г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А56-75561/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Сергеевой О.В.,
при участии:
от истца: Балюк А.В., по доверенности от 09.01.2018;
от ответчика: Телухина М.И., по доверенности от 13.11.2017;
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2345/2018) открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2017 по делу N А56-75561/2015 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания"
к акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания"
3-и лица: 1) ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
2) ПАО "ФСК ЕЭС"
3) Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
о взыскании 322 234 202 рублей 49 копеек,
установил:
открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "ОЭК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "Петербургская сбытовая компания") 309 809 548 рублей 71 копейки задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в феврале 2015 года и 12 424 653 рублей 78 копеек неустойки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) и публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
Истец уточнил исковые требования и просил взыскать:
1) с АО "ПСК" - 309 809 548 рублей 71 копейку,
2) с ПАО "Ленэнерго" - 378 506 147 рублей 16 копеек, всего 688 315 695 рублей 87 копеек задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в феврале 2015 года.
Решением от 12.12.2017 суд первой инстанции в иске отказал.
В апелляционной жалобе ОАО "ОЭК" настаивает на удовлетворении иска полагая, что сетевая организация имеет право получать оплату за услуги по передаче электрической энергии, оказанные посредством "новых точек". Обязанность оплаты услуг по передаче электрической энергии, оказанных посредством "новой точки", обусловлена принципом возмездности гражданско-правовых обязательств.
Доводы суда первой инстанции о необоснованности требований оплаты оказанных услуг с использованием "новой точки", по причине нарушения интересов смежных сетевых компаний, не основаны на нормах материального права и являются незаконными. ОАО "ТГК-1" и ОАО "ОЭК" относятся к разным субъектам рынка электроэнергетики, в связи с чем их экономические модели получения выручки, являются различными. Соответственно оплата услуг не влечет необоснованное перераспределение котловой выручки, сформированной на основании прогнозных показателей исключительно сетевых компаний, а является последствием финансово-хозяйственных отношений заказчика и исполнителя. Суд не доказал, что истец совершил конкретные действия, свидетельствующие о злоупотребления правом, а формально перечислил естественные последствия, вызванные отсутствием точки при формировании тарифа. ОАО "ОЭК" действуя добросовестно, совершило все необходимые действия и предоставило в ЛенРТК всю информацию, необходимую для учета ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" при установлении тарифа на 2015 и 2016 годы. Однако, ЛенРТК при установлении тарифа, "новую точку" не учла не только на 2015 год, но и на 2016 год. Отсутствие "новой точки" при установлении тарифа на 2016 год лишило ОАО "ОЭК" возможности использовать откорректированный тариф и, применив его в 2016 году, получить доходы, выпавшие в 2015 году (с учетом "новой точки" - ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"). Сетевая организация, имеющая тариф, применяет его ко всем объектам электросетевого хозяйства, в том числе поступившим "новым точкам", которые естественно не участвовали при формировании НВВ. Корректировка выпадающих расходов, производится котлодержателем. По мнению истца, вопрос об учете спорного оборудования при установлении тарифа и НВВ компании не относится к спору о взыскании задолженности с котлодержателя.
Ответчики возражают против удовлетворения жалобы, усматривая в действиях истца злоупотребление правом. Злоупотребление выражается в совершении сделки, не имеющей экономического смысла (мнимой), с целью многократного увеличения стоимости тех же услуг (путем применения большего тарифа) или оплаты одного и того же перетока двум сетевым организациям.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что ОАО "ОЭК" являлось сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии потребителям, в том числе на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, АО "ПСК" - гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Ленинградской области, ПАО "Ленэнерго" - сетевая организация, получающей денежные средства от гарантирующего поставщика на основании договора 01.01.2007 N 07-492.
ОАО "ОЭК" по договору купли-продажи от 12.09.2014 приобрело у открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" оборудование электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ (диспетчерское наименование ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"), что увеличило количество точек поставки, посредством которых ОАО "ОЭК" с 01.01.2015 оказывает услуги по передаче электрической энергии. Со смежной сетевой организацией ПАО "Ленэнерго" договор на оказание услуг по передаче электрической энергии по данной точке присоединения не заключен.
Между ОАО "ОЭК" (исполнитель) и АО "ПСК" (гарантирующий поставщик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.07.2014, в который включены часть точек поставки, в отношении которых заключены договоры энергоснабжения, источником питания для которых является ПС 220/110/10 кВ "Ручьи".
ОАО "ОЭК" предъявило к взысканию с АО "ПСК" 309 809 548 рублей 71 копейку долга за февраль 2015 года на основании данных о фактическом потреблении в отсутствие договора на часть точек.
ОАО "ОЭК" полагает, что ПАО "Ленэнерго" обязано оплатить 378 506 147 рублей 16 копеек стоимости услуги по передаче электрической энергии за февраль 2015 года, с использованием оборудования ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", начисленного с применением индивидуального тарифа, установленного для расчетов между парой сетевых организаций ОАО "ОЭК" и ПАО "Ленэнерго".
