г. Владимир |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А79-10725/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.02.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Москалевой О.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6317079770, ОГРН 1096317004871)на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.12.2017 по делу N А79-10725/2017, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению публичного акционерного общества "Химпром" (ИНН 2124009521, ОГРН 1022100910226) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2017 N 6 ЧБ/22-17 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Химпром" - Древаль М.С. по доверенности от 24.04.2017 N НЧХП/83 сроком действия до 31.12.2018.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило (информация с сайта "Почта России").
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения и.о. начальника Управления от 15.06.2017 N 613 Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Управление) в период с 14.07.2017 по 10.08.2017 проведена проверка исполнения публичным акционерным обществом "Химпром" (далее - Общество) требований предписания Управления от 12.04.2017 N 6ЧБ-14ЖД/17.
По результатам проверки составлен акт от 01.08.2017 N ЧБ-31ЖД/17.
Обществу выдано предписание от 01.08.2017 N 6ЧБ-28ЖД/17 об устранении выявленных нарушений по обеспечению транспортной безопасности.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление 10.08.2017 составило в отношении него протокол об административном правонарушении серии ААА N 6ЧБ/26-17 и вынесло постановление от 23.08.2017 N 6ЧБ/22-17 о привлечении Общества к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 20.12.2017 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что Общество обязано обеспечить исполнение Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, поскольку объект транспортной инфраструктуры "Путь необщего пользования Общества" (общая продолжительность пути 44 883,2 м) выходит за границы территории Общества на пути общего пользования и примыкает к железнодорожной станции Новочебоксарск ОАО "РЖД". Охрана объекта транспортной инфраструктуры Обществом не осуществляется.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу. Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Управление в ходе проведенной проверки установило, что Общество является субъектом транспортной инфраструктуры, которое обязано осуществлять действия, направленные на обеспечения транспортной безопасности.
По результатам проверки Обществу 12.04.2017 выдано предписание N 6ЧБ-14ЖД/17, согласно которому на Общество возложена обязанность в срок до 13.07.2017 назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры Общества; разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и силами обеспечения транспортной безопасности других объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие; провести проверку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (лиц, назначенных ответственными за обеспечение требований транспортной безопасности приказом Общества от 15.03.2017 N 154) с целью выявления оснований, предусмотренных пунктами 2, 5, 8, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; осуществить специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации; план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры путь необщего пользования Общества не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направить на утверждение в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности; провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры 3 категории - причальная стенка Общества, в части касающейся произошедших 01.10.2016 изменений требований по обеспечению транспортной безопасности и направить на утверждение в компетентный орган.
В ходе проверки, проведенной в период с 14.07.2017 по 10.08.2017 Управлением установлено, что требование предписания от 12.04.2017 N 6ЧБ-14ЖД/17 не выполнено, в связи с чем Общество привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б) метрополитены;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее по тексту - Требования N 43).
В силу пунктов 3, 4 Требований N 43 они применялись в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры (далее по тексту - СТИ) на территории Российской Федерации, и являлись обязательными для исполнения всеми СТИ и распространялись на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
С 01.07.2017 действуют Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 (далее по тексту - Требование N 495).
Приказом Минтранса России от 03.10.2017 N 403 "О признании утратившими силу приказов Министерства транспорта Российской Федерации об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" признан утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта".
Следовательно, с 01.07.2017 подлежат применению правила, установленные Требованиями N 495.
В соответствии с пунктом 2 Требований N 495 настоящий документ не применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в границах: территорий, закрытых административно-территориальных образований, а также военных и иных объектов, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны; важных государственных объектов, организация охраны которых возлагается на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, а также учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203.
В статье 2 указанного Закона дано определение системы защиты государственной тайны - "совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях".
Конкретный перечень мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и обязательных к выполнению юридическими лицами, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1205 "Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны".
В силу статьи 27 вышеуказанного Закона допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите гостайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Факт относимости Общества к объектам с особым режимом безопасного функционирования и охраны государственной тайны подтверждается письмом Федерального агентства по промышленности от 24.07.2006, лицензией от 06.05.2013.
Таким образом, режим охраны гостайны в Обществе установлен и соблюдается в полной мере.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на Общество Требования N 495 не распространяются, и обязанности по разработке планов обеспечения безопасности и их утверждению, Обществом в силу пункта 2 Требований отсутствуют.
В период, установленный, предписанием Управления от 12.04.2017 для устранения нарушений, был принят нормативно - правовой акт, отменяющий обязанность Общества по исполнению пункта 5 данного предписания по разработке и утверждению плана по обеспечению безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Ввиду изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности привлечении Общества к административной ответственности соответствует материалам дела.
Судом апелляционной инстанции отклонён довод апелляционной жалобы о расположении объекта транспортной инфраструктуры за пределами территории Общества, как не подтверждённый документально. Более того, Обществом в материалы дела представлены доказательства наличия права собственности на земельные участки, на которых находится указанный объект.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.12.2017 по делу N А79-10725/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.