г. Челябинск |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А07-4064/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2017 года по делу N А07-4064/2016 (судья Давлеткулова Г.А.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" Варицкий В.Н. (доверенность от 17.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" (далее - заявитель, ООО "Транс-лайн", общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация ГП г. Ишимбай, администрация) по исполнению положений ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ) и обязании в десятидневный срок провести проверку представленных ООО "Транс-лайн" сведений о маршрутах регулярных перевозок пассажиров и включить эти сведения в реестр маршрутов регулярных перевозок (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.12.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Транс-лайн" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, ООО "Транс-лайн" ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание имеющий быть со стороны администрации факт нарушения требований ч. 1 ст. 26, ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, учитывая, что в данном случае не требуется согласования перевозчиками графиков маршрутов движения автобусов и его утверждения уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, - исходя из условий Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112) и Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Поскольку порядок проведения конкретных действий и мероприятий по обеспечению реализации (подготовки к введению в действие и исполнению) Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ урегулирован его статьей 39, соответственно он не может регулироваться законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представило и явку уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
В соответствии со с статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле N А07-4064/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательств, 10.08.2015 письмом N 15/06 заявитель на основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ направил заинтересованному лицу сведения о 8 маршрутах регулярных перевозок, однако, администрацией на официальном сайте в сети "Интернет" сведения о маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых обществом с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" по указанным 8 маршрутам, размещены не были.
В силу условий пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статьей 7 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 N 77-з "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления следует из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включая легковое такси, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112.
В соответствии со статьей 19 Устава муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан представительным органом власти города Уфы, наделенным законодательными полномочиями, является Совет.
Так, решением Совета муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 20.04.2016 N 42/772 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального района Республики Башкортостан" было утверждено Положение об организации на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение).
Частью 6.2 Положения установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулярным тарифам по муниципальным маршрутам обеспечивается посредством заключения администрацией муниципального района муниципальных контрактов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопросы организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам урегулированы разделом 7 Положения, в соответствии с частью 7.2 которого, право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Частью 9.1 Положения установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются администрацией муниципального района, установившей данные маршруты.
Согласно части 9.2 Положения свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 9.3 настоящего раздела; 3) в случае, если в соответствии с разделом 9 настоящего Положения в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и наличие осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с частью 9.3 Положения, без проведения конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 12.1 раздела 12 настоящего Положения обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в чрезвычайной ситуации.
Согласно разделу 12.1 Положения администрация муниципального района, выдавшая свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие выданного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; 2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (в редакции от 13.07.2015), маршрутом регулярных перевозок является маршрут, предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям, путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
При этом правом самостоятельного, произвольного установления маршрута регулярных перевозок, перевозчики (в том числе лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность) не наделены, а, применительно к рассматриваемой в рамках дела N А07-4064/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан ситуации, указанный маршрут должен был быть согласован с администрацией городского поселения город Ишимбай в установленном порядке.
В данном случае обществом с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" не отрицается, что упомянутые выше, в настоящем судебном акте, четыре маршрута регулярных перевозок, в самостоятельном порядке, в отсутствие предусмотренной процедуры, установлены заявителем, равно как паспорта регулярных перевозок утверждены в одностороннем порядке руководителем общества с ограниченной ответственностью "Транс-лайн". Ранее, до обращения к заинтересованному лицу, со ссылкой на ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, общество с ограниченной ответственностью "Транс-лайн", таким образом, не предпринимало действий, направленных на согласование в установленном порядке маршрутов регулярных перевозок.
Соответственно подача обществом с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" в администрацию заявления, содержащего ссылки на ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ по несогласованным маршрутам регулярных перевозок, не создает условия для юридической легализации указанных маршрутов перевозки.
Мнение подателя апелляционной жалобы о том, что для организации маршрутов регулярных перевозок, для общества с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" является достаточным наличие лицензии, полученной на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", - основано на ошибочном толковании обществом закона, а, потому, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (ст. 1 указанного Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Частью 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предусмотрено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включению в реестр подлежат сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, и в указанном порядке не могут быть легализованы маршруты регулярных перевозок, произвольно, в отсутствие предусмотренной процедуры согласования, установленные субъектами предпринимательской деятельности.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции также сделал обоснованный вывод о том, что поскольку администрация обществу разрешительные документы на маршруты не выдавала, договоры с ним не заключала, у администрации согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ не возникла обязанность по включению сведений заявителя в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГП г. Ишимбай и размещении в сети "Интернет" представленных обществом с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" сведений о восьми маршрутах перевозки, что в равной степени следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, согласно которому, в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения: порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
С учетом изложенного, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для включения в сведения о маршрутах регулярных перевозок маршрутов, произвольно установленных обществом с ограниченной ответственностью "Транс-лайн".
Таким образом, совокупность условий, предусмотренная ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Транс-лайн", отсутствует.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная ООО "Транс-лайн" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 09.01.2018 N 1 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Транс-лайн" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2017 года по делу N А07-4064/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Лайн" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 09.01.2018 N 1 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.