г. Ессентуки |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А15-4601/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.11.2017 по делу N А15-4601/2017 (судья С.А. Цахаев)
по заявлению ПЖСК "Монолит-Строй" (ОГРН 1150554000850)
к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД
о признании незаконными:
- акта проверки Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 02- 1-24, составленного в отношении ПЖСК "Монолит-Строй" в части выводов о выявлении нарушений, заключающихся в не размещении в системе (ГИС ЖКХ) устава, информации, предусмотренной ч.1 ст. 123.1 ЖК РФ, а также ведения реестра членов с использованием системы (ГИС ЖКХ) (ч. 3 ст. 123.1 ЖК РФ) и совершении административных правонарушений предусмотренных ст.ст. 13.19.2 и 14.28.1 КоАП РФ;
- предписания Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 13-24, составленного в отношении ПЖСК "Монолит-Строй";
- предписания Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 12-24, составленного в отношении ПЖСК "Монолит-Строй"
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
ПСЖ "Монолит-Строй" (г. Каспийск, далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД о признании незаконными:
- акта проверки Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 02- 1-24, составленного в отношении ПЖСК "Монолит-Строй" в части выводов о выявлении нарушений, заключающихся в не размещении в системе (ГИС ЖКХ) устава, информации, предусмотренной ч.1 ст. 123.1 ЖК РФ, а также ведения реестра членов с использованием системы (ГИС ЖКХ) (ч. 3 ст. 123.1 ЖК РФ) и совершении административных правонарушений предусмотренных ст.ст. 13.19.2 и 14.28.1 КоАП РФ;
- предписания Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 13- 24, составленного в отношении ПЖСК "Монолит-Строй";
- предписания Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 12- 24, составленного в отношении ПЖСК "Монолит-Строй".
Решением суда от 27.11.2017 производство по делу в части заявления о признании акта проверки Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 02- 1-24 прекращено. Предписания Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 06.06.2017 N 13-24 и N 12- 24, составленные в отношении ПЖСК "Монолит-Строй" признаны незаконными.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.12.2017 и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ПЖСК "Монолит-Строй" просит оставить решение суда от 27.11.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ПЖСК "Монолит-Строй" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД от 11.04.2017 N 02-1-24-УГСН в соответствии с планом проверок на 2017 год в отношении ПЖСК "Монолит-Строй" (г. Каспийск) проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации.
По итогам проведенной проверки составлен акт проверки N 02-124 от 06.06.2017 и вынесены предписания об устранении выявленных нарушений от 06.06.2017 N 12-24 и N 13- 24. Согласно указанным предписаниям кооперативу в срок до 31.07.2017 предложено обеспечить ведение реестра членов кооператива с использованием системы (ГИС ЖКХ) в соответствии с обязательными требованиями частей 1 и 3 статьи 123.1 Жилищного кодекса РФ.
Считая указанные акт проверки и предписания незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции правомерно прекращено производство по делу в части требования о признании незаконным акта проверки от 06.06.2017 N 02- 1-24 на основании следующего.
Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Оспариваемый по данному делу акт проверки от 06.06.2017 N 02- 1-24 не отвечает признакам ненормативного акта, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лиц, которых акт касается, то есть не устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности заявителя. Оспариваемый акт проверки является документом процедурного характера, которым зафиксированы результаты проведенной проверки.
Таким образом, в силу статьи 27 АПК РФ требование управления о признании акта проверки от 06.06.2017 N 02- 1-24 недействительным арбитражному суду неподведомственно и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд правомерно прекратил производство по делу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 123.1 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в системе в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, порядком, составом, сроками и периодичностью размещения в системе устав кооператива, а также следующие документы и информацию:
1) количество членов жилищно-строительного кооператива
2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива;
3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства;
4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство;
5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений;
6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.
Жилищно-строительный кооператив обязан вести, в том числе в системе, реестр своих членов, содержащий следующие сведения:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица;
2) определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью;
3) размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Как следует из пункта 2 статьи 2 ФЗ N 209, поставщиками информации в ГИС ЖКХ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с ФЗ N 209, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в ГИС ЖКХ.
Согласно части 4 статьи 12 ФЗ N 209 в редакции, действующей на момент проведения проверки и вынесения оспоренных предписаний от 06.06.2017 с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.
Согласно пункту 2.1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ) до 1 января 2018 года положения статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) применяются только в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся лицензиатами, в части размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства сведений, предусмотренных статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации. Положения части 1 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении лиц, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, применяются с 1 июля 2019 года.
Министерство строительства и ЖКХ РФ в письме от 13.01.2017 N 570АЧ/04 что Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации по вопросам внесения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, а также лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее - поставщики информации) сведений в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
В частности, в соответствии с Федеральным законом N 469-ФЗ:
- обязанность поставщиков информации по размещению информации в ГИС ЖКХ переносится с 1 июля 2016 года на 1 июля 2017 года, а в городах федерального значения - на 1 июля 2019 года;
- переносится срок наступления административной ответственности для поставщиков информации за неразмещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ с 1 января 2017 года на 1 января 2018 года, а в городах федерального значения - на 1 июля 2019 года;
Из системного толкования норм вышеуказанного закона в их взаимосвязи с ЖК РФ, федеральным законом "О ГИС ЖКХ" от 21.04.2014 N 209-ФЗ, Федерального закона от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и КоАП РФ следует, что обязанность вносить информацию, предусмотренную в ГИС ЖКХ для общества возникла с 01.07.2017. А оспоренные предписания административным органом об обязании общества совершить указанные действия вынесены 06.06.2017, то есть до наступления установленного законом срока.
С учетом изложенного, судом установлено, что у заинтересованного лица не было правовых оснований для вынесения в отношении заявителя оспоренного предписания. Оспоренные предписания не соответствует приведенным выше нормам закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции оспоренные предписания правомерно признаны незаконными.
Доводы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.11.2017 по делу N А15-4601/2017.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.11.2017 по делу N А15-4601/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4601/2017
Истец: ПЖСК "Монолит-Строй"
Ответчик: Министерство Строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан, Минстрой РД