г. Вологда |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А05-9998/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье-2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 октября 2017 года по делу N А05-9998/2017 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье-2" (ОГРН 1152901000537; ИНН 2901254759; место нахождения: 163039, город Архангельск, улица Магистральная, дом 43; далее - ООО "УК "Левобережье-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительными пунктов 5, 6, 8 предписания от 02.05.2017 N А-10/02-12/526 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что в данном случае указанные в предписании инспекции неисправности возможно устранить лишь работами капитального характера. Полагает, что исполнение пунктов 6 и 8 обжалуемого предписания непосредственно связано с выполнением работ по замене стены, поскольку конструкции пола в тамбуре и заполнения дверного проема в подъезде N 1 крепятся к указанной наружной стене. Ссылается на то, что вменение обществу обязанности по исправлению нарушения, указанного в пункте 5 предписания, влечет несение заявителем дополнительных затрат на проведение работ капитального характера, что, в свою очередь, нарушает имущественные права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
От инспекции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, заявитель оказывает услуги по управлению многоквартирным домом N 27 по улице Кочуринской в городе Архангельске на основании договора управления многоквартирным домом от 23.11.2015 N 2971р/Л4.
Должностными лицами инспекции с целью рассмотрения обращения жильцов дома N 27 по улице Кочуринской в городе Архангельске с жалобой на ненадлежащее содержание и ремонт жилого дома проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УК "Левобережье-2".
В ходе проверки инспекция установила нарушение законодательства в сфере содержания и ремонта общего имущества указанного дома.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.05.2017 N А-10/02-06/526 (содержится на материальном носителе информации - диске), в котором указано, что инспекцией помимо прочего выявлены следующие нарушения:
- ненадлежащее содержание наружной стены в районе входа в подъезд N 1 (нарушена конструктивная прочность стены, поражение гнилью, признаки потери несущей способности, ослабление крепления стены с коробкой входных дверей, нарушение теплозащитных свойств, высокая воздухопроницаемость);
- неисправность заполнения дверных проемов (неплотности по периметру дверной коробки, коробление, ослабление сопряжений входных дверей подъезда N 1);
- ненадлежащее содержание пола в тамбуре подъезда N 1 (наличие повреждений, местных просадок, зыбкость).
Указанные нарушения в том числе послужили основанием для выдачи обществу предписания от 02.05.2017 N А-10/02-12/526, в соответствии с пунктами 5, 6, 8 которого на ООО "УК "Левобережье-2" возложена обязанность в срок до 24.07.2017 устранить данные выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части пунктов 5, 6, 8, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований ООО "УК "Левобережье-2".
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом статьей 155 ЖК РФ определено, что собственники обязаны вносить, а управляющая организация - взыскивать плату за предоставленные работы и оказанные услуги.
Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок содержания и обслуживания жилищного фонда.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе: ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, которым утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень). Данные требования являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом.
Пунктом 3 Минимального перечня установлено, что работами, выполняемыми для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, являются, в частности, выявление признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен.
В соответствии с разделом 4.2 Правил N 170 для стен деревянных предусмотрены следующие требования:
- при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию (пункт 4.2.2.1);
- не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см, повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.2.2);
- высокая воздухопроницаемость стен должна быть устранена уплотнением стыков с установкой нащельников, конопаткой пазов между венцами, заделкой щелей и трещин и другими способами (пункт 4.2.2.3).
В пункте 2 приложения 7 Правил N 170 поименован следующий перечень работ текущего характера для стен и фасадов: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
В ходе проверки инспекцией установлено ненадлежащее содержание наружной стены в районе входа в подъезд N 1 (нарушена конструктивная прочность стены, поражение гнилью, признаки потери несущей способности, ослабление крепления стены с коробкой входных дверей, нарушение теплозащитных свойств, высокая воздухопроницаемость).
Данное нарушение зафиксировано в пункте 5 оспариваемого предписания.
В ходе проверки инспекцией также обнаружена неисправность заполнения дверных проемов (неплотности по периметру дверной коробки, коробление, ослабление сопряжений входных дверей подъезда N 1).
Данное нарушение зафиксировано в пункте 6 оспариваемого предписания.
Пунктом 13 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт, в остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 4.7.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние дверей, нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства дверей.
Пунктом 4.7.2 Правил N 170 предусмотрены виды неисправностей заполнений дверных проемов: неплотности по периметру дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен и т.д.
Пункт 5 приложения 7 Правил N 170 к перечню работ текущего характера для дверных заполнений относит смену и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
В ходе проверки инспекцией обнаружено ненадлежащее содержание пола в тамбуре подъезда N 1 (наличие повреждений, местных просадок, зыбкость).