При разрешении спора о наличии или отсутствии обязательственных правоотношений между ОАО "ОЭК", АО "ПСК" и ПАО "Ленэнерго" по оплате услуг по передаче электрической энергии в объеме межсетевого перетока в соответствии с данными АИИС ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", арбитражный суд указал, что гарантирующий поставщик не может выступать обязанным лицом по оплате стоимости перетока между смежными сетевыми организациями. Поскольку на момент подачи истцом заявления об установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на спорный период сведения о планируемой покупке электросетевого хозяйства отсутствовали, расходы по указанной статье в необходимую валовую выручку истца включены не были, суд отказал в иске к ПАО "Ленэнерго".
В судебном заседании истец поддержал доводы жалобы в полном объеме, ответчики против удовлетворения апелляционной жалобы возражают по мотивам, изложенным в отзывах на жалобу, просят решение суда от 12.12.2017 оставить без изменения.
Ответчики указали на невозможность использования ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" в целях оказания услуг по передаче электроэнергии потребителям, поскольку она используется только для целей генерации и ранее находилось в составе имущества генерирующей компании.
В соответствии с абзацем 11 пункта 2 Правил N 861 под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации. Энергопринимающие устройства потребителя - это находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи (абзац 12 пункта 2 Правил N 861).
Кроме этого, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В соответствии с пунктом 81(6) Основ ценообразования при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 20.12.2016 N 1811/16 пристанционное оборудование ПС 220 кВ Ручьи (распределительные устройства), которое является неотъемлемыми составными частями электростанций Северной ТЭЦ-21 является частью электростанции, то в соответствии с запретом, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 36-ФЗ и пунктом 81(6) Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении электростанций не могут быть установлены.
Данный приказ обжалован, решение суда по спору не вступило в законную силу.
Пунктами 9, 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 предусмотрено, что договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
При передаче ранее присоединенных объектов электроэнергетики в собственность другим лицам новое технологическое присоединение не требуется, выполняется равнозначная процедура переоформления документов о ранее выполненном технологическом присоединении.
Пунктом 58 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае, когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
Заявка на оформление технологического присоединения по всем точкам поставки подана, но технологическое присоединение ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" не оформлено.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.06.2016 N 516 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть", ПС 220 кВ "Ручьи" отнесена к объектам электросетевого хозяйства, отнесенных к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Статьей 14 Закона N 35-ФЗ на АО "Системный оператор Единой энергетической системы" возложена обязанность по участию в осуществлении уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за техническим состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, влияющих на надежность и безопасность функционирования Единой энергетической системы России.
АО "Системный оператор Единой энергетической системы" в письме от 01.11.2016 N Р32-82-IV-19-5594 был представлен анализ наличия (отсутствия) у ОРУ-220 кВ и ОРУ-110 кВ ПС 220 кВ Ручьи общих технологических систем с Северной ТЭЦ.
В соответствии с пунктом 81(6) Основ ценообразования при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы (независимо от их предназначения) в отношении объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, имеющих одну или несколько общих с объектом по производству электрической энергии (мощности) систем собственных нужд, оперативного тока, релейной защиты и автоматики, снабжения сжатым воздухом коммутационных аппаратов, связи для осуществления оперативных переговоров, сбора и передачи телеметрической информации в диспетчерские центры субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также объектов электросетевого хозяйства, которые учтены в составе объекта по производству электрической энергии (мощности) при обращении электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
В соответствии с анализом проведенным системным оператором ОРУ-110 кВ и ОРУ-220 кВ ПС 220 кВ Ручьи имеют с Северной ТЭЦ (ТЭЦ-21) несколько общих технологических систем из числа указанных в пункте 81(6) Основ ценообразования.
Учитывая системное толкование пункта 81(6) Основ ценообразования и пункта 6 Критериев ТСО следует, что органам регулирования при рассмотрении вопросов о соответствии сетевых организаций критериям ТСО не следует учитывать, находящихся на праве владения или пользования, в том числе на праве собственности объекты пристанционного оборудования электростанций.
Данные действия органа регулирования направлены на исключение необоснованных расходов регулируемой организации поскольку, выделение сетевого оборудования из единого имущественного комплекса электрических станций и создание на их базе сетевых организаций с целью получения доходов за счет оплаты передачи электрической энергии через соответствующие объекты, приводит к дополнительной тарифной нагрузке на потребителей услуг по передаче электрической энергии.
Кроме этого, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Учитывая, что пристанционное оборудование ПС 220 кВ Ручьи (распределительные устройства) является неотъемлемыми составными частями электростанции Северной ТЭЦ-21, то в соответствии с запретом, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 36-ФЗ и пунктом 81(6) Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении электростанций не могут быть установлены, электроэнергии не должна оплачиваться.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2017 по делу N А56-75561/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.