г. Москва |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А41-65735/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Игнахиной М.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Профсервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.12.2017, принятое судьей Солдатовым Р.С. по делу N А41-65735/17 по исковому заявлению ООО "Теплоцентраль" к ООО "Профсервис" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Роговенко О.А. по доверенности от 17.09.2016;
от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Теплоцентраль" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Профсервис" о взыскании задолженности по договору N 190 от 01.05.2016 за период с 01.05.2017 по 30.06.2017 в размере 3 322 774,50 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.12.2017 исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ООО "Профсервис", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в связи с принятием истцом во владение, пользование и эксплуатацию котельных и тепловых сетей г. Щелково Московской области на основании договора аренды от 01.05.2016 N 03-ТЦ, заключенного между истцом и ООО "Щелковские коммунальные системы", договора аренды от 01.05.2016. N 04-ТЦ, заключенного между истцом и ОАО "Теплосеть-Инвест", истец с сопроводительным письмом от 25.05.2016 исх. N 42АС направил в адрес ответчика проект договора теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 на поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные в г. Щелково Московской области по адресам: мкрн. Богородский, д. 15, д. 10/1, д. 10/2, ул. Шмидта, д. 9, находящихся в управлении ответчика.
Дополнительным соглашением от 01.07.16 к договору теплоснабжения от 01.05.16 N 190, которое было направлено истцом в адрес ответчика с сопроводительным письмом от 26.07.2016 исх. N 566АС и получено ответчиком, в перечень объектов теплоснабжения был также включен многоквартирный дом по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Космодемьянская, д. 17/4.
Договор теплоснабжения от 01.05.2016 N 190, а также дополнительное соглашение от 01.07.2016 к нему ответчиком подписаны не были.
Указанный договор со стороны ответчика не подписан.
Договор теплоснабжения в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ является публичным договором, то есть договором, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Таким образом, заключение договора теплоснабжения является обязательным для ресуроснабжающей организации и потребителя, в качестве которого может выступать как физическое так и юридическое лицо.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договор), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известит другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторон, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Договор теплоснабжения N 190 от 01.05.2016 был направлен в адрес ООО "Профсервис" с сопроводительным письмом от 20.05.2016 исх. N 42АС. Согласно отметке о получении, проставленной на копии сопроводительного письма договор был получен ООО "Профсервис" 25.05.2016 (вх. N 18 от 25.05.2016).
ООО "Профсервис" не воспользовался своим правом на урегулирование разногласий по условиям договора в досудебном порядке, в адрес поставщика какие-либо протоколы разногласий по условиям указанного договора не поступали.
В судебном порядке условия договора N 190 от 01.05.2016 не оспаривались.
Пунктом 58 постановления от 01.07.1996 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с исполнением обязательств, необходимо иметь в виду, что акцептом, наряду с ответом о полном и безоговорочном принятии условий оферты, признается совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
Следует учитывать, что для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом Гражданский кодекс Российской Федерации не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту, приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте и в установленный для ее акцепта срок.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) и поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
С учетом изложенного, принимая во внимание сформированную правовую позицию, а также доказательства фактического исполнения истцом своих обязательств по поставке тепловой энергии и принятия ее ответчиком, а также произведенную частичную оплату, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, отношения между сторонами должны рассматриваться как договорные.
Также в адрес ответчика 28.07.2016 было направлено дополнительное соглашение от 01.06.2016 о включении в перечень субабонентов (объектов) дополнительных жилых домов, которое было получено адресатом 03.08.2016 ООО "Профсервис" не воспользовался своим правом на урегулирование разногласий по условиям договора в досудебном порядке, в адрес поставщика какие-либо протоколы разногласий по условиям указанного договора не поступали.
Факт заключения между сторонами названного договора N 190 был также установлен Арбитражным судом Московской области в рамках дела N А41-72190/16, N А41-90708/16.
В соответствии с пунктом 11.1 договора при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по настоящему договору теплоснабжения сторона обязана направить другой стороне претензию.
Срок рассмотрения стороной претензии (срок претензионного урегулирования споров) - пять календарных дней с момента получения претензии стороной.
Материалами дела установлено, что до обращения с настоящим иском в суд истец направил в адрес ответчика претензию об оплате задолженности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Доказательств, подтверждающих факт оплаты полученной теплоэнергии в полном объеме за спорный период, осуществления взаимозачета в одностороннем или в двустороннем порядке, ответчиком не представлено.
Также не представлено доказательств, свидетельствующих о поставке теплоэнергии в иных объемах и с ненадлежащим качеством.
Согласно пункту 8.1 договора теплоснабжения оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (компонент тепловая энергия) производится по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (компонент тепловая энергия) до момента установления тарифов в соответствии с действующим законодательством производится по согласованным сторонами тарифам согласно приложению N 3.
С мая 2016 года по настоящее время ООО "Теплоцентраль" осуществляет поставку коммунального ресурса на объекты ответчика посредством использования объектов теплоснабжения, переданных по договору аренды от ООО "Щелковские коммунальные системы".
Таким образом, ввиду отсутствия утвержденных тарифов для ООО "Теплоцентраль", истец принимает тарифы, утвержденные ранее Комитетом по ценам и тарифам Московской области для ООО "Щелковские коммунальные системы".
Указанные тарифы утверждены распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22.10.2012 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" применение тарифов, установленных для других организаций, возможно только в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей организации, которая в порядке правопреемства в текущий период регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности такой организации.
Кроме того, в случае отсутствия нормативного правового акта, устанавливающего регулируемую цену на коммунальный ресурс, в период подготовки подтверждающих документов для установления тарифов на тепловую энергию до момента установления тарифов теплоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг могут производить расчеты по согласованному обеими сторонами тарифу.