Данное нарушение зафиксировано в пункте 8 оспариваемого предписания.
Пункт 12 Минимального перечня предусматривает следующие работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 4.4.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В пункте 8 приложения 7 Правил N 170 к перечню работ текущего характера для полов отнесены замена и восстановление отдельных участков.
Как верно установлено судом, факт нарушения подтверждается актом проверки, фотоматериалами, представленными в дело, в которых зафиксировано, что в примыкающей к дверям подъезда N 1 стене дома нарушена целостность, в ней имеются значительные дыры, щели, материал стены имеет поражение гнилью; двери подъезда N 1 имеют неплотности по периметру дверной коробки, коробление, ослабление сопряжений входных дверей; пол в тамбуре подъезда N 1 имеет повреждения, местные просадки, зыбкость.
Следовательно, указанные нарушения, несомненно, влекут за собой нарушение теплозащитных свойств и высокую воздухопроницаемость стены дома.
Общество не оспаривает обстоятельства, зафиксированные в акте проверки и в оспариваемых пунктах предписания, одновременно настаивая на том, что для их проведения требуются работы капитального характера.
Суд апелляционной инстанции считает, что такая позиция заявителя является юридически неверной с учетом следующего.
В соответствии с условиями договора управления многоквартирного жилого дома от 23.11.2015 (содержится на материальном носителе информации - диске) общество приняло на себя обязанность оказывать собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, именно заявитель как управляющая организация, получающий от жителей дома денежные средства, является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названного жилого дома, а значит, оно обязано исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере: организовывать и осуществлять такое техническое обслуживание, которое в должной мере обеспечит критерии безопасности общего имущества многоквартирного дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Проведение работ по устранению выявленных нарушений, в силу пунктов 18, 9 Минимального перечня и пунктов 10, 11(1) Правил N 491, является обязательным в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие организации выступают в рассматриваемых отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Факт наличия нарушений Порядка N 170, Правил N 491, Минимального перечня подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается заявителем.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество с момента принятия спорного дома в управление принимало меры по содержанию данного жилого дома в надлежащем состоянии, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, пунктом 2.3.7 Правил N 170 предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Согласно пункту 2.4.3 Правил N 170 капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
Таким образом, закон не исключает проведение текущего или капитального ремонта в домах, намеченных к капитальному ремонту, признанных аварийными и подлежащими сносу.
При этом установлено, что в данном случае до настоящего момента дом не расселен, в нем проживают граждане.
Более того, имеющийся в материалах дела отчет по результатам обследования несущих конструкций (стен и перекрытий) 1-го подъезда здания, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Кочуринская, дом 27, в котором указано на необходимость капитального ремонта наружной стены, составлен без привлечения представителя собственника муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, ввиду чего, как верно отмечено дом в обжалуемом решении, такой акт не может являться надлежащим доказательством приведенных подателем жалобы доводов.
Следовательно, в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), общество обязано принять срочные меры по устранению выявленных нарушений в рамках аварийно-восстановительных работ, либо осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома, не дожидаясь решения о признании дома аварийным/ветхим/подлежащим сносу.
Недостаточность денежных средств в необходимом размере не является обстоятельством, исключающим вину заявителя в ненадлежащем содержании многоквартирного жилого дома, так как ни ЖК РФ, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила N 170 не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от наличия денежных средств на эти цели.
При этом устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный характер в силу договора управления многоквартирным домом и направлено на поддержание технического состояния дома соответствующим обязательным требованиям и нормам действующего законодательства.
Суд первой инстанции также правильно отметил, что инспекция, отразив в пункте 5 оспариваемого предписания выявленное нарушение, не возлагает на заявителя обязанность проводить капитальный ремонт наружной стены в районе входа в подъезд N 1, поэтому общество, являющееся специализированной организацией в управлении жилым фондом, самостоятельно определяет вид работ по текущему ремонту, в результате которых будет устранено выявленное нарушение (например, замена обшивки стены или иные работы в рамках текущего ремонта).
Следовательно, пункты 5, 6, 8 оспариваемого предписания от 02.05.2017 N А-10/02-12/526, возлагающие на общество обязанность устранить указанные в них нарушения, включены инспекцией в данное предписание на законных основаниях, по результатам проверки, в пределах своей компетенции, является обоснованным и исполнимым. Данные пункты предписания не влекут несение заявителем дополнительных затрат на проведение работ капитального характера. Незаконного ограничения прав и законных интересов общества обжалуемым пунктом предписания суд апелляционной инстанции также не усматривает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. С учетом изложенного основания для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области 30 октября 2017 года по делу N А05-9998/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.