г. Воронеж |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А14-6335/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Строгонова К.А. - представитель по доверенности от 24.01.2018;
от публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж": Мишин П.В. - представитель по доверенности N 11-07/524 от 05.09.2017;
от акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2017 по делу N А14-6335/2017 (судья Попова Л.В.) по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" (ОГРН 1043600070458, ИНН 3663050467) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) о признании недействительным предписания от 17.02.2017 регистрационный N 04-31/76,
третье лицо: акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" (ОГРН 1123668009376 ИНН 3663090798),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Воронеж" (далее -заявитель, ПАО "ТНС энерго Вопронеж") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Воронежской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 17.02.2017 регистрационный N 04-31/76 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - акционерного общества "Управляющая компания Левобережного района".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2017, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены.
Предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 17.02.2017 регистрационный N 04-31/76 признано недействительным.
Суд обязал Государственную жилищную инспекцию Воронежской области устранить допущенные предписанием от 17.02.2017 регистрационный N 04-31/76 права и законные интересы публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж".
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ГЖИ Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, следует принять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, исходя из данных технического паспорта на многоквартирный дом - 878 кв.м.
Считает, что информационный ресурс Реформа ЖКХ носит осведомительный характер и не является источником доказательства по делу.
Полагает, что оспариваемое предписание соответствует характеру выявленного нарушения, направлено на его прекращение и является реально исполнимым.
Представитель ГЖИ Воронежской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТНС энерго Воронеж" соглашается с выводами суда первой инстанции, указывает, что оспариваемое предписание ГЖИ Воронежской области не отвечает требованиям об определенности и исполнимости, так как не содержит четких, не допускающих двоякого понимания формулировок.
Представитель ПАО "ТНС энерго Воронеж" в судебном заедании суда апелляционной инстанции просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Акционерное общество "Управляющая компания Левобережного района" отзыв в суд не представило, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области поступило обращение собственника жилого помещения N 53, многоквартирного дома N 3 по улице Менделеева, г. Воронежа по вопросу начисления ОДН за электроэнергию за октябрь, ноябрь, декабрь 2015, 2016 г.г.
На основании поступившего обращения должностным лицом ГЖИ Воронежской области 23.01.2017 был вынесен приказ N 312 о проведении в отношении ПАО "ТНС энерго Воронеж" внеплановой документарной проверки с целью рассмотрения указанного обращения.
По результатам внеплановой документарной проверки 17.02.2017 был составлен акт проверки N 04-29/135, в котором зафиксировано, что распределение объема коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды за период с октября 2015 по март 2016 года произведено без учета площади нежилого помещения в размере 233,3 кв.м (ИП Хомяков О.Е.), что является нарушением п.44 Правил N 354 (редакция от 04.09.2015); при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за июль, сентябрь, октябрь 2016 года, превышены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области, утвержденные Приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1, что является нарушением положений п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В связи с выявленными административным органом нарушениями, ГЖИ Воронежской области 17.02.2017 ПАО "ТНС энерго Воронеж" было выдано предписание N 04-31/76 с требованием в срок до 15.04.2017 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды:
- за период с октября 2015 года по март 2016 года с учетом площади нежилого помещения в размере 233,3 кв.м;
- за период июль, сентябрь, октябрь 2016 года с учетом норматива, установленного Приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1 и п.44 Правил N 354.
ПАО "ТНС энерго Воронеж" не согласилось с предписанием от 17.02.2017 N 04-31/76, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Оспариваемое предписание признано недействительным.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из содержания п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Госжилинспекция Воронежской области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (далее - Закон N 294-ФЗ).
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Согласно статье 17 Закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом приведенных положений и норм, полномочия по выдаче предписаний административным органом подтверждены.
Вместе с тем, признавая предписание, выданное уполномоченным органом недействительным, суд области обоснованно принял во внимание следующее.
ГЖИ Воронежской области выявив в ходе проверки нарушения со стороны ПАО "ТНС энерго Воронеж", выдало предписание произвести перерасчет размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды.
Как верно отметил суд области, предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю.
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое предписание не содержит указаний на площадь мест общего пользования, в которую необходимо включить площадь нежилого помещения в размере 233,3 кв.м. при предписанном перерасчете платы; инспекцией не представлены бесспорные доказательства того, что спорный МКД не имеет иных мест общего пользования, определяемых в соответствии со ст.36 ЖК РФ, кроме указанных в техпаспорте на данный многоквартирный жилой дом; требование произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за июль, сентябрь, октябрь 2016 года с учетом нормативов, утвержденных приказом УРТ N 39/1, сделано без указания его редакции.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующим Федеральному закону N 294-ФЗ.
В целях приведения в соответствие действующему законодательству, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397 "Об утверждении Положения об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области" и на основании решения Правления УРТ от 13 декабря 2016 года N 55/1 уполномоченным органом был издан приказ от 13 декабря 2016 года N 55/1 "О внесении изменений в приказ УРТ от 30.08.2012 N 39/1 "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области".
Приказом Управления по тарифам от 13 декабря 2016 г. N 55/1 в приказ от 30 августа 2012 г. N 39/1 внесены изменения в приложение N 2 и абзац 1 пункта 3 приложения к приказу N 39/1, согласно которым нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области установлены в размере: в отношении многоквартирных домов, не оборудованных лифтами - 0,51 кВт.ч в месяц на кв. м; в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами - 1,75 квт.ч в месяц на кв. м.
Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Воронежской области" в части порядка определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, установленного пунктом 3 приложения к приказу, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 24 сентября 2015 г. N 47/7, и в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Воронежской области, согласно таблице 1 приложения N 2, в редакции приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 ноября 2015 г. N 52/1 признан недействующим с даты вступления в законную силу Определения ВС РФ от 06.07.2017 по делу N 14-АПГ17-6.
Суд области обоснованно отметил, что согласно части 2 статьи 13, частям 4 и 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период (п.13 Постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Обязанность доказывания законности оспариваемого предписания в силу положений ст.ст.65,200 АПК РФ возложена на ответчика по делу.
В нарушение положений ст.ст.65,200 АПК РФ ГЖИ Воронежской области не представлены надлежащие доказательства законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с выводами суда, но не опровергают их, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией административного органа, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.11.2017 по делу N А14-6335/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.