г. Киров |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А82-2886/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Малых Е.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Бородавкиной Е.И., по доверенности;
представителей ответчиков: (СПК (колхозу) "Россия") - Титова А.Г., Титовой М.В., по доверенности от 14.02.2018; (администрации Даниловского муниципального района Ярославской области) - Малкова В.Н., по доверенности от 21.06.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхозу) "Россия"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2017 по делу N А82-2886/2017, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по иску департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН: 7603035944, ОГРН: 1077603000254), межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401), Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) "Россия" (ИНН: 7617001374, ОГРН: 1027601461337), администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7617002900, ОГРН: 1027601461623),
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219),
о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 05.02.2008 N 4, исключении из Единого государственного реестра прав записи, признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:0130 и признании права собственности на него за Российской Федерацией,
установил:
Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области обратились в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) "Россия" (далее - СПК (колхоз) "Россия"), администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация):
- о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 05.02.2008 N 4, заключённого между Администрацией и СПК (колхоз) "Россия";
- об исключении из Единого государственного реестра прав записи от 07.03.2008 N 76-76-03/002/2008-128;
- о признании отсутствующим права собственности СПК (колхоз) "Россия" на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:0130;
- о признании права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - Кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление Росреестра по Ярославской области), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Определением суда от 23.08.2017 в связи с реорганизацией произведена замена истца по делу - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (далее - МТУ).
В ходе рассмотрения дела от Рослесхоза поступило заявление о вступлении в дело в качестве соистца, из которое следует, что данный орган поддерживает предъявленные требования по настоящему делу. Заявление Рослесхоза рассмотрено судом и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2017 исковые требования удовлетворены в части признания отсутствующим права собственности СПК (колхоза) "Россия" на земельный участок с кадастровым номером 76:05:000000:0130 и признания право собственности на него за Российской Федерацией. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
СПК (колхоз) "Россия" с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать полностью.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд не принял во внимание, что истец не является владеющим собственником, ввиду чего им выбран неверный способ защиты в виде признания зарегистрированного права отсутствующим. Земельный участок находился в фактическом владении СПК (колхоз) "Россия" с 1990 года и продолжал находиться вплоть до заключения договора купли-продажи в 2008 году. У суда имелись достаточные основания для применения срока исковой давности при оспаривании сделки купли-продажи. Суд необоснованно пришел к выводу об отнесении спорных земель к категории лесного фонда, поскольку необходимо было руководствоваться сведениями ЕГРП. Из правоустанавливающих документов следует, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Право собственности СПК (колхоз) "Россия" было подтверждено решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-4604/2010-14, указанное решение имеет правовое значение для настоящего дела.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Спорный земельный участок покрыт лесом, является лесоустроенным, относится к лесному фонду Российской Федерации и находится в ее собственности, в связи с чем органы местного самоуправления не вправе распоряжаться указанными землями. Указанным апеллянтом решением арбитражного суда устанавливались иные обстоятельства, вопрос о признании права собственности не разрешался, ссылка на указанное решение не имеет значения для настоящего дела.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители истца, ответчиков поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
МТУ, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 1990 году Узбекским лесоустроительным предприятием (в/о "Леспроект") проведено лесоустройство колхоза "Россия" Даниловского района Ярославской области с составлением Плана лесонасаждений (масштаб 1: 10 000, общая площадь 1 424) (том 1, л.д. 93). По материалам лесоустройства в составе общей площади хозяйства колхоза "Россия" имеется площадь лесного фонда 1 424 га. При этом леса хозяйства представлены обособленными участками различной формы и величины, примыкающими к лесам государственного лесного фонда, а также небольшими колками среди сельскохозяйственных угодий. Контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и правильным использованием лесных ресурсов возложен в хозяйстве на Даниловский лесокомбинат Ярославского управления лесного хозяйства Минлесхоза РСФСР (т 1, л.д. 85-87).
Постановлением Главы администрации Даниловского района от 22.09.1992 N 679 "Об утверждении проектов землеустройства /перераспределения земель колхозов "Россия и "Память Ленина" за колхозом "Россия" закреплено 1 577 га прочих земель, которые не являлись сельскохозяйственными угодьями (т. 1, л.д. 48-50).
По свидетельству о праве собственности на землю, владения, пользования землей колхозу "Россия" на основании постановления Главы Администрации Даниловского района от 02.02.1996 N 44 для хозяйственных целей предоставлено в пользование 1 638 га несельскохозяйственных угодий (т. 1, л.д. 154, т. 2, л.д. 104).
В дальнейшем по постановлению Главы Даниловского муниципального района от 14.12.2006 N 978 "О внесении изменений в постановление Главы администрации Даниловского района от 22.09.1992 N 679" за СП (колхоз) "Россия" закреплен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование площадью 1641 га.
Из пояснений Управления Росреестра по Ярославской области следует, 15.04.2005 данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением статуса "ранее учтенный" (кадастровый номер 76:05:000000:130), и 11.01.2008 была осуществлена постановка его на кадастровый учет по документу по заявке СПК (колхоз) "Россия" с присвоением категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно отчету по Даниловскому муниципальному району Ярославской области "О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям" по состоянию на 01.01.2017 в собственности СПК (колхоз) "Россия" находится 1 484 га лесных угодий, границы которых не установлены в соответствии с требованиями законодательства (т. 2, л.д. 99-100, 23).
Как следует из постановления главы Даниловского муниципального района от 28.01.2008 N 45 "О предоставлении земельного участка в собственность" на основании заявления СПК (колхоз) "Россия" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 16 410 000 кв.м., предоставленный для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ярославская область, Даниловский муниципальный район, Ермаковский с.о. и данный объект недвижимости предоставлен СПК (колхоз) "Россия" в собственность за плату (т. 2, л.д. 30).
05.02.2008 между Администрацией (продавец) и СПК (колхоз) "Россия" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка N 4 (в ред. Дополнительного соглашения от 25.12.2008), согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельный участок общей площадью 16 410 000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 76:05:000000:0130, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства, находящийся по адресу: Ярославская область, Даниловский муниципальный район, Ермаковский с.о. (т. 2, л.д. 24-29).
При этом в договоре указано, что земельный участок представляет собой единое землепользование, объединяющее 17 обособленнных земельных участков, охранную зону водных объектов и охранную зону электрических сетей и в общую площадь включены:
- 14 590 000 кв м под лесами,
- 400 000 кв м под древесно-кустарниковыми насаждениями,
- 1 300 000 кв м под болотами,
- 60 000 кв м под каналами, коллекторами и канавами,
- 30 000 кв м под дорогами прогонами, просеками,
- 30 000 кв м прочих земель.
Земельный участок общей площадью 16 410 000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 76:05:000000:0130, предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, по адресу: Ярославская область, Даниловский муниципальный район, Ермаковский с.о., передан СПК (колхоз) "Россия" по передаточному акту от 05.02.2008 (т. 2, л.д. 26).
07.03.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности СПК (колхоз) "Россия" на этот земельный участок (запись от 07.03.2008 N 76-76-03/002/2008-128), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.03.2008 серии 76АБ N 629971 (т. 1, л.д. 57).
Считая, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, на которых расположен лесной фонд, Департамент, МТУ и Рослесхоз обратились в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу положений части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизировано, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Согласно положениям статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Подобное существующему определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство: статья 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 до вступления в силу Земельного кодекса РФ (30.10.2001), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04.02.1997).
Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:
а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и
б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, СПК (колхоз) "Россия" в постоянное (бессрочное) пользование переданы колхозные земли, а также спорный земельный участок, занятый лесом. При этом в правоустанавливающих документах о предоставлении земель указано, что соответствующая площадь не относится к сельскохозяйственным угодьям и занята лесами.
