного периода), учреждением 16.03.2017 повторно направлена та же форма СЗВ-М "исходная" с указанием верного отчетного периода (март). Данные документы также приняты Пенсионным фондом.
При этом ответчиком письмом N 31 от 17.03.2017 (л.д. 22) в пенсионный фонд представлены пояснения о причинах повторного направления отчета с указанием верного периода.
Указанные обстоятельства явились основанием для применения управлением взыскиваемых по настоящему делу штрафных санкций. Между тем, в решении пенсионного фонда (л.д. 9, оборотная сторона) также указано, что несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года связано с ошибочным указанием отчетного периода (март).
В данном случае из материалов дела усматривается полная идентичность представленной учреждением 10.03.2017 (л.д.15) и 16.03.2017 (л.д.47-48) отчетности по форме СЗВ-М (как по количеству застрахованных лиц, так и по их Ф.И.О., ИНН, СНИЛС). Пояснений в чем заключаются расхождения сведений, содержащихся в отчетностях, представленных 10.03.2017 и 16.03.2017, управлением не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что на момент подачи обществом 10.03.2017 необходимой отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2017 года у него отсутствовала фактическая возможность и юридическая необходимость подачи этой же отчетности за март 2017 года ввиду неокончания на тот момент отчетного периода (март 2017 года).
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ, не установлен.
Таким образом, в действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а потому оснований для удовлетворения заявленных управлением требований о взыскании с учреждения финансовых санкций не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить либо изменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.05.2018 по делу N А47-974/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.