г. Москва |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А40-95727/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Проценко А.И.,
Судей: Левиной Т.Ю., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-95727/2017 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции по иску АО "КАНСКАЯ ТЭЦ" (ОГРН 1122468025680 ИНН 2460237891) к МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН 1037700255284 ИНН 7704252261), ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, третье лицо АО ГУ ЖКХ о взыскании 8 804 795,43 руб. задолженности.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика Минобороны РФ: Алимаев Р.А. по доверенности N 212/1/203 от 05.10.2017;
от ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "Канская ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны РФ о взыскании задолженности за фактически поставленную тепловую энергию за период январь, февраль, март 2017 года в размере 8 804 795,43 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04 октября 2017 года с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Канская ТЭЦ" взыскано задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 8 804 795,43 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, указывал, что часть объектов недвижимости передано в оперативное управление ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ввиду чего нет оснований для взыскания суммы задолженности с Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционным судом 18.12.2017 вынесено определение о переходе рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции и назначено судебное разбирательство на 20.02.2018. Также к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, истец, в порядке ст. 49 АПК РФ направил заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которыми просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ 5 256 121, 42 руб. в том числе: за январь 2017 - 2 117 843,19 руб., за февраль 2017 - 1 764 464,6 руб., за март 2017 - 1 373 813,63 руб., взыскать с ФГКУ "СибТУИО" 3 548 674,01 руб., в том числе: за январь 2017 - 1 482 686,87 руб., за февраль 2017 - 1 204 794,97 руб., за март 2017 - 861 192,17 руб., а при недостаточности денежных средств у ФГКУ "СибТУИО" - в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ возражал против удовлетворения исковых требований, простил решение суда отменить в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель истца не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей АО "Канская ТЭЦ", ФГКУ "СибТУИО" надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства по имеющимся документам.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона о теплоснабжении N 190 от 27.07.2010 теплоснабжающей организацией при выявлении факта бездоговорного потребления энергоресурсов составляется акт о выявлении бездоговорного потребления. При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
В связи с установлением факта теплопотребления на объектах, расположенных по ул. Герцена, 9 и в 1-ом военном городке 15, 240 в г. Канске, АО "Канская ТЭЦ" в адрес заинтересованных лиц, а именно: в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организацией Министерства обороны РФ; в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ; Начальнику базы в/ч 58661; в Военную прокуратуру Красноярского гарнизона, были направлены письма (12.01.2017, 31.02.2017 и 17.03.2017) с приглашением представителей для участия в обследовании и составления акта на бездоговорное потребление.
В результате проведенного обследования указанных объектов, расположенных по адресу: г. Канск, ул. Герцена-9, 1 Военный городок, 15, 240, были составлены акты N 157 от 24.01.2017; N158 от 27.01.2017; N 316 от 27.02.2017; N 317 от 27.02.2017; N532 от 27.03.2017 и акт N 533 от 27.03.2017, которые подписаны представителями АО "Канская ТЭЦ", МУП "Канский Элетросетьсбыт", ОАО "Гортепло", а также и.о. начальником базы в/ч 58661.
Ответчиком договор на постоянный отпуск тепловой энергии с ОАО "МОЭК" не заключен.
Таким образом, за период с 01.01.2017-31.03.2017 между сторонами сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии на объекты Ответчика, в связи с тем, что договор теплоснабжения заключен не был, однако, тепловая энергия была поставлена.
Истец добросовестно исполнял принятые на себя обязательства по теплоснабжению объекта Ответчика, а именно поставляет тепловую энергию, выставляет счета, счет-фактуры.
Ответчик принятых на себя обязательств по оплате тепловой энергии не исполняет надлежащим образом, оплату не производит.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным с тепловой энергией.
Согласно пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 29.12.1991. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ - органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Минобороны РФ является органом управления Вооруженными Силами РФ.
Таким образом, оплата потребленной тепловой энергии на части объектах является обязанностью Российской Федерации в лице Министерства обороны.
Ответчиком представлен приказ от 31.03.2012 N 744, в соответствии с которым часть спорных объектов переданы в оперативное управление ФГКУ "СибТУИО".
Согласно предоставленным сведениям, право оперативного управления ФГКУ "СибТУИО" зарегистрировано на 22 объекта. Право оперативного управления на здание клуба зарегистрировано 23.11.2016.
На основании ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае, предусмотренном п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
О субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения также указано в пунктах 2, 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 указано, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Таким образом, обязанность по оплате поставленных АО "Канская ТЭЦ" энергоресурсов в январе-марте 2017 года лежит на ФГКУ "СибТУИО" по 22 объектам, на которые имеется зарегистрированное право оперативного управления.
В силу п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК РФ, а также ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право оперативного управления имуществом возникает с момента государственной регистрации, до 22.11.2016 обязанность по оплате потребленных энергоресурсов в здании клуба несет Российская Федерация в лице Минобороны России с 23.11.2016 - ФГКУ "СибТУИО".
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст. 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
АО "Канская ТЭЦ" представлен ответ начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в котором указывается, что тепловые сети военного городка N 164 являются имуществом Министерства обороны России, право оперативного управления не зарегистрировано.
Организация (потребитель), чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождается от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии, потребленная тепловая энергия должна оплачиваться независимо от наличия либо отсутствия договора.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В соответствии с п.3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 N 30 Ответчики обязаны оплатить фактически потребленную тепловую энергию даже при отсутствии договорных отношений.
Согласно расчету истца, проверенному судом, сумма требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ составляет 5 256 121, 42 руб. в том числе: за январь 2017 - 2 117 843,19 руб., за февраль 2017 - 1 764 464,6 руб., за март 2017 - 1 373 813,63 руб., к ФГКУ "СибТУИО" 3 548 674,01 руб., в том числе: за январь 2017 - 1 482 686,87 руб., за февраль 2017 - 1 204 794,97 руб., за март 2017 - 861 192,17 руб.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиками не представлено доказательств уплаты суммы долга, не приведено безусловных оснований для освобождения от обязанности по оплате за фактически поставленные ресурсы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, подлежащих взысканию с учетом принятого судом апелляционной инстанции уточнения исковых требований.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежат взысканию судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 110, 162-171, 176, 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 октября 2017 года по делу N А40-95727/2017 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в пользу АО "Канская ТЭЦ" задолженность за январь, февраль, март 2017 года в размере 5 256 121 руб. 42 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 49 281 руб.
Взыскать с ФГКУ "СибТУИО" в пользу АО "Каннская ТЭЦ" задолженность за январь, февраль, март 2017 года в размере 3 548 674 руб. 01 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 17 743 руб., при недостаточности денежных средств у ФГКУ "СибТУИО" взыскание произвести в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Взыскать с ФГКУ "СибТУИО" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 23 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.