г. Томск |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А03-9205/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей: Л.И. Ждановой, Е.И. Захарчука
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым
при участии представителей:
от истца: М.Л. Валынкина по дов. от 16.06.2017,
от ответчика: О.Г. Паданева по дов. от 12.07.2017
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - коммунальное хозяйство" (рег. N 07АП-678/2018) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2017 (судья А.В. Городов) по делу N А03-9205/2017, по иску акционерного общества "Теплоцентраль Белокуриха" (ОГРН 1022200534718, ИНН 2203000225, 659900, г. Белокуриха Алтайского края, ул. Партизанская,2,) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно - коммунальное хозяйство" (ОГРН 1132204007330, ИНН 2203001500, 659900, г. Белокуриха Алтайского края, ул. Луговая, 20- 2) о взыскании задолженности в размере 1 136 968,36 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоцентраль Белокуриха" (далее - АО "Теплоцентраль Белокуриха") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "ЖКХ") о взыскании задолженности по оплате услуг горячего водоснабжения, потребленного в процессе содержания многоквартирных домов в сумме 4 230 992,15 руб. за период с 01.07.2016 по 31.05.2017.
Решением арбитражного суда от 30.11.2017 (резолютивная часть объявлена 29.11.2017) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКХ" в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования АО "Теплоцентраль Белокуриха" к ООО "ЖКХ" удовлетворить частично, взыскав задолженность в размере 1 708 812,71 руб., ссылаясь на то, что поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 510 от 09.12.2016, то при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отсутствуют основания руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
АО "Теплоцентраль Белокуриха" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на то, что фактически расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, сформированной по правилам, установленным ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ, а также п. 29 Правил N 491.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что АО "Теплоцентраль Белокуриха" на основании Устава предоставляет услуги по выработке тепловой энергии и снабжению абонентов г. Белокуриха теплом и горячей водой. ООО "ЖКХ" на основании конкурса проведенного Администрацией города Белокуриха, осуществляет управление многоквартирными домами (далее -МКД) города Белокуриха, а именно: ул.Ак.Мясникова, 26; ул.Ак.Мясникова, 23; ул.Ак.Мясникова, 24; ул.Бр.Ждановых, 11; ул.Ждановых, 17; ул.Ждановых, 17/1 ул.Ждановых, 19, пер.Ключевой, Зи др., что подтверждается письмом администрации входящий N 251 от 23.03.2017. Перечисленные МКД оснащены общедомовыми узла учета тепловой энергии и теплоносителя (акты допуска узлов учета: ул.Ак.Мясникова, 26 допущен с сентября 2015; ул.Ак.Мясникова, 23 допущен с 17.10.2016; ул.Ак.Мясникова, 24 допущен с 17.10.2016; ул.Бр.Ждановых, 11 допущен с сентября 2015; ул.Ждановых, 17; допущен с сентября 2015; ул.Ждановых, 17/1 допущен с 25.11.2016; ул.Ждановых, 19 допущен с августа 2015, пер.Ключевой, 3 допущен с сентября 2015 г.).
Ввиду отсутствия заключенного договора на поставку коммунальных ресурсов с управляющей организацией, истец заключил договоры с собственниками помещений и осуществляет начисление индивидуального потребления по отоплению и горячему водоснабжению им.
Полагая, что оплату сверхнормативного объема коммунального потребленного ресурса обязано оплачивать ООО "ЖКХ", истец выставил ответчику счет-фактуры (л. д. 18-50 т.1,99-112 т.3).
Отсутствие оплаты по счет-фактурам в полном объеме послужило основанием для обращения АО "Теплоцентраль Белокуриха" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
Из материалов дела следует, что ответчик являлся управляющей организацией и соответственно исполнителем коммунальных услуг.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч.1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ.
Из положения ч.ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно п.п. 2, 8, 9, п/п. "а", "б" п. 31, п/п. "а" п. 32 Правил N 354 управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения (ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 63 Правил N 354).
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Содержание ст.ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, обязанность по оплате теплоэнергии, предоставленной на общедомовые нужды сверх норматива потребления теплоэнергии, лежит на управляющей компании и отвечающей за качество услуг по содержанию общедомовых инженерных систем.
Отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности по оплате потребленной теплоэнергии, предоставленной на общедомовые нужды сверх норматива потребления тепловой энергии.
В правоотношениях сторон для истца, исходя из ст.426 ГК РФ, заключение договора теплоснабжения является обязательным, а фактическое пользование ответчиком услугами обязанной стороны следует считать с учетом пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом заказчиком оферты, предложенной исполнителем, оказывающим услуги по поставке тепловой энергии.
Таким образом, спорные отношения по снабжению тепловой энергией рассматриваются как договорные, а права и обязанности сторон в отсутствие согласованных пунктов договора определяются в соответствии с нормами действующего законодательства.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 548 ГК РФ).
Факт поставки коммунального ресурса, его объем и стоимость предъявленных к оплате, ответчиком не опровергнуты.
Судом первой инстанции установлено, что собственники многоквартирных домов, указанных в иске, в спорный период не принимали решения о распределении сверхнормативного объема коммунального ресурса на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, предъявляется управляющей организация и оплачивает за счет собственных средств управляющей организации.
В абз.1, 6 п.38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом при расчетах за поставленную по договору горячую воду применялся двухкомпонентный тариф, включающий в себя компонент на холодную воду (куб. м) и компонент на тепловую энергию (Гкал) по фактическому потреблению коммунального ресурса, определенному исходя из показаний общедомового прибора учета.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что для определения сверхнормативного объема горячей воды, предъявленного к оплате управляющей организации, из указанного объема исключен нормативный, который установлен путем умножения общей площади мест общего пользования на норматив потребления на ОДН, утвержденный Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 118 от 19.11.2014.
Данный расчет произведен на основании п.21(1) Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 (ред. от 29.06.2016) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Ответчик считает, что расчет незаконно произведен на основании п.21(1) Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012.
Вместе с тем, с учетом того, что ответчик является управляющей организацией то есть исполнителем коммунальных услуг в МКД, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета, позволяющими определить объем поставленной тепловой энергии в виде в виде горячей воды. И в связи с тем, что общим собранием собственников помещений в МКД не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышающем объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, истец правомерно произвел расчет стоимости задолженности в спорный период.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.11.2017 по делу N А03 - 9205/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9205/2017
Истец: ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха"
Ответчик: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство"