г. Хабаровск |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А73-16436/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев в судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение (резолютивная часть) от 18.12.2017
по делу N А73-16436/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства без вызова сторон
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по Хабаровскому краю (далее - МОСП по исполнению особых исполнительных производств) от 12.10.2017 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенного в рамках исполнительного производства N 13525/15/27027.
Решением от 18.12.2017, принятым в виде резолютивной части, суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в своих возражениях не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иск рассмотрен судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в МОСП по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ВС N 046872072 по делу N 2-7595/13 выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 10.01.2014 возбуждено исполнительное производство N 13525/15/27027.
Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Волошиной Виктории Олеговне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на состав семьи один человек, размером общей площади не менее 28 кв.м, в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
16.05.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
27.02.2015 и.о. начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 30 000 руб.
03.10.2017 должнику под штамп входящей корреспонденции было вручено очередное требование, согласно которому судебный пристав исполнитель требует в срок до 05.10.2017 исполнить решение суда. В требование содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда, так же сообщается что в случае неисполнения должником требований указанных в исполнительном документе 06.10.2017 в 12 часов 30 минут состоится рассмотрение вопроса о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
06.10.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол N 816/17/27027-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. На составление протокола представитель Министерства не явился, извещен надлежащим образом.
Определением от 06.10.2017 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (12.10.2017 на 14 часов 30 минут).
Копия протокола и определение вручено Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящего 09.10.2017.
12.10.2017 начальником отдела МОСП по исполнению особых исполнительных производств Пешковым Ф.Ю., в отсутствие представителя, лица привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в сумме 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обжаловало его в суд.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что в МОСП по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ВС N 046872072 по делу N 2-7595/13, выданного 10.01.2014 Центральным районным судом г. Хабаровска возбуждено исполнительное производство N 13525/15/27027.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить Волошиной В.О. жилое помещение специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 28 кв.м. в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края на состав семьи из одного человека.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику выставлялись требования об исполнении решения суда.
Однако, в адрес МОСП по исполнению особых исполнительных производств от Министерства ЖКХ Хабаровского края, в ответ на требования поступали информационные письма о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.
Требованиями должник предупреждался об административной ответственности, предусмотренной статьей 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
03.10.2017 с целью исполнения указанного ранее исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края было вручено очередное требование об исполнении судебного решения в срок до 05.10.2017.
В требовании должник предупреждался об ответственности по статье 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 УК РФ.
Однако в установленные сроки требования исполнительного документа исполнены не были.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Волошиной В.О. жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем, привлечение Министерства ЖКХ Хабаровского края к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным, подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданке жилое помещение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности привлечения Министерства ЖКХ Хабаровского края к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отдела судебного пристава от 12.10.2017.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.12.2017 по делу N А73-16436/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.