Все спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии, введенными в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, и фиксирующими показания расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 договора теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 учет отпущенной тепловой энергии и горячей воды производится на основании показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды, установленных на границах раздела тепловых сетей и тепловых пунктах абонента. Данные показаний прибора учета по состоянию на 00 часов 1-го число месяца, следующего за расчетным, представляются абонентом в теплоснабжающую организацию до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, а также предоставляются сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений (пункт 7.2 договора).
Согласно пункту 8.1 договора теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение производится по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. Оплата тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение до момента установления тарифов в соответствии с действующим законодательством производится по согласованным тарифам согласно приложение N 3 к договору.
Пунктами 8.2, 8.3 договора теплоснабжения от 01,05.2016 N 190 установлено, что расчеты по договору осуществляются в безналичном порядке до 15 числа месяца, следующего за расчетным, неполучение абонентом платежных документов за оказанные услуги не является основанием для не оплаты.
Ответчик представил истцу сведения, содержащие показания общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по спорным многоквартирным домам за расчетный период (в мае - июне 2017 года).
Исходя из указанных показаний общедомовых (коллективных) приборов учета истец предъявил к оплате ответчику стоимость поставленной тепловой энергии в размере 3 322 774,50 руб.
Неоплата ответчиком поставленной тепловой энергии на указанную сумму послужила основаниям для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Согласно пункту I статьи 15 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.13 N 1034, предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов учета узла учета потребителя за расчетный период.
Поскольку тепловая энергия поставляется истцом ответчику с целью использования при производстве и предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, к отношениям сторон по поставке тепловой энергии также подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в частности, Правил N 124.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, регулируется положениями подпункта а) пункта 21 Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498), согласно которым объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В материалах дела относимые, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие объем тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений в спорном периоде, зафиксированных общедомовыми приборами учета.
Как следует из пояснений истца, в общедомовых приборах учета, установленных в спорных многоквартирных домах, отсутствует техническая возможность фиксации объемов тепловой энергии, потребленной собственниками нежилых помещений. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общедомовые приборы учета отдельно фиксируют объем тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями.
Каких-либо договоров на поставку тепловой энергии с собственниками нежилых помещений в спорных многоквартирных домах истец не заключал, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 в случае, если объем потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений не зафиксирован общедомовыми приборами учета, то вычитать его из общего объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым (коллективным) прибором учета, не представляется возможным.
Иной подход лишает смысла установку общедомовых (коллективных) приборов учета и противоречит целям и задачам законодательства об энергосбережении, в том числе Федеральному закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Контррасчет ответчика, в части объемов потребления тепловой энергии собственниками нежилых помещений, документально не подтвержден, не основан на показаниях общедомового прибора учета, методика выполнения данного расчета не указана, проверить правильность расчета и достоверность использованных в расчете исходных сведений не представляется возможным.
В материалы дела также отсутствуют доказательства, подтверждающие факт наличия в многоквартирных домах нежилых помещений (сведений из единого государственного реестра прав о регистрации права собственности, кадастровых паспортов, технических паспортов (планов) нежилых помещений), не представлены показания общедомового прибора учета о потреблении нежилыми помещениями тепловой энергии, не указаны характеристики помещений, позволяющие определить объем потребления тепловой энергии расчетным способом.
Таким образом, доводы ответчика об излишнем начислении суммы задолженности за тепловую энергию, потребленную нежилыми помещениями подлежит отклонению.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом согласно статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статьям 8, 9 АПК РФ стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Между тем, каких-либо доказательств, исключающих требование истца, ответчик не представил.
Неоплата ответчиком полученного ресурса противоречит требованиям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца.
Довод ответчика о необходимости исчисления оплаты за поставленную тепловую энергию на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2016 году противоречит условиям оплаты тепловой энергии, предусмотренными договором теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 и противоречит действующему законодательству.
В силу пункта 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
Пунктом 8.2 договора теплоснабжения от 01.05.2016 N 190 установлено, что расчеты по договору осуществляются в безналичном порядке до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.16, Правила N 124 дополнены пунктом 25(1), согласно которому в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 42.1 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется по фактическому потреблению коммунального ресурса, а предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода.
Таким образом, установленный подпунктом а) пункта 25(1) Правил N 124 новый порядок определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомового прибора учета за прошедший календарный год) и порядок его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) подлежит применению только при условии принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.
До настоящего времени компетентным органом государственной власти Московской области - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области не принято решение об изменении на территории Щелковского муниципального района Московской области или Московской области в целом способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
До момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 органы государственной власти субъектов Российской Федерации также были наделены полномочиями принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, но исключительно в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии (подпункт "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857).
Однако таких решений Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в отношении спорных многоквартирных домов также не принималось и принято быть не могло по причине того, что спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии на отопление.
Следовательно, к спорным правоотношениям по поставке ответчику тепловой энергии в расчетном периоде: май - июнь 2017 года, подлежит применению порядок определения объема коммунального ресурса на отопление и его оплаты, предусмотренный подпунктом "а" пункта 21, пунктом 25 Правил N 124, пунктом 42.1 Правил N 354, и действующий на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, а именно - в объеме фактического потребления в расчетном месяце, определенного по показаниям общедомового прибора учета, срок оплаты - до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Таким образом, законные основания для расчетов за тепловую энергию на отопление исходя из 1/12 среднефактического потребления тепловой энергии в 2017 году отсутствуют.
Расчет потребления тепловой энергии на отопление, произведенный истцом исходя из фактического объема потребления ответчиком тепловой энергии в май - июне 2017 года, определенного на основании представленных ответчиком показаний общедомовых (коллективных) приборов учета, является законным и обоснованным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.12.2017 года по делу N А41-65735/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65735/2017
Истец: ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
Ответчик: ООО "ПРОФСЕРВИС"