Доводы заявителя жалобы, согласно которым спорные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, основаны на сведениях государственного кадастра недвижимости и сведениях, содержащихся в ЕГРП, при этом заявитель указывает, что суд при принятии решения должен был руководствоваться именно данными сведениями.
Между тем, указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу положений части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в указанном реестре, могут быть оспорены в судебном порядке, что и заявлено истцом при обращении в суд с настоящим иском.
Аналогично сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости касательно отнесения спорного земельного участка к определенной категории земель, не являются бесспорным доказательством такового, так как они могут быть оспорены по заявлению любого заинтересованного лица.
Возражения заявителя относительно избрания истцом неверного способа защиты нарушенного права также подлежит отклонению, поскольку в совокупности заявленные требования о признании права собственности СПК (колхоз) "Россия" отсутствующим и признании права собственности на спорный объект за Российской Федерации обеспечивают в соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защиту и восстановления нарушенного права истца.
Довод апелляционной жалобы относительно достаточности оснований для применения к оспариванию сделки купли-продажи срока исковой давности не является обоснованным.
При этом заявление ответчика о применении срока исковой давности к требованию истца о признании отсутствующих права собственности у СПК (колхоз) "Россия" и признании права собственности Российской Федерации правомерно отклонено судом первой инстанции. Внесение записи в ЕГРП о праве собственности колхоза не прервало владения спорным объектом Российской Федерации как публичного собственника земельных участков лесного фонда, участок передан совхозу согласно действующему в момент передачи законодательству в пользование, а не на праве собственности либо владения. В силу разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется (абзац пятый статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из судебного акта по делу N А82-4604/2010, на который ссылается ответчик в подтверждение своих возражений, следует, что при рассмотрении заявленных требований суд осуществлял оценку наличия либо отсутствия оснований для предоставления лесоустроительной документации, при этом пришел к выводу об отсутствии таковых, исходя из факта регистрации за истцом права собственности на земельный участок, а также невозможности нахождения земель лесного фонда в частной собственности. При этом оценка законности права собственности и достоверности сведений в ЕГРП в рамках указанного дела не производилась с учетом предмета рассмотренных судом требований. Законных оснований для признания выводов суда, сделанных в рамках указанного дела, имеющими преюдициальный характер для настоящего спора не имеется.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку в материалы дела представлены доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе: материалы лесоустройства, проведенного 1990 г. Узбекским лесоустроительным предприятием (в/о "Леспроект"), из которых следует, что общая площадь лесного фонда колхоза "Россия" составляет 1 424 га (т. 1, л.д. 85-87); экспликация земельного участка в постоянном бессрочном пользовании СПК (Колхоз) "Россия", согласно которой единое землепользование общей площадью 1 641 га включает среди прочего 1 454 га лесных площадей (т. 1, л.д. 76-79); договор купли-продажи земельного участка от 05.02.2008 N 4, пункт 1.1 (т. 1, л.д. 60-61), Постановление Главы администрации Даниловского района от 22.09.1992 N 679 "Об утверждении проектов землеустройства /перераспределения земель/ колхозов "Россия и "Память Ленина", которым за колхозом "Россия" закреплено 1 577 га прочих земель, которые не являлись сельскохозяйственными угодьями (т. 1, л.д. 48-50); свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей, согласно которому колхозу "Россия" на основании постановления Главы Администрации Даниловского района от 02.02.1996 N 44 для хозяйственных целей предоставлено в пользование 1 638 га несельскохозяйственных угодий (т. 1, л.д. 154, т. 1, л.д. 104), то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о фактической принадлежности рассматриваемого объекта к землям лесного фонда.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок, право на временное пользование которым было передано правопредшественнику ответчика, входит в государственный лесной фонд и является федеральной собственностью, органы местного самоуправления правом распоряжения таковым не наделены. Доказательства обратного в материалы дела ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в части признания права собственности колхоза отсутствующим и признания права собственности на земельный участок за Российской Федерацией.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного выше, решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2017 по делу N А82-2886/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Россия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.